Утопический социализм

Утопический социализм

 

Международный Независимый Эколого-Политологический Университет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат  по истории экономических учений

на тему :

 

 

 

 

Утопический социализм.







Зотова Антолия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2000 г.

 


Содержание.

Утопический социализм. 3


Утопический социализм и его основные черты. 3


Томас Мор. 5

Биография. 5

Утопия. 6

Хозяйство и разделение труда. 9

Рабство. 11


Роберт Оуэн. 13

Утопические идеи Оуэна. 13


Сен-Симон Клод Андри де Рувуа. 16

Классификация общественных слоев в теории Сен-Симона. 16

Промышленный класс будущего. 17


Шарль Фурье. 18

Теория страстей Фурье. 18

Исторические этапы человеческого общества. 19

Будущий общественный строй. 20


Заключение. 21


Список использованной литературы. 23




























Утопический социализм.

 

Утопический социализм и его основные черты.


Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.

Хотя идеи великих социалистов – утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего строя, тем не менее были порождены условиями материальной жизни общества, отражали стремление определенных классов. В коренном переустройстве возникавшего капиталистического способа производства были заинтересованы трудящиеся массы и рабочий класс, который к тому времени уже сформировался.    

Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда была опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.

Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ­ление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своеко­рыстие владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов.

Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен­ной книги Томасам Мором в 16 в.  Он придумал это слово, в буквальном пе­реводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "уто­пический" характеризуют идеи и представления,  осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объ­ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями.

Важное значение для развития экономической мысли западного средневековья имели социальные утопии. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке»,

которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма.

На формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало учение раннего христианства, проповедовавшее в общественное человеческое равенство, братство и потребительский коммунизм.

В условия классического средневековья утопические идеи находят отражение в ересях, в частности тех, в которых борьба народных масс против угнетения принимает форму хилиазма[1]. Хилиастическое  учение в 12 веке развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о «тысячелетнем царстве» будущего, незнающего войн, нищеты, рабства и частной собственности.

В позднем средневековье социальные утопии оказываются более многочисленными, излагаются более обстоятельно. Появляется немало специальных сочинений. Роль мистического элемента уменьшается, авторами рисуется более реалистическая картина общества будущего.

Социалистический идеал возникает в 19 веке, когда в   экономике развитых государств Европы утверждался капита­лизм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянс­тва). Рождался рабочий класс положение которого в те годы было чрезвы­чайно тяжелым .Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм стал предшественником возникшего позже пролетариата.

В своей работе я хочу уделить особое внимание английскому социалисту-утописту Томасу Мору, т.к. он считается основателем утопических теорий.


Томас Мор.

(1478-1535)

Биография.


История гуманизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Новое, гуманистическое мировоззрение  было  ранней формой буржуазной идеологии,  или,  точнее, первой формой буржуазного просвещения.  Центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI в. был Томас Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма. Томас Мор происходил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона.  По собственным словам Мора,  его  семья  была "хотя  и  не  из знатного,  но ччестного рода".  Вся жизнь его предков была тесно связана с жизнью лондонского Сити.  Первоначальное образование юный Мор получил в грамматической школ Св.  Антония,  где учили читать и говорить  по-латыни.  Потом около  двух  лет учебы в Оксфордском университете,  откуда по воле отца Мор переходит в одну из юридических  школ  Лондона, успешно  заканчивает курс юридических наук и становится адвокатом.  Необычайная добросовестность и человечность  молодого адвоката  принесли Мору большую популярность среди лондонских  горожан.  В 1504 г., при Генрихе VII, 26-летний Томас избирается  в парламент.  Но парламентская карьера Мора была непродолжительной.  После своего смелого выступления против введения новых налогов он под угрозой королевских репрессий вынужден был надолго оставить политику и возвратиться  к  судебным делам.

Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в.  - это время напряженных исканий.  Еще студентом он  сблизился с кружком выдающихся оксфордских гуманистов - У. Гроцианом,  Т.  Линакром и Дж.  Колетом.  С этим кружком был тесно связан и Эразм,  который стал одним из ближайших и любимейших друзей Мора.  Под руководством своих друзей - оксфордских гуманистов  Мор с увлечением и упорством изучал сочинения отцов церкви - Иеронима и Августина. Изучение греческого языка дало возможность Томасу познакомиться с произведениями великих античных философов,  историков, писателей: Платона, Аристотеля, Плутарха,  Лукиана.  Читая древних авторов,  вместе со своими друзьями и наставниками размышлял  о  жизненном  призвании  и нравственном долге человека перед обществом,  о том,  как реформировать католическую церковь,  погрязшую в пороках и суевериях,  как  сделать жизнь менее жестокой,  более разумной и справедливой.  Вот что волновало Мора и его друзей.  Ответ на все эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов, в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество.  Так думали Мор,  Эразм и их друзья - оксфордские гуманисты.  Однако сила гуманистов была не только в их глубоком знании древних языков и античных авторов,  а в ясном понимании пороков современного общества и государства,  в их непримиримости к суевериям, невежеству лжеученых схоластов,  сословному чванству имущих,  в искреннем стремлении путем просвещения и нравственного воспитания народа и правителей добиться справедливого и  разумного переустройства  общества.  Эти  лучшие черты гуманизма XVI в. отразились в его "Утопии". История ее создания такова.

Должность помощника  шерифа Лондона способствовала еще более тесному контакту Мора с влиятельными купеческими  кругами Сити. В 1515 г. ему была поручена ответственная миссия оратора от Сити при встрече венецианского посла. В мае того же года,  по  предложению  лондонских  купцов,  Мор  был включен в состав королевского посольства  во  Фландрию.  История  этого посольства  впоследствии  была  описана  самим Мором в перво книге "Утопии".

   Мор превосходно справился с миссией купеческого посредника и дипломата.  Во время поездки состоялось знакомство  Мора  с выдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Последний был главным секретарем и членом городской ратуши  Антверпена. Один из близких друзей Эразма,  блестящий знаток античной литературы, греческого и латинского языков и права, автор переводов  на латынь басен Эзопа и трактата об источниках кодекса Юстиниана,  Эгидий был связан узами личной дружбы со  многими гуманистами  Европы.  Между Мором и Эгидием завязалась тесная дружба, отразившаяся в их переписке, а главное увековеченная в "Утопии".


Утопия.


Тогда же вдали от родины Мор начинает работу  над  "Утопией".  Как свидетельствует Эразм, "сначала на досуге" Мор "написал вторую книгу,  а потом ...  присоединил к ней  первую. Работу над Работу над книгой Мор завершил лишь по возвращению в Англию. Утопия Томаса Мора явилась прямым отражением острых классовых противоречий того времени, вызванных аграрным переворотом в Англии.

Европейскому обществу XVI столетия,  основанному на  социальном неравенстве, Т. Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную схему общественного строя,  при котором  нет частной  собственности.  Все  материальные  блага принадлежат здесь большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра,  но и вся продукция общественного производства,  которая также поступает в распоряжение всех  граждан.  Государство  в  лице сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества.  В  отличие  от некоторых древних утопий,  например государства Платона,  главное  внимание  уделявших  общественному потреблению  и провозглашавших общность потребления,  Т.  Мор основное значение придавал поиску справедливой системы  организации  производства.  В  Утопии  изобилие всех материальных благ. Каковы его источники? Прежде всего, в Утопии нет частной собственности,  а  производительный труд обязателен для всех. Здесь нет праздных:  кроме земледелия,  которым  заняты  все, каждый  изучает какое-либо ремесло как специальное,  а иногда даже и несколько ремесел.  Таким образом, в Утопии совсем нет людей, которые бы вели паразитический образ жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты