Туркменистан: до и после Ниязова
Предмет: Политология
Реферат на тему:
Туркменистан: до и после Сапармурата Ниязова.
Минск 2008
Содержание
1. Политическое устройство Туркменистана…………………………………. 3
2. Особенности туркменского тоталитаризма и культ личности «Туркменбаши» ………………………………………………………………….5
3. Политическая оппозиция Туркменистана ………………………………….13
4. Туркменистан после Ниязова ………………………………………………..16
5. Источники …………………………………………………………………….20
1. Политическое устройство Туркменистана
27 октября 1991г. в результате развала СССР образовалась новая независимая Республика Туркменистан. По форме правления она является президентской республикой. Однако с течением времени президент этой республики стал обладать фактически неограниченной властью, и официально оставаясь демократической республикой, в Туркменистане был установлен тоталитарный строй.
Чисто формально Туркменистан обладает всеми необходимыми признаками демократической республики. Так, например, в конституции Туркменистана описаны два законодательных органа.
Первый — назначаемый и избираемый Халк маслахаты (Народный совет, надпарламент, 2507 членов) — состоит из президента, депутатов меджлиса, избранных на 5 лет народных представителей халк векиллери, представителей судебной власти, министров, глав органов регионального самоуправления (областей — велаятов и районов — этрапов), представителей общественных организаций, старейшин. Халк маслахаты обсуждает вопросы общегосударственной политики (внесение изменений в конституцию, проведение выборов и референдумов, утверждение программ развития страны и т. д.). Сессии проводятся не реже одного раза в год.
Второй — Меджлис (парламент, 65 членов). Депутаты избираются на 5 лет в одномандатных округах. Компетенция меджлиса — принятие законов. Практически все его полномочия в последнее время перешли к халк маслахаты.
Однако так как президент обладает огромными полномочиями и принимает более чем активное участие во всех сферах деятельности государства, все признаки демократии в обществе нивелируются и являются лишь формальностью.
С 1991 года и до 21 декабря 2006 года президентом Туркменистана был Сапармурат Ниязов («Туркменбаши»). После его кончины (21 декабря 2006) пост президента занял вице-премьер Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов.
В 1994—1995 годах рассматривался вопрос о наименовании занимаемой Ниязовым высшей должности как «Шах» и объявлении Туркменистана Шахством. Однако на совещании старейшин, проходившем в 1994 в Балканском велаяте, эта идея не была единодушно поддержана старейшинами, представлявшими несколько кланов Туркмении (и др.). В связи с этим, а также учитывая высказанное в ходе негласных консультаций отрицательное отношение к этой идее руководств соседних Ирана, Узбекистана, России и учитывая натянутые отношения Ниязова с возможным наследником сыном Мурадом, Ниязов шахом объявлен не был.
В декабре 1999 Халк маслахаты объявил Сапармурата Ниязова бессрочным президентом, имеющим право переизбираться сколько угодно раз.
Получив неограниченную ни сроками, ни полномочиями единоличную власть в Туркменистане, Ниязов проводил курс на полнейшую изоляцию страны в масштабах мирового сообщества.
2. Особенности туркменского тоталитаризма.
Современный Туркменистан, вне всякого сомнения, является редчайшим исключением из практики всех государств бывшего Советского Союза. Установленный Ниязовым политический режим уникален, поскольку явно не похож даже на географически близкие к нему авторитарные режимы Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, не говоря уже о мягком полуавторитарном режиме Киргизии.
Именно политический режим Туркменистана можно с полным основанием отнести к тоталитарным по классификации, применяемой обычно в западной политологии. При этом, впрочем, не следует думать, что туркменский тоталитаризм - это всего лишь очередная копия классических вариантов западноевропейских тоталитарных режимов: итальянского - периода Бенито Муссолини, германского - периода Адольфа Гитлера или испанского - периода каудильо Франко. Туркменский вариант не является также и простым продолжением советского коммунистического тоталитаризма, хотя преемственность между ними прослеживается достаточно четко.
Тоталитаризм Туркменистана в третьем тысячелетии вобрал в себя, тем не менее, и многие элементы из архаичных деспотических режимов, традиционных для стран Востока, и из новых авторитарных режимов аграрно-индустриальных государств современного мира. Во многих отношениях туркменский вариант тоталитаризма весьма походит не столько на европейские аналоги, сколько на нынешний северокорейский режим. Поэтому туркменский вариант - это особый феномен, сплав различных элементов, заимствованных из разных эпох. Однако сердцевиной этого режима выступает именно тоталитарное начало.
Туркменский тоталитаризм по целому ряду позиций отличается от своих аналогов, упоминавшихся выше. Во-первых, туркменский тоталитаризм сформировался отнюдь не в результате острейших внутренних конфликтов, переросших в ряде случаев в гражданские войны, как было в свое время в Италии, Германии, Испании, России. Никаких государственных переворотов в Туркменистане не было, тоталитарный лидер утвердился на верхушке пирамиды власти вполне мирным путем.
Во-вторых, не характерно для туркменского тоталитаризма и проведение широкомасштабных политических репрессий против своих политических оппонентов. Массовых расстрелов, печей, концентрационных лагерей в республике нет. Власти в Туркменистане, конечно же, прибегают к насилию, в том числе и к бесчеловечным акциям: ссылкам недовольных в места, где затруднено проживание, преследованию родственников, пыткам заключенных и т.п. И все же для научной оценки и классификации важны типологические элементы. Масштаб и глубина репрессий в Туркменистане все-таки существенно отличаются от практики времен "раскулачивания" в СССР или борьбы "за чистоту арийской нации" в третьем рейхе.
Тем не менее, для того, чтобы убедиться в том, что систематическое применение государственного насилия - это один из элементов туркменского тоталитаризма, достаточно перечитать списки амнистируемых в конце каждого года. Тысячи и тысячи туркменистанцев власть сначала сажает за решетку, а затем, торжественно, после принесения ими соответствующей клятвы, милостиво прощает. Судить и миловать - царская прерогатива! Одних только своих заместителей по кабинету министров Ниязов за годы независимости посадил свыше полутора десятков.
В одном из интервью иностранной прессе Ниязов сказал: «Я от других, может быть, отличаюсь тем, что работаю со своей командой с первого дня... Я им верю, это мои единомышленники. Все возникающие разногласия мы решаем через дискуссии. Я считаюсь с их мнением…».
Очевидно, что Ниязов здесь лукавит, если не сказать больше. К 2005 в «команде» Ниязова произошли значительные изменения. Из состава прежднего кабинета министров не уцелел ни один. За годы ниязовского правления сменились не менее 70 вице-премьеров, около 130 министров… Многие из них привлечены к уголовной ответственности по сфабрикорванным обвинениям, осуждены и отбывают длительные тюремные сроки. Многие лишились своих должностей без права занимать руководящие должности и вообще без предоставления какой-либо работы.
В-третьих, от классических западноевропейских вариантов тоталитаризма туркменский феномен отличает то, что этот политический режим возник отнюдь не на стадии индустриального общества. Ведь в Западной Европе тоталитарные диктаторы утверждались во власти, в немалой степени опираясь на согласие со стороны бизнес-кругов своих стран. При этом высокая организованность и управляемость, присущая индустриальной экономике, помноженная на мощь квалифицированного государственного аппарата чиновников, существенно усиливала возможность всеобъемлющего контроля власти над обществом. Туркменистан же никоим образом нельзя признать индустриальным обществом, равно как и страной с полноценной рыночной экономикой. Поэтому-то, в силу своей аграрно-сырьевой хозяйственной сути, туркменский тоталитаризм и вынужден, в числе прочего, использовать методы и приемы, присущие деспотическим режимам прошлого.
Но почему же всё-таки туркменский режим можно с уверенностью назвать тоталитарным? Начнем с того, что, конечно, любой лидер может иметь свои причуды, и дело вовсе не в них. Но вот тот факт, что в Туркменистане существует однопартийная система с единственной Демократической партией Туркменистана, - это уже яркий и однозначный признак, говорящий о тоталитарности режима. Более того, формально конституция республики декларирует многопартийность. Но реально ее нет и в помине. Причем сама Демократическая партия Туркменистана никак не тянет на то, чтобы ее рассматривать как аналог КПСС или НСДАП. Партия в Туркменистане, хотя и является единственной, но в реальной политике она не играет никакой существенной роли, а выступает лишь в качестве одной из декораций, призванной приукрасить фасад власти президента.
Но самое главное - в Туркменистане утвердилась политика всеобъемлющего контроля со стороны власти над обществом и личностью. С ее помощью в республике пытаются создать систему подчиненности абсолютно всех туркменистанцев тем ценностям и целям общественного развития, которые определены и обозначены никем иным как президентом Ниязовым. То есть тоталитарной является прежде всего идеология, безальтернативно внедренная в Туркменистане, практика навязывания обществу единственной системы взглядов, сформулированной в произведениях Ниязова и, в частности, его двухтомной книге "Рухнама".
«Рухнама» — это вообще особый, значимый элемент из эпохи Ниязова. В книге, поставленной в Республике на одном уровне со Священным Кораном, на предмет знакомства с которой заставляли сдавать экзамены в вузы и изучать её как основной предмет, также, как в свое время были обязательны труды Мао в Китае или Ленина в СССР.. В этой книге основная линия была в следующем: туркмены — великая нация, несправедливо приниженная Советским Союзом и российским царизмом. Ной — возможно был туркменом, колесо (повозку) придумали туркмены … Слова наподобие «О мои черноглазые!» призвана воспитывать в туркменской молодежи ощущение патриотизма.
Все школьники обязаны были ежедневно перед началом занятий читать «Клятву верности». В ней были слова: «Да отсохнет рука моя… Да отнимется язык мой… Да прервется дыхание моё, если я предам Туркменистан и Сапармурата Туркменбаши»…
Книги советского периода сжигались, как это было сделано с Библиотекой им. Карла Маркса в Ашхабаде. Был снесен театр им. Пушкина (Пушкинский театр); на его месте построили фонтан. Так же был снесен памятник Алты Карлиеву, основателю туркменского кинематографа, а Туркменфильм им. Карлиева стал впоследствии Туркменфильмом им. Огуз-хана (мифического предка туркмен, истинного предка туркмен).
Страницы: 1, 2