4. Сотрудничество между ЕС и Россией по Калининграду
Расширение Европейского Союза на близлежащие страны знаменует собой открывающиеся для Калининграда благоприятные возможности.
Признавая уникальную ситуацию Калининграда и, в особенности, возможности, открывающиеся вследствие приближающегося расширения Европейского Союза, Комиссия опубликовала в январе 2001 года[2]
Сообщение «ЕС и Калининград». В данном Сообщении Комиссией изложены различные элементы и варианты сотрудничества с Россией и соседними странами по региональному развитию Калининграда.
ЕС уже сейчас активно решает ряд ключевых вопросов в Калининграде и стремится увеличить объём предоставляемого Калининграду финансового и технического содействия для решения встающих перед ним задач.
Калининградская область имеет уникальное географическое положение, являясь анклавом, отделенным от остальной части России, что даёт повод для специального рассмотрения вопроса о передвижении товаров и людей.
Как Россия, так и ЕС заинтересованы в обеспечении контроля и безопасности за пересечением границы при въезде в Калининград и выезде из него без возникновения необоснованных препятствий передвижению людей. Европейский Союз дал ясно понять, что его действующее законодательство требует от российских граждан при пересечении ими внешней границы стран-членов ЕС наличия виз, проставленных на действительных дорожных документах. Позиция ЕС и основные возможности содействия передвижению людей в рамках действующего законодательства изложены в документе ЕС, предоставленном Российскому правительству 5 мая 2002 года. ЕС уже взял на себя обязательства по финансированию развития инфраструктуры пунктов пересечения границы, связывающих с Калининградом. Наличие современных процедур пограничного контроля, эффективного управления и полностью обученных служащих в равной мере важно для содействия перемещению товаров и людей через границу. Не менее важны также решительные действия по устранению коррупции. Содействие ЕС по подготовке таможенных служащих и пограничников в рамках Программы ТАСИС по приграничному сотрудничеству было предложено служащим, работающим в пунктах пересечения границы в Багратионовске и Чернышевске. Польша также выступила с предложением о проведении подготовки таможенных служащих Калининграда. Значительный прогресс был достигнут по вопросу чёткой демаркации границы Калининградской области. Российское правительство завершило составление необходимых соглашений о границе с Польшей и Литвой. Дальнейшее содействие Калининграду в области таможенного сотрудничества будет возможно (в рамках выделенных ассигнований для России по линии ТАСИС) в соответствии с общей стратегией, разрабатываемой в целом для России. ЕС поощряет Россию к продолжению решения вопроса об административном потенциале и беспристрастности её таможенных органов в целях создания надёжной службы, способной содействовать бесперебойному и безопасному перемещению и транзиту товаров через свои границы, обеспечивающей развитие торговли и одновременно эффективно противостоящей практике мошенничества.
Также ЕС поощряет Россию интенсифицировать борьбу с преступностью в Калининграде. Сильная приверженность российских властей на всех уровнях продолжает играть решающую роль в борьбе с нелегальными видами деятельности, которые оказывают разрушительное действие на региональное развитие и общий инвестиционный климат, а также на безопасность близлежащих государств. Вследствие транснационального характера многих видов незаконной деятельности, как ЕС, так и Россия имеют общий интерес в применении совместного подхода и скоординированных действий в борьбе с нелегальными видами деятельности в Калининградской области, такими как незаконная миграция, нелегальная перевозка людей, нелегальная перевозка наркотиков, контрабанда и кража автомобилей.
ЕС, страны Балтии и Россия выразили общее согласие в отношении того, что совершенствование экологической ситуации в Калининградском регионе должно являться приоритетом регионального сотрудничества. Плохая очистка сточных вод и промышленные выбросы угрожают экологии Балтийского моря. Калининград был выбран для оказания адресной помощи Фондом поддержки Экологического партнёрства по Северному измерению (ЭПСИ). За счёт ЭПСИ должны финансироваться предложенные Калининграду проекты по районному отоплению и управлению переработкой твёрдых отходов. ТАСИС частично финансирует проект, направленный на внедрение системы управления экологической политикой региона в целях устойчивого развития. В свою очередь Европейская Комиссия начала проводить исследование по экологической ситуации в Калининграде для более чёткого определения проблем и потенциальных потребностей, требующих содействия в данной области. А в сентябре 2001 года был составлен первый проект в рамках специального кредитования Европейского инвестиционного банка для отдельных экологических проектов по бассейну Балтийского моря в рамках Северного измерения.
На сегодняшний день более 90% сырьевых энергоресурсов Калининграда импортируются из других регионов России. Исследование ТАСИС по энергетике Калининграда[[3]] было завершено в январе 2002 года. Оно разрабатывалось в тесном сотрудничестве с Калининградским агентством регионального развития и содержит ряд технических предложений о том, как решать энергетические потребности Калининграда в будущем, в частности, посредством возведения модульный газовых электростанций (два модуля по 230 МВт каждый) и посредством обновления существующих малых гидроэлектростанций. Сейчас 97% используемой Калининградом электроэнергии импортируется, при этом большая часть поступает с электростанций, которые рассматриваются ЕС как не отвечающие международным экологическим стандартам или уровням ядерной безопасности, в частности, с Игналинской ядерной электростанции.
Существует три основных варианта решения проблемы долгосрочного удовлетворения будущих потребностей Калининграда в энергоресурсах: повышение мощности производства электроэнергии в Калининграде; поставки с основной территории России транзитом через Литву или приобретение энергетических ресурсов у соседних стран. Все названные варианты, вместе с вопросом энергобаланса в регионе, потенциальных энергосбережений за счёт эффективности энергоиспользования и использования возобновляемых энергоресурсов, требуют детального совместного исследования, которое необходимо провести в возможно более короткие сроки.
В настоящее время газ поставляется в Калининград из России по трубопроводу, проходящему через Литву. Никаких особенных трудностей вследствие расширения ЕС не предвидится. Не существует особой необходимости для строительства нового газопровода в Калининград, однако, существующий газопровод нуждается в обновлении. Транзитные поставки традиционных источников энергии через Литву в Калининград также будут далее осуществляться без особенных трудностей после расширения ЕС, как и сейчас. Однако, транспортировка сжиженного попутного газа (потребление Калининграда составляет 30 тыс. тонн в год) железнодорожным сообщением и автомагистралями должна соответствовать стандартам ЕС по транспортировке таких потенциально опасных грузов.
Важным вопросом является разработка стратегии смешанного транспорта с целью обеспечения отлаженной функционирующей системы связи Калининграда с соседними странами и основной частью России наземно, по морю и воздуху. Калининград пересекают два смешанных Пан-европейских коридора с автомагистралью и железнодорожными путями. Коридор I соединяет Балтийские страны с Польшей и Германией через Калининград, а для ЕС он представляет главный приоритет дальнейшего развития. Коридор I имеет два боковых ответвления, один из которых проходит через Калининград в Гданьск. Коридор IX соединяет Калининград с Минском и Киевом, а также представляет центр совместной деятельности по совершенствованию транспортной инфраструктуры. Меморандумы о понимании развития этих двух транспортных коридоров были подписаны с Россией в 1995 году (Коридор IX) и 1996 году (Коридор I). Российское правительство приближается к достижению соглашения с Литвой и Польшей по скоординированному развитию этих коридоров и включению их в Федеральную программу «Дороги России в 21 веке».
В целях усиления позиции Калининграда в качестве транспортного центра ЕС видит потенциал в развитии разнообразных смешанных железнодорожных терминалов: дорожно-рельсовых и рельсово-рельсовых между колеями различной ширины. Железнодорожные пути Калининграда соединены с железнодорожными сетями России, Беларуси, Балтийских стран и Финляндии (1520 мм), которые отличаются от сети, используемой в большей части Европы (1435 мм). Развитие железнодорожных путей должно осуществляться в сочетании с развитием портов. Эффективность работы транспортных коридоров I и IX послужит предпосылкой дальнейшего развития. ЕС выделяет почти 1 млн евро в рамках содействия по линии ТАСИС для осуществления проекта развития Калининградского порта, в целях усиления конкурентоспособности Калининградских портов.
Белая книга ЕС по политике в области европейского транспорта до 2010 года содержит концепцию «Морские пути» для облегчения транспортных проблем и ослаблению пробок на магистральных сообщениях. Может существовать потенциал для интегрирования в него «Морских путей Балтийского моря» и морских транспортных связей с Калининградом. Соглашение между Россией и Польшей по развитию свободной навигации в Заливе Вистула-Калининград, открытии Пролива Пилава, пойдет на пользу как портам Польши, в настоящее время лишенным доступа к открытому морю, так и Калининградскому региону.
ЕС приветствует введение по организации ежедневных рейсов по маршруту Варшава-Калининград и усилия России по стимулированию возобновления прямых рейсов в ЕС. Меры, нацеленные на совершенствование воздушных сообщений и инфраструктуры аэропорта в Калининграде, должны быть частью растущего сотрудничества ЕС-Россия в авиации и должны координироваться с предусмотренным ЕБРР «Фондом по модернизации российской авиации».
Калининград является одним из трёх пилотных регионов в рамках осуществляемого ТАСИС Проекта по передаче опыта предыдущих проектов ТАСИС в сфере здравоохранения в Северо-западной области, который посвящён реформам здравоохранения. Приоритеты, которые определены местной администрацией для данного проекта, включают усиление механизма оказания первой медицинской помощи, предупреждение злоупотреблений лекарственными средствами и медицинское обслуживание матери и ребёнка. Одной из самых серьёзных проблем в регионе также является распространение инфекционных заболеваний, в частности, СПИДа и туберкулёза. Проводимые в Калининграде различные малые проекты в секторе здравоохранения уже финансируются на двусторонней основе странами-членами ЕС.
