(Б.Леви, А.Глюксман, Л.Гольдман и др.) всерьез полагали, что само наличие власти в обществе рождает лишь хаос, насилие и произвол в отношении большинства граждан, ущемляет их свободу (по определению того же Б.Леви,
“власть - это прогрессирующая патология”, т.е. по мере ее усиления наносимый обществу вред увеличивается). Поэтому следует стремиться к освобождению от всякой стоящей над обществом власти, заменяя ее различными формами добровольной кооперации и самоуправления: именно тогда в обществе установится нормальный и естественный порядок вещей (Вспомним знаменитое:
“Анархия (т.е. безвластие и самоуправление) - мать порядка”.). Считая во многом справедливыми высказанные выше замечания об опасности превращения любой власти в деспота, творящего произвол, нельзя не отметить содержащуюся в них крайность: на сегодняшний день трудно представить себе нормальную организацию и жизнедеятельность любого общества без наличия институтов власти.[4]
Для дальнейшего прояснения природы и сущности такого явления, как власть, необходимо отличать ее от близких по смыслу, но не тождественных ей категорий. Эти категории - влияние, лидерство, авторитет.
В первую очередь, власть необходимо отличать от влияния, т.е. способности субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие проявляется в нескольких основных моментах:
1)Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно испытываем самые разнообразные влияния и воздействия, но далеко не каждое из них нас себе подчиняет;
2) Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).
3) Наконец, как отмечают американские политологи Г.Лассуэл и Л.Каплан, существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.
Необходимо также отличать власть от авторитета. Авторитет - это высоко ценимые личные качества или общественное положение, позволяющие определенному члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет - это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.
Наконец, необходимо видеть различие между властью и лидерством (в том числе политическим). Возникший в 30-ые гг. в американской социологии так называемый социометрический подход (К.Левин, Д.Бейлс, Дж.Морено), направленный на изучение взаимоотношений между людьми внутри малых групп, исходил из того, что в небольшом человеческом коллективе лидерство - это и есть власть.[5] Однако, как все же представляется нам, лидерство - это далеко не всегда сама власть, а те личные качества, которые позволяют ее получить. Действительно, в рамках неформальной группы (банда, молодежная группировка, и т.д.) лидер - это и есть власть. В более же формальных коллективах (бригада, цех, отдел) и учреждениях можно встретить людей, которые, не обладая формально властной должностью (старосты, звеньевого, бригадира, и т.д.), на деле являются неформальными лидерами, ведут коллектив за собой. И лишь при условии официального признания их лидерские качества превращаются во власть.
В рамках самой политической власти, так и независимо от нее в самом обществе в качестве рычагов воздействия на власть существуют и действуют следующие ее виды: 1) экономическая власть (находящиеся в распоряжении самого государства экономические ресурсы, а в рамках общества - активно воздействующие на власть представители бизнес - элиты); 2) социальная власть (на уровне самой государственной власти - ее способность повышать и понижать социальный статус индивида, в самом обществе - привилегированное социальное положение отдельных личностей и групп, позволяющее им влиять на политику государства); 3) информационная власть (контроль за производством и распространением информации в руках государственной власти, в обществе - возможности и влияние СМИ); 4) принудительная (силовая) власть (специальные институты принуждения в распоряжении государственной власти, а также отдельные инструменты насилия (прежде всего вооружение) в руках независимых от государства групп (террористы и организованный криминалитет), служащие мощным рычагом давления на общество и власть); 5) правовая власть (опора самой государственной власти на закон, а в рамках общества - способность самих граждан воздействовать на государственную власть, опираясь на закон и добиваясь удовлетворения своих интересов).
2. Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти.
Для дальнейшего прояснения природы и сущности такого явления, как власть, необходимо отличать ее от близких по смыслу, но не тождественных ей категорий. Эти категории - влияние, лидерство, авторитет.
В первую очередь, власть необходимо отличать от влияния, т.е. способности субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие проявляется в нескольких основных моментах:
1)Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно испытываем самые разнообразные влияния и воздействия, но далеко не каждое из них нас себе подчиняет;
2) Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).
3) Наконец, как отмечают американские политологи Г.Лассуэл и Л.Каплан, существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.[6]
Необходимо также отличать власть от авторитета. Авторитет - это высоко ценимые личные качества или общественное положение, позволяющие определенному члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет - это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.
Власть - это отношение между людьми, при котором один из них (субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.
В современном обществе политическая власть разделена между различными
институтами и группами, каждая из которых может не допустить принятия
невыгодных для нее решений (т.н. "группы вето") - таким образом, ни одного
серьезного политического решения невозможно провести в жизнь без
предварительного согласования. Так, например, проведенное в 1950 г.
исследование американского психолога Ф.Хантера показало что в сравнительно
небольшом городе Аталанте невозможно обладание абсолютной властью одного
человека или группы, а присутствует большое количество конкурирующих между
собой групп интересов.3) Различные группы и сегменты элиты не возвышаются
над обществом, а напрямую связаны и зависят от поддержки выдвинувших их
социальных групп - профессиональных, экономических, этнических,
религиозных, территориальных, и т.д.;4) Помимо этого, существуют
разнообразные механизмы социального и группового контроля за ними - выборы,
ротация, референдум;5) В демократическом обществе практически все
образованные и активные граждане могут выдвинуться в состав политической
элиты. Леволиберальная теория элиты, автором которой является американский
социолог и публицист леворадикальной (неомарксистской) ориентации Ч.Р.Миллс
(1916 - 1962), предлагает общий критический анализ подлинной природы и роли
"правящего слоя" американского общества: 1) Главный принцип, положенный в
основу формирования правящей элиты - не выдающиеся индивидуальные качества,
а обладание руководящими постами; 2) Правящая элита включает в себя не
только "профессиональных политиков", но также тесно связанных и
поддерживающих их руководителей корпораций, высших государственных служащих
и офицеров, привилегированных интеллектуалов; 3) Элита США представляет
собой замкнутую касту, и у выходцев из народа очень мало шансов подняться
вверх по социальной лестнице; 4) Принадлежность к элите передается по
наследству следующим поколениям через элитарное воспитание и образование, а
также систему связей и знакомств (это дает преимущество наследникам элитных
семейств перед выходцами из народа); 5) Правящая элита Америки стремится не
к удовлетворению потребностей общества, а к укреплению собственного
господства и экономического благополучия связанных с ней бизнес - групп -
именно этой задаче подчинено решение ею управленческих задач. Таким,
образом, согласно Миллсу, правящая элита - это замкнутая группа, своим
образом жизни бросающая вызов всему обществу.[7] Таким образом, в
современной политической науке существуют различные подходы к пониманию
сущности и социального предназначения правящей элиты, и в каждой из них
присутствует определенная доля истины. При этом не стоит преувеличивать ни
одну из сторон элиты - ни ее замкнутость и враждебность большинству
общества, ни ее бескорыстность в служении общественным интересам, ни
степень единства элиты, ни остроту существующих внутренних противоречий
между различными ее группами. Так или иначе, следует признать верными
следующие положения: 1) В любом высокоразвитом обществе существует
социальное и экономическое неравенство и деление на управляющих и
управляемых - это делает неизбежным деление общества на управляющих и
управляемых;
2) Шансы различных людей в обществе добиться успеха, сделать политическую или административную карьеру изначально неравны – гораздо легче это сделать это отпрыскам элиты.
В обществе также можно выделит следующие группы
1) Группы власти (государственной, партийной и хозяйственной) разного уровня (высший, средний, низший или общесоюзный - республиканский - региональный - местный);
2) Группы, связанные по роду своей деятельности с престижными отраслями и ведомствами (Министерство обороны и ВПК, сфера элитных услуг, жилищно-коммунальное хозяйство);
3) Хозяйственные руководители (менеджеры) разного ранга (руководители объединений, предприятий и их подразделений);
4) Группы интеллигенции различного профиля (технические и научные работники, работники учреждений культуры);
5) Группы, занятые в сфере семейной экономики и индивидуальной трудовой деятельности (нарождающиеся кооператоры и фермеры);
6) Деклассированные элементы (бомжи, алкоголики, преступники, и т.д.).[8]
Разрыв между уровнем доходов представителей наиболее и наименее состоятельных слоев и групп составлял в советском обществе 5 - 7 раз.
В современной России, переживающей период трансформации экономической системы и социальной структуры, социологи условно выделяют пять основных социальных групп:
1) Административная элита: сохранившая свои позиции либо выдвинувшаяся в период 1990 - 1998 гг. партхозноменклатура “первого” и “второго” эшелонов, сросшаяся с новой политической элитой (пошедшие во власть российские “демократы”);
2) Рабочие, разделяющиеся на группы по отраслевой принадлежности, квалификации (грубый физический труд либо высокотехнологичное наукоемкое производство) и уровню дохода (процветающие либо депрессивные отрасли);
3) Интеллигенция, подразделяющаяся по различным критериям на несколько групп (элитная столичная и преимущественно люмпенизированная провинциальная);
4) “Новая буржуазия” (национальная и компрадорская) - предприниматели, банкиры, менеджеры и др.;
5) Крестьянство: работники коллективных хозяйств (ТОО, ЗАО и др. - т.е. бывших колхозов и совхозов) и фермеры.
В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:
1) Руководство – деятельность, состоящая в определении общих направлений деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер – министру) институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и т.д.);
2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение
текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни
(экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля
за общим состоянием дел в этих сферах;
3) Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной определенной или близких по смыслу проблем);
4) Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально – бюрократическим) правилам поведения;
5) Контроль – осуществляемое либо самой руководящей инстанцией
(президент, правительство), либо специальными координирующими или
контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора,
эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их
приказов и распоряжений.
Вместе с тем следует помнить, что вычленение вышеперечисленных форм власти является искусственным, и все они сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления. [9]
Заключение
Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает
социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет
воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств,
которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти
политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-
опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и
решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство,
парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между
конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей
большие массы людей, регулирует отношения между группами во время
стабильности, общего согласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к
властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
Список использованной литературы
1. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. «Введение в политологию» Москва, «Просвещение», 1993г.
2. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис, 1996, №3.
3. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.
4. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально- политический журнал, 1994, №6.
5. Мухаев Р.Т. Политология:учебник для ВУЗов. –Москва,"Издательство ПРИОР",
1998. - 368 с.
6. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И.
Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.
7. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.:
Изд-во МГУ, 1993.
8. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.
9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.
–М.,1995.
10. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.
11. Чудинова И.М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,
1995.
-----------------------
[1] Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. «Введение в
политологию» Москва, «Просвещение», 1993г., с. 36.
[2] Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993., с. 79.
[3] Фромм Э. Революция надежды. Психоанализ и этика.,М., 1995., с.
239.
[4] Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм
социального общения.
Полис, 1996, №3., с.24.
[5] Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996., с. 78.
[6] Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996., 148.
[7] Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм
социального общения.
Полис, 1996, №3., с. 131.
[8] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. –
М.: Изд-во МГУ, 1993., с. 98.
[9] Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально- политический журнал, 1994, №6. с. 34.
Страницы: 1, 2