Типология политического лидерства

Лидерство – это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Признак осуществления власти – важная сторона политического лидерства.

Большое значение для эффективной роли политического лидера в системе властеотношений имеет авторитет. В самом общем виде авторитет – социальная оценка субъекта деятельности группы людей, среди которых он действует, и сущность оценки состоит в определении соответствия субъекта требованиям деятельности и условием его происхождения. Если речь идет о политическом лидере, то, очевидно, политический авторитет – это соответствие лидера тем ожиданием людей, которые должны проявиться в политической деятельности. Авторитет не приходит в политику вместе с выборами или назначением на должность. Наделение властными полномочиями лишь возможность проявить себя в качестве политического деятеля. Авторитет складывается в процессе самой деятельности как один из ее результатов.

Итак, политический авторитет несет в себе общественное признание возможностей субъекта политики осуществлять власть. Он вырастает из доверия, но не приходит вместе с ним. Объект еще должен убедиться в возможности субъекта реализовать свой потенциал в практике, в способности соединить слово и дело. Тем самым авторитет проявляет себя как оправданное доверие.

Важная черта лидерской власти - способ ее осуществления. Возникая и развиваясь, политическое лидерство выражает свою сущность с помощью формальных институтов власти. А это требует организованного оформления и формального утверждения статуса лидера. Но, получая мандат лидера, субъект политики возлагает на себя известную ответственность, принимая тем самым определенные обязательства.

Оценить деятельность политического лидера и определить меру политической ответственности можно путем сопоставления реальных действий политика и выдвигаемой им программы. Лидер, не выполняющий своих политических обязательств, пренебрегающий интересами государства и общества, должен нести политическую ответственность. Нарушения им установок людей, которые передали ему свои полномочия, рассматривается как политическая безответственность, приводящая к отторжению лидера и санкциям со стороны последователей.

Политический лидер довольно таки часто остается вне этих санкций. Это хорошо видно на примере России, где широко распространен прием ухода лидеров и вождей от политической ответственности. Суть его заключается в том, что без особых объяснений и отчетов неожиданно прекращаются работы по осуществлению намеченных планов. Так же легко лидеры могут отменить Конституцию и закон, ссылаясь на «политическую целесообразность» или на «юридический формализм» закона. Такой прием позволяет, не отчитываясь за провалы и просчеты политики, продолжать оставаться у власти.

Таким образом, роль и влияние фактора лидерства на политику очень велики. Без воли и сознания лидеров невозможно принятие политических решений. Исходным моментом этого фактора является осознание политиками сущности интересов широких народных масс.

Только осознанно воспринятые, они становятся внутренней основой ответственного поведения политических лидеров, регулятором которых служит совесть. При этом совесть выступает как особая форма осознания моральной ответственности лидера за свое поведение, помогающая ему в выборе цели деятельности и в оценке сделанного. Когда она есть, чувство ответственности становится главным качеством политического лидера. Такой политик остро чувствует ответственность не только за то, что сделал, но и за то, что мог бы сделать. Он считает себя ответственным за косвенное содействие злу, если ничего не предпринял для его предотвращения.


2. Типы и функции лидеров

Проявления лидерства достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.

Оду из первых аргументированных попыток классификации лидерства предпринял М. Вебер. В основу классификации был положен авторитет лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность «отдавать приказы и вызывать повиновение», Вебер различал три типа лидерства. Первый тип – традиционное лидерство, которое основано на вере в святость традиций передачи власти по наследству, это власть старейшин, вождей, монархов. Второй тип - рационально легальное лидерство, исходящее из признания законности формальных правил избрания лидера и передачи ему управленческих функций. Этот тип лидерства устанавливается через всеобщие свободные выборы, опирается на учет интересов выборщиков и лидера. Третий тип – харизматическое лидерство, он связан с верой в сверхъестественные, выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда.

Понятие «харизма» заимствовано из раннехристианских источников и означает «качество личности, признаваемое необычным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям».

Харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории, и на первых порах ему чуждая какая бы то ни было организация. Харизма должна постоянно поддерживаться лидером. Харизматический лидер, как правило, подчеркивает социальную общность людей, усиливает националистические чувства, особенно наглядно это проявляется во время экстремальных ситуаций.

Таким образом, появление харизматического лидера тесно связанно с политическим кризисом и конфликтами, что выводит на политическую арену личность, которая выдвигает особую, многообразную доктрину избавления людей от всех бед и напастей.

Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система американского политолога Маргарет Дж. Херманн. Она классифицирует лидеров в зависимости от имиджа. М. Херманн выделяет четыре собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его конституентов; способов взаимосвязи с его сторонниками; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый образ – лидер - знаменосец. Его отличает собственное видение действительности, наличие образа желаемого будущего и знание способов его достижения. Для понимания этой формы лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К таким лидерам можно отнести лидера российских большевиков В. И. Ленина.

Второй образ – лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он агент группы. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их последователи. Наиболее подходит к лидеру подобного типа в советской России Л. И. Брежнев, выражающий интересы партийной бюрократии.

Третий образ – лидер - торговец, для которого важна способность убеждать. Благодаря ей сторонники покупают его планы, идеи, вовлекаются в их реализацию. В этом случае лидерство основывается на взаимоотношениях, которые политик устанавливает со своими избирателями. Особую значимость приобретает стратегия лидера, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки общества. Образом подобного лидера можно считать сорокового американского президента Р. Рейгана.

Четвертый образ - лидер - пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных условиях могут быть отнесены к этой категории.

Выделение четырех собирательных образов в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде они встречаются редко. Чаще всего те или иные свойства от каждого идеального типа сочетаются в лидерстве одной личности на разных этапах ее политической деятельности.

Кроме подхода М. Хермана, существует обширная типология лидерства, к примеру, по следующим основаниям: лидер физический – интеллектуальный, временный – постоянный, профессионал – любитель, аристократичный – демократический, реформатор – революционер и т.д.

Современные исследователи Т. Т. Сидельникова и М. Э. Барциц предполагают типологию лидерства, где акцент делается на личностно- поведенческие качества и власть как главный способ реализации политического лидерства. Они считают, что концентрация власти в руках одной из сторон участников социально- политического процесса есть основание для обособления трех типов лидерств.

Итак:

Данная шкала характеризует наличие трех основных позиций концентрации власти:

1)                В положении «-1» власть сосредоточена в руках лидера;

2)                В положении «+1» реальная власть смещена в сторону групп;

3)                В положении «0» власть оптимально распределена между лидерами и социальными группами;

Исходя из предложенной властно-распределительной шкалы, можно обозначить следующие типы политического лидерства:

в положении «-1» - лидер-диктатор;

в положении «+1»- лидер-марионетка;

в положении «0»- лидер-партнер.

В первом положении отношения лидера с группами строятся с использованием жестких, но подлежащих обсуждению методов руководства.

Во втором положении лидер, исполняющий роль послушного руководителя, которому некоторая группа регламентирует свои указы и решения, перестает быть действительным лидером, формально сохраняя за собой пост, должность.

В третьем – можно охарактеризовать отношения лидера и групп как более гибкие, допускающие политическое участие в системе лидерства всех социальных сил.

Функции лидера в конкретном обществе обусловлены рядом факторов: состоянием экономики, политического режима, зрелостью культуры населения, историческими традициями, индивидуальными качествами самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа на лидирующие позиции непрофессионалов политиков и наоборот.

Среди общезначимых функций лидеров в политологии выделяются следующие:

конструктивная – выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества;

интегративная – объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

организационная – создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы;

координационная – согласование действий институтов власти, направлений их деятельности;

инструментальная – определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;

мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

коммуникативная – обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами или слоями.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты