Переправившись через р. Ляо,
войска императора Гао Цзуна разрушили несколько крепостей в том числе Ляодун,
но потерпели поражение у крепости Аншин, осада которой длидась 60 дней, причём
в день бывало до 6-7 штурмов.
Но упорство защитников крепости под предводительством Ян Ман Чхуна,
отбрасывавших все атаки, так и не дало возможности взять крепость. Гао Цзун попытался
победить Когурё ещё несколькими набегами, но безуспешно.
Победы Когурё над войсками Шу и Тан занимают особое положение в борьбе корейцев против иностранных захватчиков. Ведь захват Когурё был бы предпоследним шагом к утверждению гегемонии Китая в восточной Азии. И если бы Когурё пало, Пэкче и Силла также стали бы вассалами или были бы оккупированы китайскими войсками. Но когурёсцы защитили народы полуострова от рабства. Именно поэтому эти победы занимают важное место в корейской истории.
3
Политическое и экономическое развитие
трёх государств.
Появление аристократической верхушки.
После долгих мук и тяжестей начала развития во всех трёх государствах были созданы аристократические системы управления. Власть была сосредоточена у той части аристократической верхушки, которая жила в столице, между теми родами (преимущественно родственников короля и королевы), чей статус в иерархии был достаточно высок, что достигалось первенством в политике, экономике и культуре. Эра трёх государств была таким временем, когда верхушка выражала интересы аристократии и кланы не имели значительных противоречий. Это и определяло большой потенциал государств.
Некоторое отличие наблюдалось в Когурё, где из аристократов особого статуса выбирался премьерминистр “тэдэро”, который и подбирал министров (правмтельство). Без сомнения, эта группа принадлежала к королевскому роду или рду королев. Это следует из указа о том, что самый почётный титул “кочхуга” могли носить только принадлежащие к королевскому роду Сонно или роду Мьёнгним из Ённа, предоставлявшему жён для монархов. Из этого также следует, что всё общество было поделено на касты и, следовательно, браки совершались только в соответствии с принадлежностью к той или иной касте.
Мы считаем,что в Пэкче были 8 уважаемых родов: Са, Ён, Хёп, Хэ, Чин, Куп, Мок, Пэк. Главные посты в управлении были заняты королевским родом Пуё и родами Чин и Хэ пэкчесских королев, остальные важные должности были розданы исключительно королевским родственникам (например главы 22 провинций). И, конечно же, королевский и роды королев занимали важнейшее место во всех сферах жизни. Считается, что только узкий круг аристократов мог продуктивно участвовать в государственной деятельности, например в выборах Чонгсаам (ответственного за выборы премьерминистра). Введение системы цветной одежды разделяло общество на 16 классов, сгруппированных в 3 разряда (похожее наблюдалось и в Силла). Система кланового занятия должностей в Силла тоже иллюстрирует принцип аристократического общества периода трёх государств. Это была система, предоставляющая различные привилегии и церемониальные повседневные обязанности в зависимости от рода, по этому же принципу занимались и посты. На самом деле были две степени аристократичности “сёнголь” (священная кость) и “чинголь” (истинная кость), а также впродолжение этого деления общество делилось на 6 групп (в соответствии с шестью степенями высшего положения. Сёнголь был титулом только для членов клана Ким, имевших право занять место вана. Чинголь были тоже людьми из клана Ким, приближёнными к вану (когда сёнголь исчезло трон заняли чинголь). Сословие чинголь также включало клан Пак, который был основателем корейской династии в раннем Силла, от которого так же как и “новые Кимы” из пон Кая пошли потомки, занявшие трон намного позднее. Разделение на сёнголь и чинголь не совсем понятно, но скорее всего оно было создано, чтобы сохранить чистоту королевской линии. Ранги 6, 5, 4 представляли основную часть аристократии (6 класс - “приобретённый с трудом”) и следовали по значимости после чинсоль. Ранги 3, 2, 1 если они вообще существовали обозначали простых людей (пхёнгним или пэксонг), непривилегированных и составлявших самый многочисленный класс.
Как уже говорилось принадлежность к тому или иному классу влияла на права и возможности человека. Наибольшим образом это сказывалось на возможности занимать государственные посты (которых насчитывалось 17) - чем выше ранг, тем выше пост можно было занять. Военных чинов всего было 9, они приравнивались к 9 высшим чинам соответственно. Таким образом личные качества зачастую оттеснялись происхождением.
Также ранги определяли различные атрибуты жизни - размер дома, украшение одежды, лошадиной упряжи. Не нужно говорить, что в таком обществе как силлаское наибольшим могуществом и роскошью обладала очень незначительная часть населения - чинголь. И так как принадлежать к этой группе могли только родственники короля и королевы, политика государства обусловливалась действиями этих двух группировок. И то, что титул “кочхуга” в Когурё, перенявшем государственную систему Силла, могли иметь только члены королевской семьи является подтверждением точности приведённых данных.
Политическая структура.
Все три государства перешли от демократической к централизованной монополистико-бюрократической системе под властью монарха. Государственный аппарат Когурё состоял из 12 классов (начиная с премьерминистра). Особопримечательно наличие чинов, в названии которых есть слово “старший брат”. Эти посты давались людям из тех родов, которые при родовом строе были семьёй старейшины или вождя, этим титулом сохранялось выделение их из общей массы граждан. Также бросаются в глаза названия рангов с “сая”, что подчёркивает, что должность была заслужена, причём не очень давно (похоже на титул за выслугу и отличия). Таким образом Когурё в своей политико-административной системе сохранило старое и внесло новое.
В Пэкче существовало 16 чиновных рангов[3], самым высоким постом был Чвапхён - министр (6 человек) ; все посты делились на 3 группы. И в соответствии с должностью назначался и цвет одежды: синий, красный, багряный[4]. Как и в Силла в Пэкче происхождение прямым образом влияло на занимаемую должность. Конечно, такое устройство укрепляло централизованное аристократическое государство. Здесь, как и в Когурё , и в Силла видим классы, указывающие на прошлое, что подтверждает унитарность общества.
О системе собственно управления в Когурё мы знаем мало. А вот о Пэкче известно, что когда столица переезжала из Хансёна в Унчжин в 475г. при секретариате короля ехали 6 министров, ведавшие охраной вана, кладовыми, судами и наказаниями, обрядами, повелениями вана, внешними военными делами. В последний век существования Пэкче там была принята система 22 министерств: 12 были непосредственно во дворце, а другие 10 служили для выполнения указаний центра и располагались в провинциях.
Наиболее значительной в принятии решений была роль совещательных органов. Тот факт, что премьерминистр избирался всеми, кто обладал 5 и выше рангом, свидетельствует о наличии института совещательности. Эти же люди принимали участие в голосовании по наиболе важным вопросам государственной политики, хотя окончательное решение оставалось за ваном.
То же видим и в Силла - “Собрание знати” с той же функцией. У собрания был председатель и специальные писари для конспектов обсуждения наиболее важных вопросов. На таком собрании был принят буддизм так как собрание и ван нашли общий язык.
Власти из столицы руководили остальной территорией, поделенной на районы. В местах, бывшими центрами племенной жизни строились крепости, становившиеся центрами управления на местах. Многие центры администрации назывались китайским словом Чхорёгюни. В каждом из трёх государств должностьеё начальника называлась по-своему, но было и единое название - Сончжу (хозяин замка). Эти районы обьединялись в провинции (в Когурё 5 Пу; в Пэкче 5 Пан; в Силла несколько Чу). Правители провинций звались Ёнсаль (Когурё); Паннъёнг (Пэкче); Кунью (Силла). Столица в которой проживала аристократия занимала особую провинцию, поделенную в Пэкче и Когурё на 5 частей, а в Силла на 6. Положение людей, живущих в столице было намного выше положения тех, кто жил в провинции.
Организация армии.
С развитием аристократического управления и централизации необходимо было организовать армию на государственном уровне. Таким образом монарх становился главой армии и иногда сам вёл в бой свои войска. Об организации армии мы знаем мало, но в Силла были учреждены 6 подразделений - Чонг. Чонг набирался в каждой провинции. Командирами были столичные аристократы уровня чинголь, поэтому чонг были элитными войсками. Люди, служившие там, смотрели на службу как на предоставленную честь, а не как на опасную обязанность. Помимо этих войск существовали содан, формирования типа наёмников, более или менее преданных своим командирам. Сменой и пополнением элитным войскам служили молодёжные движения типа Хваран в Силла.Это движение воспитывало молодёжь в духе традиций предков, поэтому выпускники Хваран, забыв о клановых интересах, стали настоящей опорой государства. Вот заповеди, которыми руководствовались последователи этого движения: преданность монарху, покорность и почитание родителей, дружба и взаимопомощь между собой, презрение к трусости в бою, презрение к бесполезному убийству. Организация Хваран имела и религиозное значение - её члены совершали паломничества, молились о процветании государства, а также исполняли церемониальные песни и танцы. Но самой важной была военная функция этого движения. В мирное время Хваран практиковали и совершенствовали боевые искусства, а во время войны первыми принимали удар. Существует множество рассказов о храбрости и самоотверженности членов этой организации самые известные из которых - Ким Юсин, Куон Чонг, Сада Ам.
Каждое из трёх государств также организовывало по районному и местному принципу, а местные административные центры были также и военными центрами- в каждой крепости был ограниченный контигент. Для управления крепостями в Когурё был создан орган Кьёнданг. Он выполнял ту же функцию, что и Хваран в Силла- помогал молодёжи совершенствоваться морально и физически. Главы районов и провинций также были и военными предводителями. Каждое из трёх государств старалось превратить свою армию в единый чётко слаженный механизм.
Крестьянство. Его занятия и управление.
Централизация государства означала, что вся земля отныне принадлежала монарху и все люди на этой земле становились его подчинёнными. В более ранний период о такой системе никто и подумать не смел (с общинными-то принципами !). Но новая система не уничтожила частной собственности наземлю и не означала прямого управления крестьянскими делами напрямую монархом. Земли и рабы-пленники даровались каким-либо чиновникам за особые заслуги. А с прошествием времени владение аристократией землёй и рабами только усиливалось. Короли были самыми крупными феодалами, например министерство по содержанию дворца вана собирало продовольственные и ремесленные налогис нескольких областей. Пленные и преступники насильственно переселялись в особые деревни (в Силла - Хьянг) и представляли собой низшую касту (крепостных-рабов). Вэтот период наблюдается тенденция к закрепощению свободных крестьян-общинников.
Но несмотря на это свободное крестьянство составляло большинство населения трёх государств. Конечно, его жизнью распоряжалось государство, назначая налоги и повинности. Крестьяне должны были платить налог на землю холстом и зерном, а также участвовать в ополчении или принимать участие в сооружении крепостей, ирригационных систем и т.п. На самом деле государство получало больше выгоды от “отработок”, чем от “оброка”. Многие работы крестьяне проводили сообща (например, высаживали коноплю), но всё же основнная часть работ делалась самостоятельно, вот почему крестьянство начало расслаиваться. Некоторые теряли землю и становились батраками. Это явление находит отражение в биографии короля Мичхона (из Когурё), который стал батраком у Юммо, разбогатевшего крестьянина деревни Сусиль. В Когурё батраки назывались Юин. С них брали меньше налогов, чем со свободного населения. И законодательство, по которому весной и в неурожаи крестьянам под проценты выдавались ссуды, всвязи с появлением этого класса было пересмотрено.
Деревни были самыми мелкими и
самыми главными центрами управления. Управление деревнями велось с помощью
главы деревни. И на примере Силла можно показать, как работала система. Главы
деревень были местными уважаемыми людьми, поэтому они пользовались
двойным уважением (столичных в деревне не любили). Эти люди были хорошо знакомы
с местными условиями поэтому незначительно изменив директивы центра они могли
вызвать одобрение и повиновение у населения деревни. Это сословие называлось
Чин Чхонъю и имело равные права с 4-5 рангом. Но оно не входило в официальную
систему рангов, этой группе лишь было позволено выделяться своим названием. Их
основным занятием было регулирование деревенской жизни.
4
Аристократическая культура трёх государств.
Историография и конфуцианство.
Китайская письменность, попавшая на корейский полуостров с железом с материка в период трёх государств получила широкое распространение. Но заимствование письма имело недостатки - необходимость приспособления иероглифов к разговорному языку. Получалось 2 написания слова: 1) корейское слово транскрибировалось иероглифами, 2) смысл корейского слова передавался иероглифами. Были определены правила такого написания (эти правила повлияли на японскую письменность Ман Ё Гана). Постепенно транскрибирование превратилось в хорошо используемую письменность. Сначала иероглифы просто писались в корейском порядке слов. Затем было изобретено “чиновничье письмо” Иду, где значимая часть писалась иероглифом посмыслу, а для обозначения грамматических структур применялись иероглифы в соответствии с чтением, не обращая внимания на смысловую нагрузку. Существовал способ чтения китайских текстов, он состоял в том, что грамматические структуры вписывались в строго определённых местах текста. И то, что в одной из летописей находим упоминание о некто Сёль Чонге, прочитавшем 9 китайских произведений на силласком языке говорит о широком использовании этой системы. С появлением письменности возникают первые корейские произведения - хроники,конечно. Например Юги (“Сохранившиеся записи”) из 100 томов, около 600г. переделанное в пятитомное произведение Синчжи (“новое составление”) в Когурё . В Пэкче Хюнг пишет историю своего государства - Сёги ; Кукса рассказывало об истории Силла . Ни одно из этих произведений не дошло до наших дней, но известно, что большая их часть вошла в Самгук саги (“история трех царств”)Ким Бусика (12 век). Появление таких документов в каждом из трёх государств свидетельствует о желании утвердиться на мировой арене, сделать историю поучением молодому поколению, укрепить государственность. А труд Ким Бусика можно считать памятником образованию трёх централизованных государств.
Все три государства приняли конфуцианство. Сначала оно пришло в Когурё (Национальная конфуцианская академия была основана в 372г.). Юношам предписывалось уделять чтению китайских текстов столько же времени, сколько стрельбе из лука. На Корейский полуостров проникали китайские история, литература. философия. В Силла конфуцианство пришло позднее, чем в два других государства, но также широко распространялось. Моральные ценности этого движения сплотили и укрепили нацию, обеспечили покорность власти. Это находит отражение в труде монаха Вон Квона и “клятве молодых людей в покорности власти”, вырезанной на каменной плите. Нет оснований сомневаться, что в Пэкче и Когурё к конфуцианству относились так же.
Принятие буддизма.
Официально буддизм пришёл в
Когурё в 372г. с приходом монаха Сундо из раннего Китайского государства Чин.
Он принёс изображение Будды и несколько сутр. Через 12 летмонах Маланада принёс
буддизм в Пэкче. Как уже говорилось, три государства охотно перенимали
китайскую культуру, поэтому нет ничего удивительного или нового в том, что
религия тоже была заимствована. Сперва новым веяниям поддались монархи Когурё и
Пэкче , а затем новая религия была принята без сопротивления населением. В
середине 5 в. монах Адо принёс буддизм в Силла, но религия не получила
распространения, столкнувшись с местной враждебностью. Веком позже ван,
столкнувшись с сопротивлением феодалов по вопросу принятия буддизма, созвал
собрание знати и около 535г. буддизм был-таки принят. Как видим инициатива по
принятию данной религии принадлежала королевскому роду - и это не удивительно -
буддизм создавал моральную основу централизованной власти. Поклонение Будде
ассоциировалось со службой вану. В свою очередь аристократия позволила принять
религию из-за идеи реинкарнации, которая оправдывала их главенство в обществе,
обеспечивала покорность народа, верившего в хорошую следующую жизнь. Сдругой
стороны буддизм провозглашал возможность счастья конкретного человека (что
достигалось молитвами). Принятие этой религии привнесло новые обряды, повлекло
строительство монастырей (позднее превратившихся в экономические, культурные и
политические центры), строительство пагод. Буддизм повлиял на идеологию Хваран.
В период трёх государств особое распространение получила секта Виная,
отличавшаяся дисциплиной и поддрржкой государственной власти. Буддийские монахи
зачастую были наставниками и советчиками, не только у крестьян и феодалов, но и
у ванов.
Поэзия, музыка, песни.
Простые задушевные песни трёх государств (Хьянка) являют яркий пример литературной чувственности. Корни этого жанра в религиозных песнопениях Хваран и шаманок. Как пример такой песни можно привести “Песню кометы” Юнгчхона. Музыка имела также и религиозный характер (это подтверждается тем, что Хваран часто пели и танцевали). Музыку иногда применяли даже в военных целях, запугивая противника.
В этот период существовало около 30-40 музыкальных инструментов. А самым известным композитором был Ван Сан Ак.
Искусство.
Изобразительное искусство того периода характеризуется простотой и гротеском. С другой стороны все работы реалистичны и представляют на суд зрителя простую, не нарочитую красоту. Хотя после принятия буддизма и усовершенствования техники мастеров в работах появилась утончённость.
Трудно судить об архитектуре Когурё так как ничего, кроме руин и могил, не сохранилось до наших дней. Каменных строений было мало. От архитектуры Пэкче осталась падога храма Чоннимса в Пуё и Мирюкса в Иксане. Силласких храмов тоже не сохранилось, но по письменным источникам можно сказать, что, несмотря на простоту и массивность, храмы не были лишены привлекательности.
Скульптура трёх государств преимущественно изображает Будду - Татхагата ( Когурё ), Сёсан ( Пэкче ) а также Матрея. Почти все скульптуры богато украшались. Об авторах этих замечательных работ практически ничего не известно ,лишь в одной из хроник находим имя скульптора Янчжи.
Самая распространённая живопись того периода - настенная в гробницах, за красоту их даже стали называть по рисункам: гробница танцовщиц, гробница охотников... Особый состав красок создаёт мультипликационный эффект, и зрителю кажется, что вот-вот перед ним промчится охотник на распалённом скакуне... Вэтот период творят художники Сольгё, Тамджин, принц Аджва.
Раскопки могил также позволяют судить о необычайном мастерстве ремесленников, что позволило называть могилы по найденным в них вещам: захоронение золотой короны, захоронение золотого колокола и тп. Эти произведения были призваны подчеркнуть значимость людей, которым они принадлежали, но вместе с тем они являются бесценным вкладом в сокровищницу мировой цивилизации.
5
Итоги.
Возникнув в середине 1 в. до н.э., три государства просуществовали до 668 г. н.э. Для истории семь веков - срок немалый; за этот период на Корейском полуострове произошли следующие изменения:
во внутренней политике - возникновение монархии и её абсолютизация,создание бюрократического аппарата.
в экономике - переход от общинного землепользования к феодализму, развитие ремесла и сельского хозяйства.
во внешней политике - на начальном этапе - политика экспансии, позднее - сохранение государственности, торговые и культурные связи с Китаем и частично с Японией.
в культуре - принятие буддизма и конфуцианства (до сих пор влияющих на жизнь и обычаи корейцев), появляется светская музыка (в отличие от раннего периода с шаманскими и народными песнями), создание шедевров мирового масштаба в искусстве.
Существующие данные позволяют сказать, что три государства были одним целым с культурной, политической и экономической точки зрения, а некоторые отличия слились воедино после объединения государств.
И хотя начавшиеся с первой
половины 6 века раздоры в конце концов привели к оккупации Танским Китаем и
Силла двух других государств, в последствии Силла всё-таки удалось освободить
почти весь полуостров.
Список использованной литературы.
“A new history of Korea” Ki baik Lee translated by Edward W. Wagner with Edward J. Shultz.
“Современная Корея” Москва 1971г.
“Korea, it’s history & culture” Seoul 1994
“История Кореи” том 1 изд. “Наука” Москва 1974 год.
[1]здесь и далее гг. правления
[3] в данном случае слово РАНГ не означает принадлежность к тому или иному классу общества.
[4] расположены в порядке возрастания