Страновые риски Италии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Реферат
по Международному бизнесу
на тему: «Страновые риски Италии»
Краткая информация об Италии
Ита́лия, официальное название — Италья́нская Респу́блика— государство на юге Европы, в центре Средиземноморья. Страна названа по этнониму племени италики.
Граничит с Францией на северо-западе (протяженность границы — 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) — на севере и со Словенией — на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).
Занимает Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.
Италия входит в число государств Шенгенского соглашения.
Основано 2 июня 1946. Официальный язык - итальянский. Столица - Рим. Крупнейшие города: Рим, Милан, Неаполь, Турин.
Форма правления - Парламентская республика. Президент - Джорджо Наполитано. Премьер-министр - Сильвио Берлускони.
- Всего: 301 230 км²
- % водной поверхности: 2,4
- Всего (2009): 60,157,214 чел.
- Плотность: 196 чел./км²
- На душу населения: 39 565 $
Этнохороним: итальянец, итальянка, итальянцы
Внешняя политика Италии
Вплоть до 1861 года Италия была раздроблена, посему многочисленные итальянские государства вели собственную внешнюю политику, ориентируясь на соседние мощные государства.
С 1861 года политика объединённой Италии была направлена на присоединение областей с проживающими там итальянцами, а именно — Папскую область, Трентино, Истрию, Далмацию. Также Италия стремилась создать собственную колониальную империю. Во время франко-прусской войны 1870 года Италия присоединила Папскую область. Далее ориентировалась во внешней политике на Германию, так как желала укрепиться в Тунисе, на который также претендовала Франция. Однако из-за желания присоединить Истрию и Трентино, Италия вступает в противостояние с Австро-Венгрией в конце 19 в. — начале 20 в.
С 1914 Италия ведет переговоры с Антантой, состоя в союзе с Германией, торгуясь с ними. В итоге в 1915 году страны Антанты обещают Италии желанные территории, если она согласится выступить на стороне Антанты. И в 1915 Италия нападает на Австро-Венгрию. По результатам Парижской мирной конференции 1918 года Италия получила Истрию, Трентино и ряд островов в Адриатическом море. После Первой мировой войны у Италии появился новый соперник — Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, в 1929 ставшее Югославией.
После прихода фашистов к власти внешняя политика Италии становится крайне радикальной. Конфликты с Югославией становятся актуальными вплоть до окончания Второй мировой войны, по результатам которой Италия вернула Далмацию и Истрию Югославии, предоставила независимость Албании. После Второй мировой войны политика Италии была пассивной, страна следовала в русле НАТО и США в частности. В стране доминировало представление о роли Италии как о роли «средней державы». В конце 80-х эта идеология начала меняться в связи с событиями в соседней Югославии. Италия начала уделять больше внимания процессам на постъюгославском пространстве и в целом в Средиземноморье.
Италия принимала участие в Балканской операции НАТО, в Косовской операции, а также отправила своих солдат в Ирак и Афганистан.
Именно после кризиса в Косово произошла трансформация идеи «средней державы» в идею «мира протагонистов», то есть мира, в котором Италии отведено важное место. Позже Италия объявила Балканы зоной своей «ответственности» в рамках НАТО.
К внешнеполитическим приоритетам Италии относятся: Средиземноморье, Балканский регион, США, Европейский союз, страны Центральной и Восточной Европы, Россия [1].
Риски |
Баллы |
Политический риск |
20 |
Экономический риск |
15 |
Социальный риск |
15 |
Энергетический риск |
20 |
Экологический риск |
15 |
Всего |
85 |
Политический риск
Более десятилетия Италия управлялась двухполярной политической системой. Избиратели могли выбирать между коалицией левого крыла или коалицией правого крыла. Разочарованные действующим правительством могли голосовать за оппозицию. А наличие жизнеспособной альтернативы оказывало дисциплинирующее воздействие на политиков.
Сейчас существует высокий риск того, что итальянские политики вернутся к своим старым привычкам.
Правительство Сильвио Берлускони в одном из последних актов должно было заменить мажоритарную избирательную систему, введённую в 1993 году, пропорциональной. Новая избирательная система изменяет средства поощрения политиков и может стать причиной возврата к чередующимся коалициям и нестабильному правительству. Данный исход ускорится, если Берлускони, что вероятно, отойдёт от политики на предстоящий избирательный срок [2].
Экономический риск
Италия, как полагают наблюдатели, переживает полосу стагнации. Экономический рост в стране довольно неожиданно сократился во втором квартале этого года, приближая риск четвертой по счету рецессии на Апеннинах за последние 10 лет. Об этом говорится в официальном коммюнике национального статистического института ИСТАТ.
По сравнению с первым кварталом 2008 г. в Италии зафиксировано уменьшение ВВП на 0,3%, тогда как рост в первом квартале составил 0,5%. В первом квартале 2008 г. экономика Италии показывала пусть и небольшой, но рост. По сравнению с тем же периодом годом ранее ВВП увеличился на 0,3%, а по сравнению с предыдущим кварталом - на полпроцента, отмечают финансовые эксперты. Они подчеркивают, что экономика Италии, входящей в зону евро, занимает четвертое место в Европе, но считается одной из самых медленно развивающихся среди всех стран Евросоюза [3].
