Типология политических режимов

Типология политических режимов

Финансовая  академия  при  Правительстве  РФ.

Кафедра: «Социально–политических наук».

Реферат
на тему: «Типология политических режимов».

Выполнила:
студентка С 1 – 2,
Донич Юлия.
Научный руководитель:
к.ф.н., доц. Кулинченко А. В.

Москва, 2003 г.


План:

Введение ………………………………………………………………………...2.

Существующие классификации политических режимов ……………………2.

Демократические режимы……………………………………………………...4.

Недемократические режимы…………………………………………………...9.

Заключение……………………………………………………………………..17.

Литература……………………………………………………………………...18.

Введение.

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regiтeп – управление).

Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти. Для наилучшего понимания я раскрою смысл самого термина «политический режим».

Ж.-Л. Кермонн дал следующее определение: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определённый период»[1]. Известный польский политолог Е. Вятр характеризует политический режим, как «систему конституционных порядков и конкретное воплощение этой системы на практике».[2] Денисов пишет следующее: «Термин политический режим в теории государства и права, применяется для обозначения любой классовой сущности государства, и в этом смысле он тождественен термину диктатура, либо того или иного метода осуществления классового господства»[3]. Разные авторы предлагают различные трактовки данного понятия, но как бы там не было, политический режим – это совокупность приемов, форм, средств осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Существующие классификации политических режимов.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию политических режимов:

1) по тому, в чьих руках власть;

2) по тому, как эта власть используется.

Он различает «правильные» и «неправильные» формы государства.

«Правильные» формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих «лучших»), полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей).

«Неправильные» формы государства – такие, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К «неправильным» формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (большинства) над властью).

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.

В современном мире можно говорить примерно о 140–160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим», которые, хотя и являются однопорядковыми, но далеко не равнозначны. Российский исследователь А.Л. Громыко подчеркивает: «Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе... есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе в данный момент исторического развития»[4].

Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические и недемократические (антидемократические). К недемо-кратическим принято относить авторитарный и тоталитарный режимы. Но между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагаются множество промежуточных способов реализации власти. Так например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социально культурному комплексу – «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы.

Возьмем, например, режим, возникший с падением коммунизма в России. Очевидно, что этот режим недостаточно рассматривать в терминах авторитаризма и демократии (хотя делать это совершенно необходимо), даже используя для уточнения термины «посттоталитарный», «поставторитарный» или «полудемократический». Реальная действительность оказывается богаче существующих схем.

В зависимости от критериев, положенных в основе классификаций, рассмотрим некоторые типы моделей. На вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и от чьего имени осуществляется управление, отвечает модель «охлократия – олигархия – тирания». Для описания методов, используемых режимом в поддержании своего господства, используется модель «либеральный – умеренный – репрессивный режимы». Наконец, критерии модели «демократический – авторитарный– тоталитарный режимы», сводятся к ответу на вопрос, каков механизм осуществления власти.

Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:

-       методы осуществления политической власти, избираемые правящими кругами;

-       учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

-       степень участия народа в формировании политической власти;

-       гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;

-       характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

-       положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

-       реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;

-       положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;

-       политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

-       доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

-       характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

-       идеологическое оформление властных отношений.

Руководствуясь приведенной схемой, можно дать характеристику основных типов политических режимов. При этом, как я уже отмечала выше, следует учитывать, что полученные таким образом «идеальные» модели содержат лишь наиболее существенные моменты отражаемой действительности.

Действительная проблема состоит в том, чтобы использовать преимущества рамочной концепции «демократия – авторитаризм – тоталитаризм» для анализа конкретной ситуации, для более точного уяснения формирующихся властных механизмов и способов разрешения политического по своей природе конфликта между обществом и государством. Рассмотрим отдельно каждый тип политического режима.

Демократические режимы.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П. И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог ... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая – либо другая форма возбуждает дух исканий»[5].

Сам термин «демократия» стал сегодня едва ли не самым употребляемым словом политического лексикона в России, кроме того, он употребляется и в обыденных, повседневных разговорах, приобретая самые разные значения и оттенки. Одна из причин этой необычайной разноголосицы заключается в том, что проблема демократии является на деле целым набором проблем различных «демократий», которые объединяет зачастую разве что наименование[6]. Российский политолог, М.В. Ильин, заметил: «упоминания этого слова к месту и не к месту буквально заполонили речь политиков, пропагандистов и отдельных граждан не только у нас, но чуть ли не повсюду в мире... Словом «демократия» обозначается и некий политический принцип, и особый тип власти, и система правления, и разновидность политического режима, и определенная политическая культура, и довольно неоднородный идеологический комплекс, даже некая мировоззренческая установка и жизненный стиль»[7].

«Демократия» (demos – «народ» и kratos – «власть», «властвование») в переводе с греческого означает «власть народа». Этот термин встречается еще в трудах античных мыслителей. Зародился этот строй в Древней Греции, его особенности видный государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех»[8]. Эволюция значения термина «демократия» обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась «худшей формой» правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволяет правителям манипулировать «народовластием». Вследствие этого режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель, не проводил различий между демократией и охлократией, отрицательно относясь к демократии. Его оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия стала восприниматься негативно, и была вытеснена из политического обихода.

Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой Французской революции. С этого момента демократия все больше рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, требований автономии и социального равенства индивидов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты