Субъекты политических отношений

Субъекты политических отношений

Российский Государственный Гуманитарный

Университет

Калужский филиал










Реферат





Тема: «Субъекты политических отношений»

Учебная дисциплина «Политология»
















Студент: Карасев Андрей Викторович

Группа: ЭЗПС


Преподаватель


Оценка «_______________»
















Калуга – 2000

План

 

ВВЕДЕНИЕ …                                                                        … 3 стр.


ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ …                                  … 5 стр.


МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ

В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ …                                    … 5 стр.


ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ

В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ …                                    … 6 стр.


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ

ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ …                                                  … 8 стр.


ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ …                                      … 9 стр.


ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ …                                  … 9 стр.


Список литературы …                                                           … 11 стр.






Введение.


     В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и  через людей.  Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения,  политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность,  ибо сами эти группы, движения,  партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.


     Активное участие  личности  в  политической  жизни общества имеет многоплановое значение.


     Во-первых, через такое участие создаются условия для более полно го раскрытия  всех потенций человека,  для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет  необходимую  предпосылку  наиболее эффективного решения общественных задач.  Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию  человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс.  Но вне демократии,  доверия и гласности становятся невозможны ни творчество,  ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.


     Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным  условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом,  контроля  за   деятельностью   политико-управленческих структур со стороны народа,  средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.


     В-третьих, через  развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.


     ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ.



     Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека,  формирования культуры общения,  навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный  общественный  деятель.  Чем дальше, тем  в  более  широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого в человеке.


МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.


     Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов,  которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной,  что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе,  ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным.  Здесь с политологией состыкуются социология и психология.


     По этому  поводу  высказывались различные суждения.  Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой  самооценки,  что  при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения,  хотя и довольно распространенная,  однако не получила всеобщего признания.  Высказывалось и другое  мнение:  низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности.


     И в том и другом случае проблема мотивации политического  участия сильно психологизируется,  т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится к личным,  психологическим качествам участников политической жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить  в  более  широком социальном контексте.


     Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом,  в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).


ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ

В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.


     Активное включение  личности в политический процесс требует определенных предпосылок.  Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и  политико-правовые.  Опыт  показывает,  что для участия человека в  нормальной  политической  деятельности  необходимо первичное удовлетворение  его  потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах,  жилищно-бытовых условиях,  достижения определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки,  общей и политической культуры.


     В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества  и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.


     Во-первых, вполне обоснован тезис что,  чем богаче общество,  тем оно более открыто демократическим формам функционирования.  В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию  социальные группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двухполосная,  имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс",  который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.


     Во-вторых, уровень  благосостояния  оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.  С.М.Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).


     В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние  служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса профессионально подготовленных управленческих  кадров.  В  условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки,  необходимого для эффективного управления на демократической основе.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ.


     Значительное влияние  на  формирование политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет отдавать предпочтение  авторитарным  и  другим недемократическим идеям и практике.


     Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики.  Это следует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а является объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю.


     По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека,  тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен  к демократическим ориентациям,  установкам и поступкам.


     В.Кей выявил влияние  уровня  образования  на  политическую  роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни;  у более образованного гражданина  сильнее чувство эффективности своего политического участия,  он считает, что может влиять на политический процесс и что  ему  открыт  доступ к политической власти;  чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование  определяет  большую вероятность того,  что гражданин будет политически активен.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ.


     Существенной предпосылкой активного политического участия являются также  политико-правовые  факторы.  К ним относятся демократический политический режим,  доминирование в обществе демократической  политической культуры, правовая обеспеченность демократических процедур формирования всех структур власти,  принятия и реализации политико-управленческих решений,  участия членов общества на всех стадиях политического процесса.


     Политическая деятельность личности основывается  на  совокупности определенных предпосылок,  которые  либо способствуют развитию политической активности,  раскрытию потенциальных качеств человека  как  общественно-политического деятеля,  формированию  личности  как действительного субъекта политической жизни общества,  либо существенно  затрудняют все  эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.


ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.


     Принадлежащие личности права и  свободы  можно  разделить  на  три группы: социально-экономические,  политические и личностные.  К первой группе относятся такие права,  как право на труд,  отдых, образование, охрану здоровья.  Обеспечение  социально-экономических  прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные  потребности, создать достойные для человека условия для существования.


     Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти, право объединяться в общественно-политические организации, право на проведение митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государственными  и  общественными делами и др.  Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию человека,  как общественно- политического  деятеля,  создать предпосылки для его политического участия,  развития общественно-политической активности.


     Третья группа прав - личные права  (право  на  неприкосновенность личности, жилища,  право на тайну переписки,  телефонных переговоров и др.). Осуществление их способствует созданию  условий  для  свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человеческая жизнь невозможна.


 

ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РА

 

 

1.     По­ли­то­ло­гия на рос­сий­ском фо­не. М., 19­93г.


2.     По­ли­то­ло­гия. Ди­дак­ти­че­ский ма­те­ри­ал по кур­су по­ли­то­ло­гия для сту­ден­тов всех спе­ци­аль­но­стей. М., МГТУ ГА, 19­94г.


3. Го­ло­сов Г.В. Срав­ни­тель­ная по­ли­то­ло­гия. МГУ, 19­95г.





Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты