Теоретическая политология (часть 1)

Политика, политические отношения и политический процесс.

Структура, содержание и сущность политики.

Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: «Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами». Ленин давал свое понимание политики, как «области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами». Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс - борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды.

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики:

  1. социологические, характеризующие политику через другие общественные явления - экономику, право, мораль, культуру;
  2. субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;
  3. научно сконструированные , раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и ее носителей.

Политика - это действия (греч. «Государственные дела»), направленные на власть, ее обретение, удержание и использование. *судить о ней могут все, а творить ее дано лишь избранным. Главный аспект общественного существования политики, возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий.

Суть политики - подавление сильными слабых. Это может обнаруживаться практически во всех направлениях общественной жизни. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении - мы вправе называть политикой.

Характерные черты политики:

*     Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для предания целенаправленности действий.

*     Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности.

*     Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства, как социального института, служащего для всего общества.

*     Связь с действиями  и интересами больших масс людей.

Необходимо принимать во внимание, что эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, предполагает обращение к механизмам власти.

 В богатое и многообразное содержание мира политики входят:

  1. Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.
  2. Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления;
  3. Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность общества;
  4. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов.  

К элементам политики принято относить: субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.

Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политические отношения – отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.

Специфическое взаимодействие, возникающее   между субъектами политики, на основе выполняемых ими ролей и функций составляет политический процесс. Иногда его отождествляют с политикой.







Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность.

 

Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства.

Социальная структура совокупность связей и отношений, в которые вступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе ее развития – лежит общественное разделение труда, в результате которого общество делится на социальные группы, классы, сословия и т.д. Они не однородны по составу и делятся на отдельные группы (например рабочий класс, интеллигенция). Выделение больших и малых социальных групп происходит объективно, независимо от воли людей, в ходе их сознательной деятельности. Социальные группы – динамически взаимосвязаны. Это проявляется в единстве людей по поводу удовлетворения их потребностей.

В зависимости от уровня разделения труда и социально-экономических отношений исторически сложились 4 типа социальных структур:

1. Рабовладельческая структура (существует 2 основных класса: рабов и рабовладельцев).

2. Феодальная структура (взаимодействуют класс феодалов и класс крестьян + сословия и различные группы интеллигенции)

3. Капиталистическая структура (взаимодействуют буржуазия и рабочие. Предпринимательство + средний класс (фермеры, торговцы, служащие) + монополисты, банкиры, промышленники)

4. Социалистическая структура – рабочий класс является основным.

Социальная структура общества – это явление динамическое. Основными тенденциями ее развития сегодня являются: появление новых социальных групп и слоев, интеграция в мировые процессы, усиление внутриклассовой дифференциации и мобильности.

Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений.

Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной  системы.

Цели социальной политики:

  • Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны
  • Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе
  • Повышение благосостояния и культуры

Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, – например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий.

Таким образом, социальная политика контролирует развитие социальной структуры общества. Анализируя  социальную политику можно сделать выводы о состоянии и уровне развития социальной структуры и  наоборот.  Эти понятия неотделимы и взаимообуславливают друг друга.


Место и роль классов и социальных групп в политике

 

Наряду с индивидуальными субъектами в политике действуют социальные (совокупные) субъекты, цели и действия которых отражают коллективное сознание индивидов, объединенных на основе исторически сложившихся устойчивых общественных связей. Деятельность социального субъекта является интегративным результатом взаимодействия составляющих его индивидуальных субъектов и отличается от простой суммы их персональных качеств. При этом коллективное сознание того или иного социального субъекта может противостоять личностному сознанию индивидов, представленных в той или иной общности, и вынужденных считаться с совместно выработанными ценностями.

В роли социальных субъектов политики могут выступать классы и социальные группы, когда они оказываются в противостоянии с другими общностями или же во взаимодействии с некоторыми из них, но в конфликте или сотрудничестве с существующей политической властью.

С точки зрения марксизма основными социальными субъектами политической жизни являются общественные классы. Борьба классов – это основное содержание политической жизни, средство решения всех наиболее важных жизненных проблем. По определению классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в укладе общественного хозяйства. В этом определении делается акцент на экономические отношения людей. А они, с точки зрения марксизма, проявляются прежде всего как интересы.

Такой анализ, в котором класс рассматривается как основной субъект политической деятельности уже в начале XX века был подвергнут критике. Американский политолог А. Бентли указал, что понятие «класс» — это слишком большая  общность, которая обладает множеством интересов и поэтому не пригодно для изучения быстро меняющейся  политической реальности. Вместо классов в качестве различных субъектов политики А. Бентли предложил социальную группу, которую он назвал «группа интересов». Группа интересов, по определению А. Бентли, — это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации. Таким образом был найден иной более узкий эмпирический субъект  политики, определенная часть, слой, фракция класса.

 Политология использует понятие социальной группы в более узком значении, трактуя ее как носителя властных свойств и устремлений, как субъекта силы, влияния, способного воздействовать на принятие политических решений в свою пользу.

 Политическая жизнь в соответствии с этой теорией приобретает характер борьбы социальных интересов. 

 

 

Экономика и политика: их взаимосвязь и взаимообусловленность.

 

Фундаментом всей системы общественных связей являются политика и экономика. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества.

Политика глубоко опосредована экономической сферой. В свою очередь воздействие самой политики на экономику существенно и многогранно. Оно может проявляться в:

  1. Создании государством условий для более эффективного осуществления экономических функций по удовлетворению жизненных потребностей людей.
  2. Поддержании стабильного общественного порядка, трудовой дисциплины, транспортных связей, гражданского согласия в обществе.
  3. Создании благоприятных условий государством для научно-технического прогресса.

В последнее время ведется оживленная дискуссия о том, в какой мере допустимо политическое, государственное вмешательство в экономику. Ряд авторов выступает за полную независимость экономики от политики. Но такие представления являются весьма спорными и сомнительными.

Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики.  Однако нельзя перегибать планку. Как свидетельствует исторический опыт России, увлечение командно-административными методами оказало на экономическое развитие сильное отрицательное влияние.  Достаточно вспомнить такие экономические потрясения как коллективизация, мелиорация, планы переброса вод северных рек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты