Внешняя политика России и международные отношения

Экологическая проблема в ее современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С этого времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, который в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы[28]. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации. Составные компоненты экологического кризиса:

–       нарушение естественного баланса газового состава атмосферы;

–       разрушение озонового слоя атмосферы;

–       состояние живой и неживой природы;

–       преодоление отсталости и нищеты в развивающихся странах.

Мировое сообщество пока не добилось крупных достижений в защите окружающей среды, но активно стремится воспрепятствовать ее раз­рушению. Под эгидой ООН и ее учреждений действуют многочисленные исследовательские институты, общества, комиссии, фонды, цель которых предотвращение экологической катастрофы. Государства создают министерства, ведомства, научные организации для перспективного и оперативно-технического решения проблем окружающей среды. Однако озабоченности, адекватной значению проблемы защиты окружающей среды, во многих государствах еще не выработано. В явном противоречии с реальными потребностями находятся расходы развитых государств на цели, связанные с экологией: они составляют 1-2% от валового национального продукта (ВНП)[29].

 

Глава 2. Россия в мировом политическом процессе

 

2.1. Россия в системе международных отношений

 

Система международных отношений характеризуется совокупностью связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе международных отношений произошли коренные изменения. Эти изменения связаны с распадом «социалистического содружества», затем и самого его создателя – Советского Союза[30].

В истории крах одной системы международных отношений вызывался либо масштабными войнами, либо революциями. Своеобразие современного периода заключается в том, что заме­на системы международных отношений (или, как говорят, международного политического порядка), сложившейся после 1945 г., произошла в условиях относительно мирного времени, несмотря на наличие многочисленных региональных вооруженных кон­фликтов, и «холодной войны», вызывавших постоянную напря­женность между двумя противоположными блоками.

Исследователи считают, что в 1945-1989 гг. существовала особая система международных отношений, для которой харак­терными были следующие черты: биполярная струк­тура; придание мировой политике нормативного по­рядка, создание ООН, других международных организаций и ин­ститутов; углубляющиеся противоречия между экономически развитыми и слаборазвитыми странами. В этой системе СССР принадлежала одна из ведущих ролей, определяющая меж­дународный климат[31].

В условиях перехода к новой системе международных отношений Россия (преемник СССР) претерпела глубокую трансформацию как участник системы международных отношений. Российское государство столкнулось с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возник­овением новых государств и т.д.

Подобные процессы не могли не ослабить внешнеполитиче­ские позиции России. На Западе широкое распространение полу­чил тезис о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне проиграли все, и все выиграли от ее окончания. Тем не менее основу взаимоотношений в период распада мирового социализма, Варшавского договора и СССР составляли заявления западных политиков о «ненанесении ущерба интересам СССР» (затем они трансформировались в «неиспользование нынешней слабости России в своих односторонних интересах»). Такие фор­мулировки свидетельствуют об одном: сложилось новое соотно­шение сил не в пользу России. Возникла реальная перспектива утраты Россией статуса великой державы на мировой арене[32].

Россия не в состоянии была оказать противодействие созда­нию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств — членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран Балтии и других стран). Все это — попытки исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой безопасности. Такое развитие событий может придать России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса в международных делах. В создавшихся условиях, т.е. в крайне невыгодной обстановке для обеспечения своего участия в формировании положения дел в Европе и мире, России нужно в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.

Одним из результатов таких дипломатических усилий стало подписание Основополагающего акта, регулирующего отношения между Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает в рамках деятельности Совместного постоянного совета участие сторон на равноправной основе в случае достижения консенсуса в планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ. Вместе с тем положения Основополагающего акта не дают России или НАТО права вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или НАТО принимать решения и действовать самостоятельно. Они не могут быть использованы как средство ущемления интересов других. Тем самым партнерство между Россией и Западом получило свою институционализацию[33].

Для западных политиков, несмотря на определенную сла­бость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и по­тенциально «слишком сильной» страной. Не случайным является приглашение России присоединиться к «большой семерке» веду­щих развитых государств и составить вместе с ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка» стала эффективным регулятивным центром международных отноше­ний, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений: 1) ликвидировать существующие и не допускать возникновения в будущем региональных конфронтационных военно-политических осей; 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными режимами (создание единого мирового политического пространства)[34].

Стать полноценным членом «большой восьмерки» — сложная задача, поскольку членство в ней связано не только с правами, но и определенными финансовыми обязательствами, которые сегод­няшней России пока не по плечу. Улучшение же внутренних эко­номических показателей и выполнение взятых на себя серьезных обязательств, безусловно, скажется на повышении роли России в принятии экономических и политических решений мирового уровня в рамках «восьмерки».

Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной задачей внешней политики самостоятельной России яв­ляется возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные Правитель­ством Основные положения концепции внешней политики Рос­сийской Федерации.

Одной из особенностей данной концепции является отсутст­вие идеологических установок или политических пристрастий к какой-либо политической силе, поворот к национальным интере­сам России и ее гражданам, защита которых и есть предназначе­ние внешней политики ответственного демократического госу­дарства.

К основным положениям относятся: обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территори­альной целостности; создание условий, обеспечивающих ста­бильность и необратимость политических и экономических ре­форм; активное и полноправное участие России в строительст­ве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.

В складывающейся системе международных отношений Рос­сия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из вели­ких держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений го­сударств, ранее входивших в состав СССР.

Любые действия, направленные на подрыв целостности Рос­сийской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, наруше­ние прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопре­дельных государствах рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.

Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере[35].

В фокусе внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере ее интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну.

Для России большую значимость имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.

Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдение положений Договора по ПРО.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.

Российская внешнеполитическая концепция имеет целью сформировать вокруг себя необходимый общегосударственный консенсус. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и займет свое неповторимое место в мире. Положение региональной державы с ограниченными международными интересами сменится ситуацией, в которой России будут обеспечены выходы на роль мировой державы.


2.2. Внешняя политика современной России

 

Изменения в мировой политике пос­ле окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демок­ратизация поставили Россию в по­ложение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес­кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше­ний[36].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты