Структура государственного управления Англии

В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом. Таким образом, термины “ правительство “ и “ кабинет “ не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.

Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер - министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер - министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств.

 Работа кабинета организуется аппаратом, в который входят ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарата может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер - министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.

В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти: от совета графства до советов приходов и сельских островных советов. В течение 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые.

 По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному.

Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства в свою очередь делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа,3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округа.

Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и городских округов избираются на 4 года.

Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

 К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги, социальные службы. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения и т.д.


Институциональный анализ государственного управления

Великобритания не имеет писаной конституции, сформулированной в виде единого, основного закона. В основе государственного устройства лежат важнейшие парламентские статуты, конституционные обычаи, решения высших судебных органов (прецедентное право). Среди существующих законов большое конституционное значение имеют: Великая хартия вольностей 1215 года, Билль о правах 1689 г., Акт о личной свободе 1679 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте, Закон об отправлении правосудия, законы, касающиеся избирательной системы и др.

Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство кажется не очень четким, определенным. Британскую конституцию часто называют неписаной, имея ввиду то обстоятельство, что она никогда не была “записана” в едином акте, Писанная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.

Писанная часть включает в себя статусное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. Выражение “писанный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписанный” закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом.

 Судебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан, а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

К собственно неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практике эти прерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами.

Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого нет какого-либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

Статутное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949гг., Акт о пэрах 1963 г.); законы о правовом положении личности, например Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно - процессуального права); законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

Своеобразная система английского конституционного права в целом, безусловно охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой-либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

Названные источники конституции, однако, постепенно эволюционируют: заметно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм которого препятствует созданию единообразных правовых норм. В то же время такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права. Несомненно, что британская конституция по форме очень отличается от других конституций капиталистических стран, хотя и не является абсолютно уникальной. Подобную форму имеет новозеландская конституция. Основной закон Канады 1982 г. с изданием Акта о Канаде приобрел систематизированный характер, включив в себя 25 актов, начиная с 1867 г.регулирующих как конституционные, так и не конституционные вопросы, и оставив за своими пределами некоторые нормы чисто конституционного характера (например, касающиеся избирательного права).

Особенности британской конституции объясняются условиями политического развития страны. Она формировалась под воздействием борьбы между буржуазией, которую представлял парламент (точнее, его нижняя палата общин), и дворянством, интересы которого выражал монарх. После прихода к власти буржуазии на формировании конституции отражается политическая борьба рабочего класса за свои права и интересы. Конституция Великобритании содержит ряд уступок требованиям трудящихся.

Своеобразная форма британской конституции влечет ряд последствий; прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой - либо особый порядок их принятия, изменения или отмены. Другими словами, конституция относится к числу гибких, т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в парламенте или в условиях обычного судопроизводства. Следующая особенность - отсутствие органов конституционного контроля, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже существующими парламентскими законами и действующими судебными решениями, если эти законы и решения не обладают повышенной юридической силой. Тем более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционным соглашениям, нигде юридически не зафиксированными.

Важнейшая часть любой писаной конституции - хартия, билль или отдельный раздел, посвященный основным правам человека. В британской конституции такого обобщающего раздела или акта нет; несколько законодательных текстов содержат лишь отдельные права и свободы, регулируют главным образом вопросы, связанные с произвольным арестом, с правами сторон в судопроизводстве. Политические права устанавливаются несколькими актами парламента (о народном представительстве 1983 г. и др.), многие права и свободы определяются судебными прецедентами.

Для британской конституции в большей мере, чем для других основных законов капиталистических стран, свойственен формализм, разрыв с действительностью. Этому способствует и то обстоятельство, что многие нормы, институты, органы, созданные очень давно, иногда несколько веков назад, официально продолжают действовать, не будучи отмененными. Будучи конституционной монархией, Великобритания формально управляется монархом с весьма обширными юридическими полномочиями. При монархе состоит тайный совет, который опять же по конституции помогает управлять ему страной. Все законодательные, исполнительные и судебные органы формально получают свою власть от монарха, Фактически же страной управляет правительство, а точнее премьер - министр, в подчинении которого находится и парламент. Тайный совет существует и поныне, но монарх не является “хозяином” даже этого органа; его состав формируется помимо монаршей воли.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты