Теоретическая политология (часть2)

          В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной.

Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности, а также наличие свободных владельцев средств производства.

Политико–правовая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях.  А также законообеспеченность населения.

Духовная сфера - это отражение процессов функционирования гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании. Это свобода совести, слова, самостоятельность творческих и других объединений.

 Гражданское общество предполагает создание защитных мер, дабы никто не мог пасть ниже общего исходного статуса, и, естественно, одной из его важнейших функций является обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов.

     Кроме того, следует выделить также и условия, которые необходимы для успешного функционирования Гражданского общества:

1.      Экономические: - это собственность. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция.

2.      Политико-правовые: - это юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод, а также их защита, Политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления. 

3.      Культурные: - повышение образовательного уровня, доступности информации, правовая культура, развитие собственно знания.

4.      Социальные: - это наличие класса среднего собственника

 Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В России нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является: пренебрежительное отношение граждан к законам, а также доминанта государственного начала над личностным.

 

Группы интересов: понятие, функции и типы. Лоббизм.

Теория «группы интересов» была впервые сформулирована Бентли. Он утверждал, что основу политического процесса составляет взаимодействие заинтересованных групп. Данный подход далее разрабатывался Истоном.

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.


В связи с этим группы интересов выполняют 4 социально значимые функции:

·        Артикуляционная функция

·        Информативная функция

·        Агрегирование

·        Формирование политических элит

1.                  Артикуляция интересов - т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств   граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д.

2.                  Информативная функция – доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.

3.                  Агрегирование – согласования различных потребностей и ожиданий граждан.

4.                  Формирование политических элит – продвижение представителей от групп интересов во властные структуры


В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп интересов, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности:

1. С точки зрения происхождения и степени организованности политологи Армон и Пауэл предложили деление групп интересов на:

·        Анемические

·        Институциональные.

Первый тип характризует объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги).

В противоположность им институциональные группы - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Группы данного типа (например представительства автономий в федеральных центрах и др.) выполняют широкий круг задач.

2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:

·        Ассоциативные группы

·        Неассоциативные группы

Первые представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в политическую систему, они обладают наибольшей результативностью.

Источником возникновения неассоциативных групп выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты). Их деятельность малоструктурирована и не всегда эффективна.

3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:

·        Одноцелевые

·        Многоцелевые.

Например, относящиеся к первому типу лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После результативного решения своей задачи они либо распадаются, либо переориентируются на другую, не менее конкретную цель.

Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода. Так, например, многие группы давления могут не только взаимодействовать с правительством по поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать в избирательных кампаниях и т.д.

Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом (например, союзы потребителей в экономической области, творческие союзы - в сфере культуры и проч.), территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти).


Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, доведения нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. Это воздействие на органы государственной власти с целью реализации специфических интересов получило название Лоббизм (от «Лобби» - название вестибюля в английском парламенте, где депутаты обсуждают законы).

В практике лоббизма используются разнообразные способы влияния:

1.      Выступление на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента

2.      Разработка законопроектов и привлечение своих экспертов

3.      Личные встречи, контакты, переговоры

4.      Использование методов связи с общественностью

5.      Организация давления с мест (письма от избирателей, предложения, и т.п.)

6.      Подготовка и распространение результатов социологических исследований

7.      Финансирование избирательных кампаний

8.      Прямой подкуп должностных Лий и т.д.

Лоббизм можно подразделять на легальный, не нарушающий законодательства, и нелегальный. В следствии чего, отношение к нему в разных странах не однозначное. Выделилось два подхода:

1.     Запретительный (например, в Индии и Франции) Лоббизм отождествляется с коррупцией и криминальной деятельностью, его надо искоренять.

2.     Ограничительный (например, Россия, США) Лоббизм надо ограничить жесткими  правовыми рамками, предать ему  нормальную, разумную форму. (Этот подход наиболее продуктивен)

 

Правящая элита и ее роль в политике

Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Идеи о неизбежности такого деления общества   высказывались ещё в глубокой древности. Достаточно в этой связи назвать имена Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время они не получили серьезного социологического обоснования. Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце ХIХ – начале ХХ века Г.Моска, В.Парето, Р.Михельсом. В их произведениях были охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения внутри элиты и отношения элиты с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Власть принадлежит элите потому, она отличается особыми качествами

В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности.

В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Составной частью политической элиты - является правящая элита. Ее обычно подразделяют на: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; низшую, административную, представленную служащими - управленцами.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влиянием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты