Внешняя политика Армении

В действительности же усиление военного присутствия России в Армении, по-видимому, призвано как-то уравновесить военный потенциал США и НАТО, размещенный в Турции. Известно, что на турецкой военной базе Инджирлик в настоящее время размещены почти 50 американских и английских штурмовиков с крылатыми ракетами на борту, в том числе 15 Р-16, 22 Г-15, 6 "торнадо" и 8 "миражей". Ежедневно они совершают облеты "северной запретной зоны" над Ираком, ведут воздушную разведку у границ Грузии и Армении. Российский "воздушный зонтик над Арменией" тем более необходим, если учесть, что у последней нет собственных зенитно-ракетных комплексов, способных сбивать чужие самолеты-нарушители.

О серьезности намерений России в этом вопросе свидетельствует то, что, согласно двустороннему российско-армянскому Договору 1992 года (правда, не ратифицированному Верховным Советом России), Россия брала на себя обязательства по защите Армении от внешней угрозы (подразумевалось — турецкой). Определенное значение в рассматриваемом контексте имел Ташкентский договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанный, среди прочих стран СНГ, также Россией, Арменией и Азербайджаном. По этому Договору нападение на какую-либо из стран-участниц рассматривалось как угроза безопасности всех стран.

С приходом к власти в Азербайджане в 1992 году Народного фронта во главе с А. Эльчибеем в связи с кризисом в Нахичевани Турция выступила с угрозами в адрес Армении. В середине мая 1992 года государственный секретарь России Г. Бурбулис и министр обороны П. Грачев совершили визит в Ереван с целью обсудить с армянским руководством конкретные пути воплощения в жизнь Договора о коллективной безопасности. Тем самым Москва давала понять всем вовлеченным сторонам, что Россия не оставит Армению в одиночестве. Более того, бывший главнокомандующий Объединенными вооруженными силами СНГ маршал Шапошников предупреждал, что если Турция совершит военное вмешательство в армяно-азербайджанский конфликт, то может вспыхнуть "третья мировая война". Необходимо отметить, что одновременно США сделали соответствующее предупреждение Турции, а российское руководство предостерегло Армению от необдуманных шагов в отношении Нахичевани.

Под давлением обстоятельств вокруг Азербайджана у России возникают новые проблемы в отношениях с Арменией. Ценность Армении как важного стратегического союзника России на ее южных рубежах состоит в том, что страна расположена вблизи основных направлений транспортировки нефти и газа, а также других транспортных артерий. В принципе для Армении, находящейся сегодня в орбите российского влияния, не чужда ориентация на Запад. Но в силу обстоятельств она вынуждена играть роль проводника политики России в регионе. Тем не менее Россия не может пойти на принятие предлагаемой некоторыми армянскими политиками позиции жесткого и недвусмысленного выбора в пользу Армении в ее тяжбе с Азербайджаном по карабахскому вопросу, поскольку это еще сильнее подтолкнуло бы Баку в объятия Турции и США. По мнению ряда аналитиков, для армянской дипломатии наступают достаточно сложные времена. Дело в том, что если раньше Еревану и Степанакерту удавалось вести собственную игру благодаря существующим между посредниками противоречиям, то ныне такая возможность уменьшается. "Вторая чеченская кампания, — писал А. Ханбабян в 1999 году, — привела к ситуации, когда надеяться на снисходительность России в вопросе о праве наций на самоопределение уже не приходится. Кроме того, последние заявления Президента РФ Владимира Путина о необходимости сбалансированного подхода к странам СНГ, о стремлении Москвы строить с ними отношения на основе взаимного уважения и равноправия свидетельствуют, что Россия пытается смягчить усиливающееся давление со стороны Запада за счет улучшения своих позиций в рамках Содружества. В результате Ереван, будучи стратегическим партнером Москвы в регионе Южного Кавказа, может оказаться не только в двусмысленной, но и просто в тяжелой ситуации, когда интересы основного военно-политического союзника вступают в противоречие с собственными армянскими интересами". Некоторые наблюдатели обнаружили в позициях армянского руководства после прихода к власти Р. Кочаряна некие тревожные сигналы, будто свидетельствующие о его дрейфе в сторону США. Сохраняя и углубляя отношения с Арменией, Россия заинтересована в налаживании более или менее тесных связей с Азербайджаном, в поисках паритета в отношениях со всеми закавказскими государствами. Национальным интересам Армении вряд ли соответствует жесткая ориентация исключительно на Москву. Оставаясь стратегическим союзником России, она должна вести себя весьма гибко в отношении западных стран, особенно если учесть место и роль в жизни этого государства сравнительно многочисленной армянской диаспоры за рубежом.

Нынешнее руководство республики признает, что стратегическое партнерство Армения-Россия является важным фактором экономического прогресса и обеспечения безопасности Армении. В 2003 году взаимоотношения Армении и России перешли на новый этап развития, который характеризуется повышенным вниманием к сфере экономического сотрудничества. В основном, это было обусловлено договоренностями, достигнутыми в рамках постоянного диалога, интенсивностью контактов на высшем уровне, визитом президента Армении в Москву и договоренностями, достигнутыми в ходе пяти других встреч президентов Армении и России. Россию посетили также председатель Национального Собрания Армении, премьер-министр страны, министры обороны и иностранных дел. В свою очередь Армению посетили председатель Федерального Собрания России, секретарь Совета Безопасности РФ, министр обороны РФ, мэр города Москва, депутатские группы и руководители целого ряда субъектов России. В 2003 году была реализована схема передачи собственности Республики Армения России в счет государственного долга, на основании соглашения и соответствующих протоколов. Вместе с погашением ощутимой части государственного долга Армении, это стало новой возможностью в сфере привлечения инвестиций в экономику страны. По сравнению с периодом январь-ноябрь 2002 года рост торгово-экономического обмен составил 33,4%. Перспективы развития двухсторонних торгово-экономических отношений во многом зависят от восстановления прямой железнодорожной связи между Арменией и Россией. Следовательно, важен вопрос разблокирования абхазской железной дороги. Ведется работа по обеспечению участия Армении в транспортном коридоре "Север-Юг" и реализации паромного проекта "Порт Кавказ".

В 2003 году было подписано соглашения о сотрудничестве в военно-технической области, предусматривающее обеспечение льготных условий в поставках и снабжении вооружений.

В 2003 году Армения предприняла шаги в обустройстве правового статуса граждан Армении, утвердивших место жительство на территории РФ, в направлении решения их задач, возникших в свете нового законодательства России. В Южном Федеральном округе России открылось генеральное консульство Республики Армения, были аккредитованы три почетных консула Армении в Волгограде, Саратове и Владикавказе.


Отношения со странами Запада


1. Региональные государства (Иран и Турция)


Ключевой вопрос армяно-турецких отношений (как и азербайджано-армянских) — карабахский конфликт, который стал серьезным вызовом для внешней и внутренней политики Ирана. Он приобрел еще большее значение по достижении Азербайджаном независимости в 1991 году. В армяно-азербайджанском противостоянии Тегеран занял весьма осторожную позицию. Несмотря на официальные декларации о поддержке мусульманского дела во всем мире, Иран занимает сторону не единоверного Азербайджана, а фактически, хотя по понятным причинам и небезоговорочно, христианской Армении. Заявляя, с одной стороны, об исламской солидарности в вопросе о карабахском конфликте, с другой стороны, Иран наращивает все более тесные связи с Арменией. В целом конфликт в Нагорном Карабахе поставил иранскую дипломатию в трудное положение, поскольку Иран не может безучастно взирать на проблемы своих единоверцев — азербайджан-шиитов, потерпевших поражение от христиан-армян.

Помимо всего прочего, конфликт в Карабахе породил для Ирана проблемы другого рода. Иран отнюдь не заинтересован в расширении территориальных приобретений Армении в Азербайджане, что могло бы привести к потоку беженцев в иранские провинции, граничащие с Азербайджаном. Такие опасения вполне обоснованны, если учесть, что, по имеющимся данным, в начале войны в эту страну прибыло более 1 млн. 200 тыс. беженцев-азербайджанцев, и иранское руководство вынуждено предоставить им кров и пищу при отсутствии какой бы то ни было финансовой поддержки со стороны как Баку, так и международных организаций.

При таком положении Ирану становилось все труднее сочетать политику укрепления своих отношений с христианской Арменией и поддержкой шиитского Азербайджана в войне с Арменией. Отношения между Ираном и Азербайджаном ухудшились после прихода к власти в Баку в июне 1992 года пантюркистского правительства А. Эльчибея, которое своими авантюристическими экспериментами создавало угрозу территориальной целостности Ирана. Показательно, что действия Ирана по примирению сторон были фактически заморожены, поскольку Эльчибей отвергал любое посредничество, исходившее от Ирана.

Отношения между Ираном и Арменией серьезно ухудшились после того, как 17 марта 1994 г. армянские силы сбили иранский самолет, в результате чего 34 человека, находившиеся на его борту, были убиты. Хотя радикальная исламская газета "Джумхурие ислами" потребовала от правительства заставить Армению принять на себя ответственность за этот инцидент, иранское руководство решило не предпринимать решительных действий, поскольку не желало резкого ухудшения отношений с Арменией. Оно лишь предупредило как армянскую, так и азербайджанскую стороны решить проблему путем переговоров, чтобы не дестабилизировать обстановку в регионе.

Хотя время от времени дипломатические отношения между Тегераном и Ереваном давали трещины, торговые и экономические отношения между ними из года в год неуклонно расширялись. Так, во время визита премьер-министра Армении Г. Багратяна в Иран в середине 1995 года между двумя странами было подписано 10 торговых соглашений. Особенно большое значение среди них имели соглашения о покупке Арменией иранского газа и строительстве газопровода и экспорте в Армению электричества.

Определенную роль в расширении и укреплении армяно-иранских отношений сыграл первый научно-политический симпозиум "Армения—Иран: вчера, сегодня, завтра", состоявшийся 19-23 декабря 1998 г. в Тегеране в Центре политических и международных исследований. Он был организован Кавказским центром иранистики в Ереване совместно с Центром политических и международных исследований МИД Ирана, а также Институтом армянских исследований в Тегеране.

Что касается взаимоотношений Армении и Турции, то отношения Еревана и Анкары считаются не только одним из наиболее болезненных моментов во внешней политике этих государств, но имеют фундаментальное значение в контексте будущего политического и экономического обустройства региона Южного Кавказа. После развала СССР необходимость восстановления контактов между Арменией и Турцией постоянно акцентируется Соединенными Штатами. Особую актуальность эта проблема приобретает в рамках обязательств по нормализации отношений с соседями, взятых Арменией при вступлении в Совет Европы, и в контексте стремления Турции стать членом Евросоюза.

Камнем преткновения для политики Анкары в Закавказье остаются неурегулированность турецко-армянских отношений и опасность возобновления боевых действий в зоне карабахскою конфликта. Официально провозгласив нейтралитет в этом конфликте, Турция фактически всецело встала на сторону Баку. Более того, намечаются контуры военно-политического альянса двух стран, направленного своим острием против Армении.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты