Позже Шура объединилась с организацией «Государственный комитет обороны ЧРИ», который возглавлял президент Аслан Масхадов. В результате была сформирована единая структура «ГКО—Маджлисуль Шура».
14 февраля 2003 года Верховный суд РФ признал Шуру террористической организацией.
1.3 Ваххабизм
Ваххаби́зм — одно из названий секты в исламе, оформившейся в XVIII веке. Название «ваххабизм» употребляется оппонентами этого течения (как правило его сторонники называют себя салафитами). Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263—1328).
Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Аль-Саляф Ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью. В 1932 году последователи идей Абд Аль-Ваххаба в результате борьбы создали независимое арабское государство — Саудовскую Аравию.
Ваххабиты утверждали о якобы запретности паломничества к могилам святых, которое они рассматривали как поклонение мертвым, совершения неверного, с их точки зрения, тавассуля, считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада. Они пропагандировали необходимость вооружённой борьбы (газавата) против неверных (кафиров) и лицемеров-вероотступников (мунафиков).
Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского единства). По словам Ибн Абд Аль-Ваххаба, самая первая фитна произошла во время Халифата Али, когда его покинули хариджиты. Всякая фитна, согласно салафизму, должна жестко и решительно подавляться.
Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Ваххабиты отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бид’а), не дозволенные исламом. Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов.
Борьба за очищение ислама и догмат отрицания почитания любых авторитетов, кроме Аллаха, вызывали в Центральной Аравии в XIX веке ваххабитские восстания, в ходе которых ваххабиты разгромили ряд аравийских городов. Самые крупные ваххабитские восстания были в Медине и Мекке. Ваххабиты запрещали совершать поломничество мужчинам, не имевшим бороды. Крупные сражения были между ваххабитами и мусульманами из Каира, которые пришли на помощь жителям Медины и Мекки. Вскоре ваххабитские восстания в крупных городах были подавлены, лишь в маленьких поселках они продолжали своё существование.
Существенный конфликт ваххабитов с другими движениями в исламе заключается в обращении к сокровенному моменту истории ислама — к хиджре (отъезду) пророка Мухаммада из Мекки в Медину.
В начале 1990-х в Дагестане обострились отношения между традиционными «тарикатистами» и «ваххабитами». Лидером дагестанских ваххабитов долгое время считался Багаутдин Кебедов. На 16 сентября 1999 года ваххабитской территорией считалась Кадарская зона. Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» [1], а в 1999 многие ваххабиты приняли участие во вторжении боевиков ваххабитов из Чечни в Дагестан.
Заключение
В Дагестане веками формировалась культура мира, согласия, толерантности. И в этом плане ничего изобретать не надо. Нужно уважительно относиться к своей истории, традициям, умело использовать богатейшее наследство предыдущих поколений во имя сегодняшнего и завтрашнего дня республики и страны, содействовать их дальнейшему развитию. Такого уникального опыта содружества десятков народов и мирного сосуществования трех основных мировых религий – ислама, христианства и иудаизма нет ни в одном регионе России. Этот опыт - мощное средство в плане предотвращения этнического и религиозного экстремизма, межнациональных конфликтов в современных условиях, их профилактики не только в республике, но и за ее пределами.
В Дагестане, как и повсюду в стране, идет процесс интенсивного духовного возрождения. Не только исламского, но и христианского, и иудейского. Все эти религии являются консолидирующей силой дагестанского общества, доказывают на практике, что веротерпимость – важнейшее качество функционирования религий, на котором формируется межконфессиональное согласие.
Что касается ислама, он играл и играет важную роль в судьбах Дагестана. В республике всегда был высок авторитет духовенства, здесь всегда жили, работали выдающиеся, известные на весь мир богословы. Сегодня надо еще раз отметить огромный вклад официального духовенства, Духовного управления мусульман Дагестана в разгром международных террористов, выступавших под идеологией ваххабизма в 1999 году.
Прежде всего, как представляется, внимание необходимо обратить на следующие моменты.
1. Должна быть выработана четкая политика в «мусульманском вопросе», как на уровне регионов, так и страны. Она должна включать уважительное отношение к исламу как к мировой религии, ни при каких условиях не допускать превращения борьбы с религиозным экстремизмом в борьбу с исламом в целом. Больше того, нам представляется, что наряду с православием ислам должен быть опорой, стержнем, на котором держится и будет держаться Россия. Ведь в стране проживают более 20 млн. мусульман.
2. Одним из самых серьезных является вопрос о религиозном образовании мусульман. Не секрет, что в страну ежегодно возвращаются сотни молодых священнослужителей, получивших образование за рубежом. Хорошо подготовленные, амбициозные, они приходят на смену старшему поколению мусульманского духовенства. Немалая их часть при этом может оказаться людьми, установки которых идут вразрез с интересами российской государственности. Поэтому, очевидно, государство здесь не должно занимать пассивную позицию. Во взаимодействии с религиозными объединениями было бы целесообразно разработать систему мер по регулированию религиозного образования в стране.
3. Говоря о единой государственной политике в отношении ислама, возникает и вопрос о том, в какой мере вообще государство должно поддерживать традиционный ислам. Разумеется, это должно происходить в рамках Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Конституции Российской Федерации, по которой Россия – это светское государство. Из этого должны исходить и религиозные деятели, решительно пресекая попытки вмешательства отдельных представителей духовенства в государственные дела. Такой равный подход должен быть ко всем конфессиям в России, в том числе к православию, то ли идет речь о преподавании религии в школах, то ли о введении института священнослужителей в армии и т.д.
Говоря о комплексе первоочередных и долгосрочных мер по борьбе с религиозным экстремизмом, нужно особо подчеркнуть, что он прежде всего связан с решением социально-экономических проблем. Мы не раз отмечали, что есть прямая связь между ухудшением социально-экономической ситуации и обострением политической обстановки. А последней – с ростом экстремистских настроений.
Важное значение в деле профилактики экстремизма имеет раннее предупреждение различного рода конфликтных ситуаций, связанных с неурегулированностью земельных, хозяйственно-экономических, кадровых и других вопросов.
С терроризмом может эффективно бороться только хорошо информированное общество, которое знает, с каким врагом имеет дело. Важная роль здесь принадлежит средствам массовой информации, и они многое делают для донесения до массового сознания губительности идеологии и практики терроризма. В то же время нередко в отдельных наших СМИ можно встретить материалы, провоцирующие межнациональные, межконфессиональные или внутриконфессиональные конфликты, сочувствующие террористам, дискредитирующие работу правоохранительных органов.
Казалось бы, угроза экстремизма и терроризма приобрела в последние годы глобальный, международный масштаб и имеет тенденцию к дальнейшему обострению. В то же время борьба с этой угрозой осуществляется в стране различными ведомствами, деятельность которых недостаточно скоординирована. В связи с этим представляется целесообразным сосредоточить в каком-то едином центре функции текущего анализа и обобщения всей информации о состоянии межнациональных, конфессиональных, общественно-политических отношений в стране, о развитии ситуации с экстремизмом, а также выработки соответствующих рекомендаций по всему спектру форм и методов противодействия ему.
Эффективное противодействие распространению экстремизма и терроризма в современных условиях во многом зависит от объединения усилий международного сообщества, всестороннего взаимодействия с другими странами на этом направлении деятельности. Исходя из этого, необходимо активно развивать межгосударственный диалог по этим вопросам, шире использовать положительный зарубежный опыт в сфере нормативного регулирования борьбы с экстремизмом и терроризмом, пресечения нелегальных каналов финансирования экстремистских организаций, выработки соответствующей миграционной политики, по другим важным направлениям противодействия этим угрозам.
Список использованной литературы
1. Беленкин Б., Черкасов А. – Кизляр – Первомайское – Хроники Задымления. 9 – 26 января 1996 года.
2. Газета "Сегодня" N05 20.01.1996г.
3. Журнал-газета Ас-Салам / Разоблачение ваххабизма. – Мах.: март 2009.
4. Костина.Т — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Детектив-Пресс, 2004.
5. Рыбаков Ю. – Буденновск: как это было. Вести, 1 июля 1995г.
6. Толковый словарь современного русского языка – М.: 2008г.
7. Федеральный список экстремистских организаций. ФСБРФ – 2009.
8. Федеральный список экстремистских материалов. ФСБРФ – 2009.