3. Мое мнение о мерах повышения действенности политической рекламы
На мой взгляд, усилить эффективность политической рекламы и доверие общества к ней можно, приняв ряд мер.
Во-первых, изменив структуру телевизионной политической рекламы. «Одна из особенностей политической рекламы на телевидении состоит в том, что ее материалы оказываются «плотно нагруженными» визуальными или вербальными образами, которые используются отнюдь не произвольно»[8]. Такая реклама не направлена на формирование реального и непредвзятого мнения избирателей. Поэтому заставить политическую рекламу работать объективно можно путем формирования национальной идеи, конкретных предложений и планов политических объединений, которые кандидаты в действительности могут претворить в жизнь. Благоприятно на действенность политической рекламы повлияла бы выработка путей и способов решения проблем, стоящих перед страной и обществом, и оглашение их избирателям. Это позволило бы выполнить такую цель политической рекламы, как информирование.
Во-вторых, снизив количество политической рекламы на телевидении в виде коротких роликов, не дающих представления о целях политиков и направленных в основном на популяризацию кандидатов и внушение населению искренности и правдивости конкретной политической организации. Во всем нужна мера. Сейчас всякое чувство меры нарушено. Этот огромный массив рекламы может не столько привлечь избирателей, сколько оттолкнуть.
Фонд «Общественное мнение» поинтересовался у россиян, какие чувства у них вызывает политическая реклама. Только 9% респондентов остаются совершенно равнодушными к пиар-акциям политиков. 22% опрошенных говорили о негативных эмоциях, о раздражении, недоверии к подобного рода информации, и только 7% участников опроса настроены позитивно: у них партийная реклама «вызывает любопытство», остаются «хорошие впечатления», да и просто «интересно».
Об этом политикам нужно подумать, потому что надо выделяться не только на фоне рекламной продукции, но и решать главную задачу: привлечение голосов избирателей. И здесь смена, допустим, формата, характера агитационной, в том числе рекламной, кампании могла бы оказаться очень эффективной.
В-третьих, росту эффективности политической рекламы способствует четкое позиционирование политических объединении, выделение отличий между ними. Современная же политическая реклама акцентирует внимание на «раскручивании» того или иного кандидата, его личных качеств и достоинств. В-четвертых, ориентация политических объединений на приоритеты избирателей, где главные места занимают благополучие семьи, законность, стабильность и здравоохранение, по моему мнению, значительно бы повысила интерес общества не только к политике, политическим организациям, выборам, но и к политической рекламе. Знание настроений людей является залогом построения эффективной рекламной кампании, способствует установлению более доверительного диалога между политиками и избирателями, распространению в обществе атмосферы доверия.
Еще одной мерой повышения доверия общества к политикам и их заинтересованности к выборам, на мой взгляд, является запрет платной телевизионной политической рекламы. «Всем партиям и кандидатам предоставляются равные возможности для ведения бесплатной агитации на телевидении, радио и газетах, прямо или косвенно контролируемых государством, вместе с тем платная агитация остается за рамками регулирования»[9]. Это приведет к обеспечению равной возможности выступления кандидатов. Ведь не у каждой партии или кандидата хватает средств, чтобы заплатить за значительное количество рекламного времени.
Но, несмотря на все проблемы телевизионной политической рекламы, я считаю, что она сохраняет свою функциональность и является одним из критериев выбора избирателей. Ведь по сути, она является единственным источником политической информации для общества. И хотя политическая реклама не справляется со своими целями, что выражается в апатичности и политической неактивности населения страны, она действует методами внушения, манипулирования и тонкого воздействия на психику избирателями, который вынужден делать нежелательный и не удовлетворяющий его выбор. Поэтому чем более правдивой, грамотной и объективной будет телевизионная политическая реклама, тем больше она будет участвовать в формировании общественного мнения избирателей и тем больше выбор избирателей будет осознанным и осмысленным.
Заключение
В данной работе, я рассмотрела несколько статей из политических журналов, характеризующих современное состояние и уровень развития политической рекламы, отношение к ней населения и уровень его доверия к властям и политикам, а также методы манипуляции населением и особенности восприятия политической информации обществом.
Телевизионная политическая реклама должна информировать общество об идеях политических объединений и кандидатов, вызывать интерес населения страны к политике, убеждать в эффективности и необходимости проведения именно такой политической программы. В настоящее же время она больше направлена на рекламирование имени партии или кандидата, их номера в избирательных бюллетенях, на внушение избирателям за кого голосовать путем использования тонких психологических приемов и знаковых средств: цветового решения, логотипов, звуковых и вербальных рядов. Вследствие этого политическая реклама еще действенна, однако, на мой взгляд, вынужденный выбор избирателей не удовлетворяет их самих. Поэтому я пришла к выводу о снижении эффективности политической рекламы и доверия общества к ней. Не смотря на то, что политическая реклама продолжает внушать и воздействовать на людей, она перестала работать в действительности, не справляясь с функцией информирования, предоставляя ложную информацию. В атмосфере недоверия, политическая реклама не справляется с функцией убеждения и побуждения людей участвовать в политической сфере жизни общества.
Кроме того, я не обнаружила никакого государственного регулирования политической рекламы с целью повышения ее эффективности. Все это говорит о низком уровне развития телевизионной политической рекламы в России, недостаточном и не результативном использовании ее возможностей.
В целом можно сказать, что цель данной работы выполнена. Проанализировав некоторые источники, в том числе статьи из региональных и иностранных газет, я выявила несколько проблем политической рекламы и пути их решения, а также предложила собственные меры, для формирования объективного и непредвзятого общественного мнения.
Список использованной литературы
1. Аксенова О.Н. Особенности восприятия политической телеинформации молодежью // Социологические исследования. - 2006. - №4. - С. 160
2. Владыкина И.К., Плесовских С.Н, Феномен доверия и политическая реклама // вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2000. - №1. - С.184
3. Гельман В.Я. Выборы по-русски: правила игры в Российской электоральной политике //Россия и современный мир. – 2006. - №2. – С. 234
4. Елизаров В.Г. Выборы депутатов московской городской думы – 2005: от особенностей до уроков // Журнал о выборах.-2006.-№1.-С. 54
5. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – С. 253
6. Назаров М.М, Папантиму М.А. Знаковая структура телевизионной политической рекламы // Политические исследования. - 2001. - №2. - С. 192
7. Пискун К.В. Российские СМИ в условиях трансформации социальной структуры современного российского общества// Журнал о выборах. – 2006. - №2. – С. 49
8. Соловьев А.И., Решетов К.И. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестник МГУ. Серия 12. политические науки. - 1999. - №3. - С. 128
Приложение
Таблица 1
Ведущие рекламодатели на ТВ в предвыборную компанию в Госдуму 1995 г.
Название партии (движения) |
Общее рекламное время |
Процент полученных на выборах голосов |
"Наш Дом - Россия" |
7 час. 21 мин. |
9, 89 |
"Блок Ивана Рыбкина" |
7 час. 2 мин. |
1, 12 |
ЛДПР |
5 час. 16 мин. |
11,06 |
КРО |
2 часа 29 мин. |
4, 29 |
"Мое Отечество" |
1 час 28 мин. |
0, 72 |
ДВР - Объединенные демократы |
1 час 18 мин. |
3, 90 |
"Стабильная Россия" |
1 час 3 мин. |
0, 12 |
"Вперед, Россия" |
1 час 2 мин. |
1, 96 |
"Женщины России" |
55 мин. |
4,60 |
"Яблоко" |
53 мин. |
6,93 |
Социал-демократы |
38 мин. |
0, 13 |
"Блок Д. Давиташвили" |
37 мин. |
0, 48 |
ПРЕС |
36 мин. |
0, 36 |
"Партия любителей пива" |
35 мин. |
0, 65 |
"Кедр" |
32 мин. |
1, 40 |
КПРФ |
349 сек. |
22, 31 |
Аграрная партия России |
90 сек. |
3, 78 |
Партия самоуправления трудящихся |
37 сек. |
4, 01 |
Таблица 2
Ведущие рекламодатели на ТВ в предвыборную компанию в Госдуму 1999 г.
Название партии (движения) |
Общее рекламное время, сек |
Процент полученных на выборах голосов |
"Яблоко" |
21880 |
5,93 |
СПС |
15430 |
8,52 |
Единство |
7080 |
23,32 |
ЛДПР |
6780 |
5,98 |
Отечество-Вся Россия |
2210 |
13,13 |
[1] Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – С. 29
[2] Владыкина И.К. Феномен доверия и политическая реклама // вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2000. - №1. - С. 141
[3] Аксенова О.Н. Особенности восприятия политической телеинформации молодежью //Социологические исследования. - 2006. - №4. - С. 143
[4] Соловьев А. Политическая реклама в коммуникативной стратегии государства // Вестник МГУ. Серия 12. политические науки. - 1999. - №3. - С. 65-66
[5] Владыкина И.К. Феномен доверия и политическая реклама // вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2000. - №1. - С. 143
[6] Елизаров В.Г. Выборы депутатов московской городской думы – 2005: от особенностей до уроков // Журнал о выборах.-2006.-№1.-С.22
[7] Пискун К.В. Российские СМИ в условиях трансформации социальной структуры современного российского общества// Журнал о выборах. – 2006. - №2. – С. 36
[8] Назаров М.М, Знаковая структура телевизионной политической рекламы // Политические исследования. - 2001. - №2. - С. 148
[9] Гельман В.Я. Выборы по-русски: правила игры в Российской электоральной политике //Россия и мир в новом веке. – 2006. - №2. – С. 59
Страницы: 1, 2