ЕС оказывает помощь Калининграду и в сфере образования. Например, предоставил поддержку проектам в Калининградском государственном университете в рамках программы ТЕМПУС. Несколько стран-членов ЕС в Совете государств Балтийского моря также заметно активны в предоставлении двустороннего содействия сектору образования, в частности, организации Евро-факультета в Калининградском государственном университете. ЕС будет продолжать предоставлять содействие в образовании и подготовке специалистов в Калининграде. Сюда может входить поддержка по обучению предприятий информационным технологиям и поддержка в рамках программы ТЕМПУС в ответ на подачу учебными ведомствами Калининграда качественно проработанных проектных предложений. Комиссия готова осуществить проверку возможности организации конкретной деятельности по распространению информации о программе ТЕМПУС в Калининграде.
Различные Программы и Предложения со стороны стран-членов ЕС вносят существенный вклад в развитие Калининградского региона. Эффективность мер по содействию региональному развитию зависит от продолжения деятельности по укреплению правопорядка и реализации принципов надлежащего управления. Своевременное проведение указанных практических мероприятий потребует твёрдой приверженности и достаточного объёма ресурсов от России и от ЕС в течение последующих нескольких лет.
4.1 Экономическое развитие региона
Многое предстоит предпринять для стимулирования экономического развития и привлечения инвестиций в регион, что существенно для экономического и социального благосостояния жителей Калининграда. Основная ответственность за экономическое развитие Калининграда лежит на центральных властях в Москве и местных органах власти в Калининградской области. Расширение ЕС должно создать дополнительные возможности для Калининграда.
В декабре 2001 года Российской правительство приняло Федеральную программу развития Калининградского региона на период до 2010 года. Программа содержит обзор текущих осложнений социально-экономической ситуации в регионе и предлагает меры для их преодоления посредством придания региону статуса Особой экономической зоны (ОЭЗ). В Программе в качестве главных приоритетов указаны энергетическая безопасность и развитие Калининграда как транспортного узла.
У ЕС и других доноров имеется явный общий интерес в стимулировании частного инвестирования и экономического развития рассматриваемого региона. Поскольку экономика новых стран-членов ЕС, соседствующих с Калининградом, продолжает крепнуть, становится всё более важным, чтобы Калининград не отставал в своём развитии.
В Калининградском регионе существует более 63 тыс. малых и средний предприятий, на которых занято 20% экономически активного населения. Увеличение числа малых и средних предприятий (МСП) является ключом к устойчивому экономическому росту в регионе, также как и действием по улучшению общего инвестиционного климата, включая аспекты административного и корпоративного управления. В рамках финансируемого ТАСИС проекта по стимулированию торговли и инвестирования в Калининградской области оказывается поддержка Калининградскому агентству регионального развития (АРР). АРР разрабатывает стратегию регионального развития и продвижения Калининграда как региона для инвестирования, а также стремится усилить связи между сообществом предпринимателей и агентствами по поддержке предпринимательства. АРР также занимается подготовкой обзора по экономике региона, куда входит теневая экономика.
Развитие экономики региона в долгосрочной перспективе также требует достаточного внимания к развитию инфраструктуры и образования.
Важнейшим фактором регионального экономического развития является надлежащее выполнение российскими властями на всех уровнях стратегических планов и мер по Калининграду, предусмотренных «Федеральной программой развития Калининграда».
5. Заключение
В российских стратегических интересах (при нынешней беспомощности центра), если придётся выбирать, целесообразнее, возможно, продать Германии Калининградскую область, - пойти на сближение с ФРГ. Это поможет при разумной внешней политике вытеснить атлантистов из Прибалтики, нейтрализовать антироссийские настроенную Польшу, включить в игру Францию и нанести геополитическое поражение США в европейском раскладе сил.
Удержать же Калининградскую область Россия сможет только в случае решения своих экономических проблем. Это первое важнейшее условие. Второе - реальный прочный союз трёх славянских государств (пока же Украина объективно помогает нашим политическим противникам). Третье - это решительная смена российских геополитических установок. Четвертое - умение и желание центра и местных властей противостоять сепаратистским тенденциям, растущим в области, и положительным образом повлиять на экономическую ситуацию в анклаве, развивая те производства, которые в меньшей степени зависят от иностранных капиталовложений и партнёров.
Литература:
1. А.В. Митрофанов/ «Шаги новой геополитики»/ глава 27 «Германия и «восточный вопрос»
2. Н.А. Нартов/ Геополитика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 359 с.
3. Артурас Паулауслас, Председатель Литовской республики/ «О сотрудничестве с Калининградской областью Российской Федерации»/ сентябрь 2004 г., Вильнюс
4. В. Штраусс/ «Кёнигсбергская карта»
5. «Сотрудничество между ЕС и Россией по Калининграду»: 2002 год и далее
[1] Митрофанов А.В./Шаги новой геополитики/ глава 27 «Германия и «восточный вопрос»
2 COM(2001)26 final, 17.01.2001
[3] Исследование по энергетике Калининграда. Проект Европейской экспертной службы № РФ 49
Страницы: 1, 2