Социальный риск
В течение последнего десятилетия ХХ века проблемы социальной сферы в Италии выдвинулись на первый план. Существенным толчком для перемен в системе социальной защиты стали возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономических параметров стран - участниц Европейского союза.
На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется рядом нерешённых вопросов. Одна из основных проблем социальной политики Италии - традиционное различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. На фоне общей безработицы в Италии уровень безработицы на севере страны составлял около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а на юге - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социального страхования начинают играть некоторые виды. Прежде всего это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах, помимо своего основного назначения, выполняет роль пособия по безработице и социальной помощи.
Для Италии характерна более высокая, чем в других странах Западной Европы, доля незанятых женщин, число которых в общей численности безработных составляет 16% (что почти вдвое превышает уровень мужской безработицы - 9% и молодёжи, уровень безработицы среди которой также высок - 12,4%).
Отрицательную роль в итальянской системе социальной защиты играет одновременное существование плохо социально гарантированных секторов экономики и секторов, в которых благодаря определённым обстоятельствам (например, широкое развитие профсоюзного движения, особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Кроме того, сюда также относится и неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам оказались без каких-либо доходов. В силу этих, а также ряда других обстоятельств итальянская социальная политика часто характеризовалась как "рудиментарная".
Серьёзную проблему представляет собой асимметричная структура социальных расходов. Это проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную долю социальных расходов составляет пенсионное обеспечение - 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). По этой причине Италию иногда называли страной пенсионеров.
Основные виды минимального социального обеспечения в Италии – это социальная помощь неимущим в трудоспособном возрасте и социальные пенсии по старости. Хотя предоставление “минимальных для жизни средств” декларируется в итальянской Конституции, в Италии отсутствует всеобщее сходное, например, с немецкой системой социальной помощи, социальное обеспечение для людей в трудоспособном возрасте. Правовая регламентация этой проблемы лежит, как правило, в компетенции регионов, решающих вопросы предоставления социальной помощи в зависимости от собственного бюджета. Подобная несовершенная защита от рисков, например при долговременной безработице, представляет собой существенный пробел в итальянской системе социального обеспечения.
Таким образом, тенденции развития социальной политики в Италии 90-х годов ХХ века были связаны с двумя особенностями. С одной стороны, критерии сближения Европейского союза обуславливали проведение жёсткой рестриктивной политики в социальном секторе. С другой стороны, несовершенно итальянской социальной системы делало очевидным необходимость расширения тех сфер социального обеспечения (семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь), которые были традиционно слабыми в общей системе социальной защиты [4].
Энергетический риск
В отсутствие достаточных собственных запасов энергетического сырья, решение проблемы эффективного и надежного обеспечения энергоресурсами играет для Италии особую роль. Политика итальянского правительства в области энергетики направлена, прежде всего, на диверсификацию источников снабжения, расширение стран-поставщиков с целью минимизации политических и экономических рисков и создания конкурентной среды, повышения в энергобалансе удельного веса природного газа.
Необходимо отметить, что ведущая энергетическая группа Италии - ЭНИ, исходя из стратегических интересов обеспечения страны энергоносителями, прежде всего нефтью и газом, проводит достаточно активную политику на внешних рынках. В течение 1997г. ЭНИ открыла и получила право на обустройство и эксплуатацию новых месторождений нефти и газа в Египте, Анголе, в Северном море (Великобритания, Норвегия, Голландия). Среди приоритетных регионов дальнейшей производственной экспансии ЭНИ - Россия (в 1998r. ЭHИ пoдпиcaлa с РАО <Газпром> соглашение о стратегическом сотрудничестве), Казахстан, Азербайджан, страны Африки и Ближнего Востока. В 1997г. группой разработана программа на период 1997-2000гг., предусматривающая общий объем инвестиций в размере 36 трлн. лир (около 20 млрд. долл.), 40% которых будет осуществлено за рубежом, главным образом, в разведку и добычу углеводородного сырья [5].
Экологический риск
Резкий скачок в развитии правового регулирования охраны окружающей среды в Италии произошел в конце 90-х годов. Это связано с тем, что высшие органы ЕС стали оказывать активное давление на правительство Италии. Это давление оказывается и на сегодняшний день. Так, Европейская Комиссия намерена передать дело о мусорном кризисе в итальянской области Кампанья в Европейский суд. Именно мусорный кризис в Неаполе и в прилегающих регионах стал одной из причин смены правительства в Итальянской Республике. А массовые протесты населения, перешедшие в беспорядки, заставили задуматься об эффективности системы переработки мусора не только итальянских чиновников, но и европейских. При этом следует отметить, что кризис не явился неожиданностью, так как проблема с мусором в южных регионах страны существует уже около 15-ти лет. Основным виновником данного кризиса многие специалисты считают организованную преступность (мафию или, как стали называть эти структуры в СМИ, экомафию), которая зарабатывает огромные деньги на незаконном обороте отходов. Итогом противостояния властей и жителей Неаполя стало решение о строительстве дополнительных мусоросжигающих заводов, привлечение армии для уборки города и противостояния демонстрантам, арест и увольнение нескольких десятков чиновников и обещание решить проблему в течение двух-трех лет. Эта ситуация служит наглядным примером того, как недостаточная воля государственных органов и нежелание уделять внимание экологическим проблемам могут привести к катастрофическим последствиям [6].
Литература
1.#"#">#"#">#"#">#"#">http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1303190