Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму», принятый Государственной Думой 26 февраля 2006 года и подписанный президентом РФ 6 марта 2006 года - №35-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.[14].
Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности», принятый Государственной Думой 27 июня 2002 года и подписанный президентом РФ 25 июля 2002 года - №114-ФЗ. В нем определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
II. Труды политических лидеров
Выступление президента РФ Владимира Путина на расширенном заседании Правительства 13 сентября 2004 года, которое посвящено проблеме эффективного противостояния терроризму. В своем выступлении президент подчеркнул, что борьба с терроризмом – это наша общая и главная цель, а достижение ее зависит от того, насколько мобилизованы все ресурсы государства и общества;
Интервью Николая Патрушева, директора ФСБ России, Николая Бритвина, начальника ростовского областного управления ФСБ, Валерия Драганова, председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, в которых они оценивают современную ситуацию в сфере борьбы с терроризмом;
Выступления члена Совета Федерации Рамазана Абдулатипова, члена партии КПРФ В.Кашина, Владимира Германенко, члена СФ от администрации Алтайского края, Олега Шурдумова, члена СФ от Правительства Карачаево-Черкесской Республики, в которых они оценивают ситуацию на Кавказе сегодня с оглядкой на Советский Союз;
Работа Евгения Примакова «Мир после 11 сентября», в которой автор попытался оценить положение в мире после теракта в Нью-Йорке, высказал и свой взгляд о России, о ее роли на мировой арене, а также об урегулировании конфликта в Чечне.
III. Периодическая печать
К этой группе относятся материалы газет
· официальных («Российская газета», «Северный Кавказ», «Россия»), журналов («Российская Федерация сегодня», «Власть», «Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ»);
· независимых («Независимая газета», «Аргументы и Факты»), журналов («Эксперт», «Полития»),
в которых постоянно публикуются концептуальные статьи, посвященные проблеме терроризма в ЮФО, мерах по борьбе с ним.
IV. Ресурсы Интернет К этой группе относятся материалы сайтов
· официальных («Время регионов» - regtime.ru, на котором обсуждаются события во всех регионах России, в том числе и в ЮФО; сайт газеты «Южный Федеральный» - www.u-f.ru; а так же сайт, посвященный исключительно проблемам ЮФО - www.southru.info);
· независимых («Кавказский узел» (www.kavkaz-uzel.ru), где дается независимая кавказская оценка происходящего на Северном Кавказе; сайт «Наследия» www.nasledie.ru и «Исламофобии» - www.islam.stu-dio.ru, где публикуются научные материалы по проблеме терроризма);
· оппозиционных (сайт самих террористов - www.kavkazcenter.com).
На основе анализа этих источников можно раскрыть цели курсовой работы.
Идеологическая доктрина терроризма в ЮФО
Южный федеральный округ (ЮФО) Российской Федерации образован в 2000 году и включает в себя два крупных очага ислама – Северный Кавказ и Нижнее Поволжье. Лондонский Центр исследования мировых рынков представил в 2003 году доклад «Глобальный террористический индекс-2003», по которому место России по количеству терактов можно оценить как 16-е. А уже в 2003 году в ЮФО было совершено 400 преступлений, квалифицированных как терроризм (всего по России 651 такое преступление), по этому показателю, так же, как и по числу пострадавших от терроризма лиц, Россия, несомненно, занимает одно из первых мест в мире. А угроза террора для нашей страны лондонскими экспертами была явно недооценена[15].
Проблема терроризма в России имеет непосредственное отношение к ЮФО, а вернее к Северному Кавказу. Исследователи признают распространение здесь так называемого «чеченского» терроризма, имея в виду не этно-национальную, а политико-организационную и тактическую его характеристики. В этой связи «чеченский» терроризм является частью или локально-региональным ответвлением исламско-фундаменталистского терроризма, который после образования в апреле 1998 года в Пакистане «Мирового фронта джихада» (МФД) также стал феноменом современной политической жизни и международных отношений.
В своей статье «Содержание и сущность «чеченского» терроризма» политолог Игорь Хлебников доказывает связь исламского терроризма с «чеченским». Оба они имеют одинаковую идеологическую платформу, только у «чеченского» терроризма она модифицирована применительно к конкретным регионально-политическим условиям. Если декларируемая цель МФД - распространение «истинного» ислама и создание на его основе религиозного государства, то для террористических организаций, базирующихся в Чечне, она конкретизируется как распространение своего влияния на сопредельные территории Северного Кавказа, прежде всего Дагестан, а также поволжские республики традиционного распространения ислама и центральноазиатские республики СНГ[16].
Итак, на Северном Кавказе Россия столкнулась с разновидностью международного, а не этнического терроризма. Различные исследователи называют его по-разному. И.П. Добаев и В.И. Немчина выделяют его как «новый терроризм» или «террористический интернационал», т.е. не связывающий себя с каким-либо конкретным государством[17]. Валерий Шестаков называет данный терроризм «новой формой тотальной войны»[18]. Евгений Примаков говорит о терроризме, как о «самодостаточной системе», как о новом игроке на международной арене[19]. Федоров А.В. характеризует его «супертерроризмом»[20]. Чтобы понять сущность нового терроризма, необходимо сначала уточнить процессы, которыми он был вызван к жизни.
Этот качественно новый терроризм, не связанный с конкретным народом или государством, обусловлен процессами глобализации и установления нового мирового порядка.
Сегодня не все исследователи выделяют отрицательные стороны глобализации. К примеру, один из самых признанных специалистов мира по проблемам глобализации Джордж Сорос терминологически уравнивает последнюю со свободным движением капитала и возрастающим влиянием глобальных рынков и транснациональных корпораций на национальные экономики[21]. А в своей книге «О глобализации», где есть даже специальная статья «Недостатки глобального капитализма», он ни слова не говорит о терроризме. Среди недостатков мы встретим лишение социального обеспечения, финансовые кризисы и т.д. Сорос считает, что «серьезными причинами несчастий и бедности в мире являются вооруженные конфликты, репрессивные и коррумпированные режимы и некомпетентные чиновники»[22], это же и причины терроризма.
Однако более достоверным мне кажется другое мнение: глобализация стоит у истоков рождения нового, самодостаточного терроризма[23]. Те страны и группы населения, которые не имеют возможности испытать на себе политические и экономические преимущества глобализации, осознают, что она ведет к утрате их идентичности, значимости, разрушает традиции, обычаи, ценностные ориентиры. В результате возникает протестный электорат, который при умелом манипулировании им с помощью агрессивных религиозных лозунгов становится источником кадрового пополнения террористических структур. В наибольшей степени «консервация» с точки зрения человеческой личности отмечается в странах мусульманского Востока. Поэтому не случайно, что сегодня именно оттуда идет по миру наиболее мощный накат экстремизма и терроризма. В ЮФО, начиная с кампании 1994-1996 гг. на внутреннюю ситуацию в так называемой Чеченской Республике Ичкерия все большее влияние оказывали радикальные исламисты, которых здесь чаще всего называют «ваххабитами». «Роль собственно чеченцев среди высшего руководства бандформированиями неуклонно снижается, так как основные каналы поставок оружия и финансовых средств находятся в руках представителей зарубежных исламистских организаций. В свое время одним из таких был эмир Хаттаб, затем Абу Валид и т.д. Именно эти люди стали одними из самых влиятельных фигур в незаконных вооруженных формированиях в Чечне. Причем они приобрели больший авторитет, чем чеченские полевые командиры»[24]. Об усилении в Чечне влияния иностранных наемников свидетельствует также рост числа терактов с использованием самоубийц, что соответствует идеологии арабских ультрарадикальных исламистских группировок, но никак не менталитету чеченского или какого-либо другого северокавказского этноса.
Особенностью терроризма, порожденного современным общественным развитием, является то обстоятельство, что по уровню использования преимуществ глобализации он опережает межгосударственные объединения, функционирующие в сфере безопасности.
Взаимосвязь между чудовищными метастазами терроризма и меняющейся действительностью все очевиднее. Сегодня одна пятая часть человечества присваивает 80 процентов мирового богатства. Если в конце XIX в. самая богатая страна мира по доходам на душу населения девятикратно превосходила самую бедную, то сейчас это соотношение составляет сто к одному[25].
Террористические группировки рождаются и функционируют вне поля правового регулирования и способны пронизывать все общество. Они могут развиваться и функционировать в любой – нейтральной, дружественной или враждебной – среде и создавать свою инфраструктуру на транстерриториальной основе, опираясь на современные коммуникативные технологии, легальные и нелегальные методы мобилизации и использования людских ресурсов. Они накрепко спаяны общей идеологией, какую бы окраску она не принимала, что снимает проблему оправдания человеческих жертв, способствует жесткости внутренней организации и повышению уровня ее конспиративности.
Итак, процессы глобализации вызвали радикализацию населения на Востоке, что привело к появлению глобального исламского терроризма, с проявлением которого и столкнулась Россия в Южном федеральном округе. И несмотря на отсутствие внутреннего единства в рядах чеченского «движения сопротивления», можно утверждать, что особенность современного терроризма заключается в сращивании на основе идеологии радикального ислама религиозного, этнического и криминального терроризма, поддерживаемого аналогичными международными структурами. И можно сделать вывод, что это «движение» является сегментом международного исламского терроризма.
Стоит выяснить и то, почему международный терроризм получил свое распространение именно на юге России, а не в каком-либо другом регионе страны. Какова идеологическая база терроризма в ЮФО?