Влияние глобализационных процессов на современное арабское общество

Набли подчеркнул, что необходимы внутренние реформы, нацеленные на либерализацию торговли и интеграцию в мировую экономику. Они включают: улучшение инфраструктуры; учреждение институтов защиты, исполнения законов и уважения прав собственности; общего управления; конкуренцию; улучшение работы финансовых систем и финансирования предприятий. Интеграция не может быть достигнута без этих основных реформ. Набли привел в качестве примера Йемен, для которого глобализация и либеральная политика недостаточны, поскольку нет реформ внутри страны. Йемен прошел главные этапы в либерализации торговли и интеграции, но экономический рост оказался явно недостаточным. Это произошло из-за недочетов в реформе институтов власти, проблем в управлении, несовершенства судебной системы, изъянов в реализации прав собственности и провала финансовой системы по кредитованию средств7.

Иначе дела обстоят в Египте. Набли обратил внимание на то, что в начале 90-х годов XX века в Египте были начаты разработка и претворение в жизнь одной из самых полномасштабных и честолюбивых экономических программ развития страны, которую знает история Египта. Благодаря осуществлению всех пунктов программы экономическая ситуация была настолько улучшена, что сейчас экономика Египта считается одной из наиболее активно развивающихся в мире. В настоящее время в Египте разработана стратегия интеграции египетской экономики в мировую при соблюдении и обеспечении национальных интересов страны. Учитывая, что в течение долгих лет в Египте проводилась политика экономического протекционизма, приведшая только к экономической изоляции страны, новая стратегия развития египетской экономики открывает горизонты для развития в эпоху глобализации8.

Исследованию социоэкономических аспектов глобализации посвятил свою работу «Contemporary Arab Views on Globalization» современный арабский философ Мохаммед Абид аль-Джабри (Mohammed Abed al-Jabri), получивший в 1999 г. премию, присуждаемую странами Магриба за выдающийся вклад в арабское и общечеловеческое культурное наследие. Этот мыслитель приравнивает глобализацию к американизации или к универсальному распространению американских идей и ценностей. Аль-Джабри задается вопросом: «Является ли глобализация другой формой колониализма? Правильно ли говорить о том, что это последняя стадия нового капитализма, вызванного информационной революцией и достижениями в областях технологии и средств массовой коммуникации? Другими словами, является ли глобализация эквивалентом постколониализма, то есть новой формой колониализма?»9 Если глобализация действительно содержит элементы расширения и доминирования, то, по мнению аль-Джабри, возникает вопрос: как она затронет страны, которые еще не полностью отбросили кандалы традиционного колониализма и не до конца устранили эффекты его влияния на все сферы жизни? Как это затронет страны, которые стремятся завершить свое освобождение и достичь экономического развития (как это имеет место в странах арабского мира)? Аль-Джабри считает эти вопросы основными и фундаментальными, они должны быть включены в обсуждение того явления, которое сегодня мы называем «глобализацией».

Мохаммед Абид аль-Джабри пишет: «Преобладающее мнение в арабском мире, а также в Европе и странах развивающегося мира основывается на общем, универсальном понимании этого явления, которое состоит в том, что это процесс возникновения какой-то глобальной перемены, изменения чего-то «ограниченного» и «управляемого» в нечто неограниченное и безудержное. Под «ограниченным» объектом здесь подразумевается этническое государство с его географическими границами, строго управляемыми таможнями и транспортировкой товаров. Этнические государства защищают себя от любой внешней опасности или вмешательства, будь то в экономической, политической или культурной областях. «Неограниченный объект» – это весь мир или планета Земля. Согласно этому пониманию глобализации, этот процесс влечет за собой устранение национальных границ в экономическом (финансовом и коммерческом) отношении и объединение экономических сил на мировом уровне. Дальнейшая судьба этнического государства – первая проблема, поднятая в арабском мире при рассмотрении этой темы»10.

Среди социальных последствий этой чрезмерной всемирной концентрации богатства автор выделяет усиление раздробления между нациями и между сегментами общества (не только между классами, но и между группами, подгруппами и индивидуумами, которые являются частью каждого уровня). Аль-Джабри полагает, что «эта тенденция будет иметь страшные последствия, расширяя социальные различия, которые являются уже значительными и широко распространенными. В государствах арабского мира и других развивающихся странах неравенство возрастает день ото дня и, как ожидается, станет даже более серьезным в будущем, поскольку это непосредственно касается вопросов стабильности и безопасности. Последствия политики приватизации, которую эти страны проводят, представляют собой увеличение избытка рабочей силы в общественном секторе, который традиционно нанимал их с тем, чтобы уменьшить общественное бремя или безработицу»11. «Если экономический рост в прошлом использовался для создания рабочих мест, то динамика развития в контексте глобализации и либерализма ведет к уменьшению количества рабочих мест и фактически зависит от этого уменьшения». Множество секторов в областях новейших технологий, коммуникаций и средств массовой информации, которые в настоящее время развиваются наиболее интенсивно, не требуют большого числа рабочих. В контексте глобализации и приватизации «технологические усовершенствования ведут к увеличению безработицы и, в свою очередь, к социальным кризисам»12.

По мнению ряда современных арабских мыслителей, в том числе и аль-Джабри, одним из прямых результатов глобализации является умножение бедности, которую считают неизбежным последствием увеличения неравенства. Аль-Джабри пишет, что «20% богачей мира контролируют 80% производства сырья во всем мире. В Соединенных Штатах объем материальных ценностей увеличился на 60% за период с 1975 по 1995 гг., но менее одного процента населения страны улучшило свое материальное положение благодаря этому увеличению»13.

М.А.аль-Джабри считает, что «в действительности, существует четко сформулированная идеология глобализации, которая основана на трех принципах:

– уничтожении существующей системы этнических (национальных) государств с тем, чтобы дать возможность многонациональному конгломерату и «новому капитализму» управлять миром;

– использовании информации и современных средств связи в кампании культурного и интеллектуального империализма для выделения небольшой группы образованных индивидуумов (особенно технократов) и создания элитарного круга «менеджеров», все усилия которых сосредоточены лишь на достижении прибыли;

– негуманном использовании мира и людей, согласно принципу «выживания сильного», где «сильный» означает наиболее успешный в приобретении богатства, влияния и власти. В контексте этой философии приватизации, частного предпринимательства и конкуренции – все это является частью идеологии, которая продвигает идею маргинализации и устранения лишних рабочих мест, согласно принципу «больше прибыли, меньше рабочих»14.

Марокканский философ, сосредоточив свое внимание на империалистическом характере глобализации, указывает на то что, это не просто программа, которая будет осуществлена, или кампания, имеющая целью стимулирование конкуренции и увеличения объемов международной торговли, а скорее система, навязывающая денежно-кредитный капитализм в отличие от капитализма товаров и изделий, которая внедряет либерализм в его наиболее экстремальном и жестком виде. Глобализация ведет к устранению таких учреждений, как ООН, которые использовались государствами в течение последних 50 лет для обеспечения стабильности в мире.

Аль-Джабри обращает внимание на то, что в арабском мире, как и во всех регионах, которые стремятся к экономическому и культурному развитию в пределах национальной родины, глобализация рассматривается как феномен, продвижение которого достигается за счет государства и нации. Власть и полномочия государства не только в экономике и информации, но также и в политическом и культурном отношении узурпируются глобальными учреждениями. Аль-Джабри пишет: «Результаты подобного явления подобны результатам приватизации, которые передают собственность государства частному сектору». Аль-Джабри приходит к выводу: «Если глобализация – система, которая преодолевает границы страны, государства и нации, то это раскольническая и подрывная сила. Ослабление власти государств и уменьшение их роли в пользу глобализации неизбежно приведет к возникновению «зависимости» от групп (к примеру, племен, кланов, религиозных движений или сект), которые находятся в конфликте с государством. Результат – разделение общества и нарушение его единства, которое часто причиняет вред государству или тому, что остается от него, вызывает озабоченность по поводу соблюдения «закона и порядка»15.

Вопросы, которые возникают в отношении не только государств арабского мира, но и развивающихся стран в целом, следующие: «Как можно развиваться и достигнуть прогресса, если государство выступает не более как полицейский, чья работа заключается в сохранении общественного порядка для «новых победителей», то есть многонациональных корпораций и учреждений, чьим девизом, как уже не раз упоминалось ранее, является «больше прибыли, меньше рабочих»? Каково будет значение государств и демократии в этом мире глобализации? Что осталось государствам после того, как глобализация «съела» все функции, которые имели обыкновение быть составной частью государства? Не противоречит ли глобализация лозунгу уважения прав человека и выбору демократического пути развития?»

«Если политика состоит в управлении делами государства», продолжает автор, «то эта роль захвачена глобализацией, целью которой является удаление экономических и других препятствий, стоящих перед международными корпорациями, учреждениями и сетями, позволяя им осуществить их власть и принять роль правительств в областях экономики, информации и т.д. Роль государства, таким образом, уменьшена до роли полицейского в пределах той же самой системы глобализации»16.

По мнению аль-Джабри, «имеется только один доступный выход из этой ситуации, под которым некоторые подразумевают «интеграцию» в мировой рынок, в то время как другие предпочитают для этого пути использовать термин «приспособление». В любом случае мудрость заключается в высказывании: «Если Вы не можете бить их, присоединяйтесь к ним»17.

В заключении своей центральной работы, посвященной теме «глобализации», – «Contemporary Arab Views on Globalization» M.A.аль-Джабри пишет: «Мы стали свидетелями увеличивающейся тенденции осознания необходимости создать и присоединиться к совместным организациям с целью защиты общих интересов, не только против репрессивного доминирования, но также с целью гарантированного создания необходимых условий для длительного развития и способности выжить в мире, где конкуренция будет, вероятно, играть постоянно увеличивающуюся роль.

Ясно, что для того, чтобы устоять перед опасностями, свойственными этой «зверской» глобализации, в экономических, национальных и культурных интересах арабского мира мы должны четко осознать эти опасности. Пока не будет создана такая совместная арабская организация, которая будет способна эффективно координировать экономические и политические планы развития, арабский мир останется неспособным отстоять свои собственные интересы в жестокой конкуренции и развитии империалистических тенденций, преобладающих в мире сегодня, будь то в контексте глобализации или любой другой международной системы»18.

Если марокканский философ аль-Джабри обратил особое внимание на отрицательные стороны и последствия глобализации в экономических и социальных сферах, то ливанский мыслитель Али Харб (Ali Harb) заинтересован исследованием социокультурного аспекта этого процесса.

В своей статье «La mondialisation, l'evenement du siecle» Али Харб (Ali Harb) называет глобализацию «универсальным завоеванием» и «универсальным потрясением»19. Он говорит о том, что на смену эре натурального хозяйства и промышленной революции пришла эра компьютерной техники, с помощью которой завоевывается мир и создается новый. В условиях выхода на передний план информационных технологий и кибернетического пространства очень важно определить роль личности в новых исторических условиях. По мнению ливанского философа, человек находится сегодня в «трех мирах»: 1) старом мире, характеризующемся религиозными истоками и теологическими представлениями; 2) современном мире, отличающемся светскими философиями, рационалистическими учениями, а также универсалистскими идеологиями и гуманистическими фантасмагориями; 3) мире, который находится в стадии образования, – мире глобализации с его кибернетическим пространством, информационными технологиями20. Харб говорит о том, что эти «три мира» составляют своеобразную триаду «традиция – модернизм – постмодернизм» или, в соответствии с арабской концепцией, триаду «исламизация – гуманизация – глобализация». Очень важно осознать, по мнению автора, что старый мир исчерпал свои ресурсы, современный мир идет к самоликвидации, а образующийся мир глобализации, находясь на начальном этапе своего развития, представляет не только угрозы, но и возможности для совершенствования, в том числе и для стран арабского мира21.

Несмотря на некоторые различия во мнениях относительно явления глобализации, большинство арабских мыслителей и представителей интеллигенции выражает обеспокоенность по поводу общей неготовности большинства стран арабского мира войти на равноправных началах в новую систему отношений, которую представляет собой глобализация. Особенное беспокойство вызывает возможность потери национальной самобытности, традиций как светского, так и религиозного толка. Вместе с тем практически все исследователи явления глобализации в арабском мире подчеркивают необходимость реформирования экономических и политических сфер при сохранении тех национально-этнических и религиозных особенностей, которые существуют в настоящее время в арабском мире. Арабские мыслители обращают особое внимание на необходимость консолидации усилий всех государств этого региона для вхождения в новую систему международных отношений на равноправных началах. Однако постоянная конфликтная ситуация, царящая на Ближнем Востоке, и крайне сложные межгосударственные отношения, сложившиеся на данный момент, не способствуют возникновению устойчивых отношений и интеграции между странами региона. Таким образом, можно предположить, что для того, чтобы достигнуть желаемого «органичного» вхождения Ближнего Востока в систему международных отношений в эпоху глобализации в качестве одного из наиболее влиятельных регионов мира, государствам этой части мира придется пройти много этапов в своем развитии и преодолеть немало препятствий на этом пути.

Список литература

1.       Азроянц Э.А. Глобализация как процесс: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». – М.: Издательский дом «Новый век», 2001, с. 4–33.

2.       Иванов И.П. Парадоксы глобализации – вызовы и поиски ответа: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». – М.: Издательский дом «Новый век», 2001, с. 6.

 



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты