Стратегии реагирования НАТО в условиях международных конфликтов и их влияние на взаимоотношения с Ро...
КУРСОВАЯ РАБОТА
СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ НАТО
В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ
2004 год
О Г Л А В Л Е Н И Е:
1.1. Факторы пересмотра стратегических приоритетов НАТО.. 7
1.2. Концепции институциональной реорганизации НАТО.. 11
1.3.Новая внешнеполитическая стратегическая концепция НАТО.. 14
ГЛАВА 2.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ И НАТО В СВЕТЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА В КОСОВО.. 17
2.1.Взаимоотношения России и НАТО в свете обострения кризиса в Косово 17
2.2.Возможные пути разрешения нового косовского кризиса.. 20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. С завершением «холодной войны» проблемы войны и мира приобрели новое звучание. Надежды на то, что XXI век будет более безопасным для человечества, чем XX, пока не оправдываются. Наблюдается рост числа неядерных, локальных, межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. В условиях роста разрушительной силы обычного оружия, последствия этих конфликтов становятся все более опасными. Сохраняются разногласия по многим вопросам, в том числе и относящимся к сфере военной безопасности, между Российской Федерацией и Соединенными Штатами, которые остаются наиболее мощными в военном отношении державами современного мира. От того, какие подходы к этим проблемам возобладают в США, самой сильной в военном отношении державе современности, ядре системы союзов, главным из которых является Североатлантический альянс, во многом зависит будущее состояние системы международных отношений.
Именно на данном этапе мирового развития закладываются основы стратегии расширяющегося на Восток блока НАТО, определяются контуры военно-политических доктрин и направлений военного строительства США на XXI век. Очевидно, то, как они будут сформулированы и реализованы, повлияет на содержание военных доктрин и направленность военного строительства других стран мира, в том числе и Российской Федерации.
Начиная с 1993 г., расширение Североатлантического альянса на восток образует одну из ведущих сюжетных линий в отношениях между Россией и Западом, в формировании российской внешней политики в целом, в борьбе идей и политических течений по вопросу о военно-стратегической ориентации России и, в конечном счете, о ее цивилизационной принадлежности. При этом история дискуссий о расширении НАТО свидетельствует о глубоких различиях в восприятии проблемы российскими и западными наблюдателями.
Новую волну интереса к проблемам войны и мира, уже в преломлении к современным реальностям, вызвали события вокруг Югославии и в Ираке. Военные операции, проведенные НАТО против Сербии и в Ираке показали, как правящая элита США укрепляет свое положение в мире. Силовые акции стали восприниматься не только как оправданные, но и целесообразные[1]. В США постоянная готовность к войне рассматривается как ключевой фактор, благодаря которому остальные слагаемые национальной мощи приобретают реальную значимость а международных отношениях[2]. Победив в «холодной войне», США перешли к политике «ультраколониализма»[3], установления контроля над мировыми ресурсами.
Российскими специалистами подготовлен ряд аналитических материалов[4], посвященных различным аспектам политики США в области обороны, развитию и финансированию отдельных военных программ, изменениям в стратегии НАТО в новых политических условиях. Эти публикации и материалы представляют значительный интерес для понимания взглядов правящих кругов США на роль военной силы в современном мире.
Острый конфликт сил НАТО с гражданским населением в Ираке и события в Косово (в 90-х годах ХХ века и 17 марта 2004 года) обнажили целый комплекс проблем, сопутствующих Североатлантическому альянсу на протяжении последних лет, их неспособность урегулировать острые этнополитические и внутриполитические конфликты.
На этом неблагоприятном фоне во всей полноте проявился и институциональный кризис в самих НАТО, не позволяющей этой структуре, использующей устаревшие доктрины и технологии, принимать адекватные и оперативные решения по сложным политическим. Разрушение мифа о «сербской национальной нетерпимости» по отношению к албанцам поставило задачу пересмотра подходов не только к разрешению косовского кризиса, но и всей дальнейшей стратегии альянса по вопросам урегулирования локальных конфликтов. В одном из немногочисленных исследований по проблемам Югославии подчеркивается, что кризис, разразившийся в этой стране и вылившийся в кровопролитную войну на Балканах, стал одним из самых серьезных по значимости и последствиям событии а политической жизни Европы после окончания Второй мировой войны. Безусловно, распад СФРЮ находился в контексте еще более крупномасштабных перемен, потрясший всю Восточную Европу на переживаемом нами ныне историческом этапе[5]. События в Ираке способны вовлечь в затяжной вооруженный конфликт фактически весь Ближний Восток.
В этих условиях антикризисная стратегия и операции НАТО, их характер и направленность приобретают критическое значение как с точки зрения взаимоотношений России с альянсом, так и в свете более широких интересов обеспечения безопасности Российской Федерации.
Цель курсовой работы - показать стратегии кризисного реагирования НАТО в условиях международных конфликтов и их влияние на взаимоотношения с Россией.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
_определить факторы пересмотра стратегических приоритетов НАТО после окончания «холодной войны»;
_проанализировать внешние и внутренние стратегии антикризисного реагирования НАТО в новых международных условиях;
_показать воздействие новых стратегий НАТО на взаимоотношения с Россией на примере вооруженного конфликта в Косово весной 2004 года;
_определить возможные пути разрешения косовского кризиса.
Теоретическая основа работы. Современная американская политическая мысль продолжает опираться на подходы, разработанные в период «холодной войны» такими аналитиками, как 3. Бжезинский, Г. Кан, Дж. Кеннан, Г. Киссинджер, Г. Моргентау, У. Ростоу, Р. Страус-Хюпе, поэтому в данной работе были использованы основные положения, изложенные в наиболее известных работах перечисленных авторов.
В курсовой работе также были использованы публикации А.Д.Богатурова, И.Ю.Жинкиной, Б.Н.Занегина, Ю.А.Иванова и других, международно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения России с Североатлантическим альянсом.
ГЛАВА 1.СТРАТЕГИИ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НАТО В МЕЖДУНАРОДНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ КОНЦА 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
1.1. Факторы пересмотра стратегических приоритетов НАТО
Вооруженные силы Североатлантического альянса[6] были созданы в 1949 году как структура, обеспечивающая взаимную защиту против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Глобальные геостратегические сдвиги на рубеже 80-90-х годов XX века, связанные с распадом Советского Союза и окончанием «холодной войны», привели к изменению международного статуса США и оказали воздействие на стратегические цели НАТО. Перед Североатлантическим альянсом возникла проблема внешней адаптации к новым международным условиям и вопрос внутренней структурной перестройки.
Важнейшим фактором пересмотра стратегических приоритетов НАТО стало изменение характера основных угроз международной безопасности. Несмотря на то, что глобальное противостояние сверхдержав ушло в прошлое, степень конфликтности и политико-военной нестабильности в Европе и мире не столько уменьшилась, сколько приобрела качественно новое содержание. На первый план вышли проблемы регулирования многочисленных очагов региональной напряженности, которое не только превратилось в одно из ключевых направлений мировой политики, но и приобрело резко военизированный характер - все более очевидным стало преобладание так называемого силового умиротворения над «традиционным миротворчеством» времен «холодной войны».
Центр регионального вооруженного противостояния сместился в сторону более ограниченных по масштабу и географическим параметрам столкновений. Серия серьезных провалов 1993-1994 гг. в области регулирования локально-региональных конфликтов не только в странах «третьего мира» (крах многонациональной операции в Сомали, кровопролитные межплеменные столкновения в Бурунди и Заире, обострение ситуации в Афганистане и Анголе и др.), но и в центре Европы (на территории бывшей Югославии), свидетельствовала о том, что «традиционное миротворчество», доминировавшее в таких международных организациях, как ООН, больше не срабатывает. В этих условиях основная нагрузка по реагированию на «новые вызовы» международной безопасности легла на США как на единственную мировую сверхдержаву. Однако на переходном этапе в развитии международных отношений, который характеризуется не абсолютной, а относительной, или «смягченной», однополярностью[7], единоличное бремя ответственности за поддержание глобальной безопасности оказалось непосильным даже для США, что сделало задачу укрепления союзнических отношений с европейскими партнерами по НАТО - основным американским внешнеполитическим приоритетом. Военно-политические структуры НАТО подключились к поиску адекватного ответа на «новые вызовы» европейской безопасности в рамках разработки и проведения в жизнь новой антикризисной стратегии альянса.
Антикризисная стратегия НАТО стала одним из основных направлений внутренней трансформации альянса и разрабатывалась она в тесной взаимосвязи со стратегией его расширения (внешней адаптацией). Необходимо было решить проблему участия объединенных вооруженных сил НАТО в военных операциях, которые, во-первых, не были бы напрямую связаны с обеспечением обороны государств - членов альянса, а во-вторых, проходили бы за пределами его территориальной «зоны ответственности». Таким образом, пересмотру подлежали как стратегические функции альянса, так и его географическая ориентация.
Первым шагом к решению задачи превращения НАТО из оборонительного союза в организацию, нацеленную на обеспечение «коллективной безопасности» ее членов, должна была стать одобренная в ноябре 1991 г. Стратегическая концепция альянса. Ее еще отличал оптимизм по поводу возросших «возможностей успешного разрешения кризисов на ранних стадиях»[8] и потенциала для развития панъевропейского диалога и сотрудничества в этой области, а также признание ведущей роли СБСЕ в регулировании конфликтов в Европе (при возможном участии ЕС, ЗЕС и ООН)[9]. Тем не менее, в этом документе была высказана озабоченность по поводу непредсказуемости новых угроз европейской безопасности и предположение о том, что для решения подобных проблем может потребоваться военная мощь альянса[10].