Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века

Тем временем другая армия, под начальством трех царевичей и Боорчу-нойона была отправлена для овладения цветущим Хорезмским (ныне Хивинским) оазисом, чтобы не оставлять у себя на фланге эту удобную для вражеских предприятий базу. После продолжительной осады г. Хорезм (Гургандж, ныне Ургенч) был взят. Во время его осады монголы с целью затопления города произвели огромные работы для отвода Амударьи в другое русло.

Затопление не удалось, но географическая карта бассейна нижней Амударьи понесла изменения, которые впоследствии ставили в тупик ученых-географов. Взятие Хорезма, как и других городов, попавших в руки монголов после сильного сопротивления, сопровождалось страшным кровопролитием.[60]

Во время осады Хорезма отношения между старшими сыновьями Чингис-хана - Джучи и Чагатаем - настолько обострились, что грозили перейти в открытую борьбу, разумеется, с крайним ущербом для успеха порученного им дела и для поддержания дисциплины в войсках осадного корпуса. Узнав об этом, Чингис-хан назначил своего третьего сына, Угэдэя главным начальником осады, подчинив ему старших братьев, к крайнему неудовольствию последних. Тем не менее обладавший большим умом и тонким тактом Угэдэй сумел помирить братьев, успокоить их самолюбие и восстановить дисциплину.[61]

Зиму 1220/21 г. Чингис-хан провел на удобной для армии местности к югу от Самарканда.

Новые военные действия начались весной 1221г. Переправившись через Амударью, Чингисхан занял Балх и подошел к Талькану; царевич Тулуй послан на Хорасан для завоевания этой области.

В это время до Чингисхана дошли вести о том, что Джелал ад-Дин формирует новую армию в Газни (Афганистан). Чингис-хан отрядил своего названого брата, темника Шиги-Кутуку, но тот потерпел от своего храброго противника у г. Бамиана поражение, явившееся первой крупной неудачей монголов в этой войне. Шиги-Кутуку с остатками своего отряда возвратился к своему повелителю, который с полным спокойствием принял известие о поражении, ничем не выразив своего неудовольствия побежденному вождю. По этому поводу он высказал лишь следующую глубокую истину:

"Шиги-Кутуку знал только победы, поэтому ему полезно испытать горечь поражения, чтобы тем горячее стремиться в будущем к победе".[62]

Впоследствии, проезжая вместе с Шиги-Кутуку по полю неудачного для монголов боя и расспросив его о подробностях дела, он указал ему на ошибку в его распоряжениях, сводившуюся к неправильной оценке местности, которая была кочковатая, мешавшая маневрам конницы в бою. [63]

 В своем неудачном сражении с Джелал ад-Дином Шиги-Кутуку уступал ему числом войск более чем вдвое (30 тысяч против 70).

Интересен употребленный им прием для введения противника в заблуждение относительно силы своего отряда. Он приказал наделать из соломы чучел, одеть их в запасную одежду и привязать в виде всадников на спины заводных лошадей. Окружавшие Джелал ад-Дина военачальники чуть было не поддались этому обману и советовали молодому султану отступить, но он не внял этим советам и одержал победу.[64]

Чингис-хан, который во время неудачной операции Шиги-Кутуку был связан осадой Талькана, вскоре после Бамианского боя овладел крепким городом и мог сам с главными силами выступить против Джелал ад-Дина; тыл его обеспечивался отрядом Тулуя в Хорасане.

На берегах Инда произошел в 1221 г. решительный бой, в котором мусульмане, несмотря на чудеса храбрости, показанные их предводителями- Тимур-Меликом и Джелал ад-Дином, и на численное превосходство, понесли тяжкое поражение, сломившее вконец их способность к сопротивлению.

Чингис-хану, лично руководившему боем, пришлось в решительный момент бросить в сечу свою отборную "тысячу багатуров", которая и решила победу. Джелал ад-Дину, который сам с группой уцелевших храбрецов, в том числе и знаменитым героем Ходжента - Тимур-Маликом, прикрывал отход своих войск за Инд, не оставалось другого выхода, как броситься в реку для переправы вплавь, что ему и удалось. Чингис-хан, который ценил и уважал доблесть и у своих врагов, тут же указал своим сыновьям на молодого султана как на достойный подражания образец.[65]

К этому же времени было покончено и с Хорасаном, где Тулуй в короткое время овладел тремя вражескими твердынями: Мервом,

Нишапуром и Гератом.

Победой, одержанной над Джелал ад-Дином на реке Инд, завершилось в главных чертах покорение обширной среднеазиатской мусульманской империи хорезмшаха, а так как Чингис-хан, всегда осторожный в своих военных предприятиях, отлично понимал, что для завоевания Индии, куда бежал султан, еще не наступило время, то ему оставалось только по принятии мер для закрепления за собой завоеванной территории вернуться с большею частью армии в Монголию. Во время этого триумфального возвращения на родину были еще попутно покорены некоторые, лежавшие в стороне горные крепости Северного Афганистана. Лето 1222 г. Чингис-хан провел с армией в прохладных местах в горном районе Гиндукуша, в следующую зиму он стоял под Самаркандом, а весна 1223 г. застала его на берегах реки Чирчик близ Ташкента.[66]

В том же году состоялся на берегах Сырдарьи большой курултай из вельмож и сановников империи. На курултай прибыл также и Субудэй, возвратившийся из южнорусских степей со своим отрядом.

 

3.3.1 Поход Субудэя-багатура и Джэбэ-нойона.

Когда хорезмшах Мухаммед бежал в западную Персию, войскам Субудэя и Джэбэ было приказано идти с двумя туменами за ним. По пути движения войска подчиняли себе или разрушали города, которые были им по силе. Усыпав свой путь пожарищами, монголы вышли к Каспию. Был разграблен огромный торговый город Рей, находившийся рядом с современным Тегераном.

Тем временем Мухаммед собирал в западной Персии, в Луристане, новое войско. Но когда пришла весть о падении Рея, все военоначальники со своими войсками двинулись назад к своим владениям. Монголы перекрыли дорогу на Багдад и хорезмшах бежал на один из островов Каспийского моря, где и умер.[67]

Джэбэ, контролируя дорогу на Багдад, направился к городу Кум и взял его. При приближении монголов сдался город Эктабаны.

Повернув на юг он соединился с Субэдэем и вместе они осадили город Казвин с сильным гарнизоном. Битва за город была очень кровопролитной с обоих сторон и, в отместку за потери, монголы истребили всех жителей. Теперь перед ними открылась дорога на Багдад, но пришли вести, что Мухаммед находится на побережье Каспия, и монголы двинулись на север.

Начав поход вокруг Каспия, они ворвались в Азербайджан. Правитель Тебриза откупился от них, и монголы отошли на зимовку в Моганскую степь. Опустошив долины Грузии, они раскинули юрты. Во время зимовки к войскам монголов присоединяются некоторые жадные до добычи курды и туркмены. В феврале была разбита грузинская армия. Весной 1221 года монголы отходят в Персию- для обеспечения тыла войскам Чингисхана на востоке. После они взяли город Мерагу и Хамадан.

Взяв очередную дань с Тебриза монголы, узнав о приближении новой грузинской армии, разделились на два отряда – 5тыс. во главе с Джэбэ укрылись в ущелии, а войско Субэдэя заманило в это ущелие грузин, где те и были разбиты, несмотря на численный перевес. Подойдя к Дербенту, взять который было им не по силам, монголы потребовали проводников для прохода через Кавказ и пошли к перевалам.[68]

В одном из ущелий Дагестана они попали в засаду, устроенную союзными войсками аланов, лезгинов, черкессов, кипчаков. Прорвать блокаду монголы не смогли, и тогда они подкупили вождей кипчаков. Кипчаки оставили союзников и монголы разбили союзное войско. Сразу после этого они разгромили и предателей- кипчаков. Этим они повергли кыпчаков в такой ужас, что последние немедленно откочевали на запад. Часть их ушла под покровительство русских князей.  Тем временем монголы разоряли степи от Волги и до Дона. Был совершен также рейд в Крым, в генуэзские колонии. Был разграблен важный торговый город Сурож.[69]

Небольшой отряд направился на запад, по направления к Киеву. Русские князья увидели в этом посягательство на свои земли и двинули ему навстречу сборное войско в 70- 80 тыс. воинов. На Днепре они встретили монголов. Монгольские послы заявили о своих непритязаниях по отношению к Руси, но русское войско было уверено в своих силах и послы были убиты. Союзное войско русских и кыпчаков форсировало Днепр и двинулось за отступающим отрядом монголов. У реки Калки отряд соединился с основным войском. Стремительно поменяв направление, монголы атаковали русское войско, растянувшееся по степи и уничтожили его. После этого монголы отправились на грабеж беззащитных земель юго- восточной Руси. Но вскоре темники изменили свое решение и войска пошли на Волжскую Булгарию, пограбили ее земли, но вынуждены были уйти от удара Булгарского войска- монголы слишком много потеряли воинов за время кампании. На военном совете было принято решение идти домой.[70]


В 1225 в своей столице Каракорум Чингисхан решает идти войной на восставшего тангутского правителя. Но это уже не экспансивная война, а скорее карательный поход. По окончании этого похода престарелый Темучжин умирает. Курултай избирает новым правителем его сына- Угэдэя. При новом правителе к монгольской империи было присоединено еще большое количество стран, но мы рассматриваем лишь экспансию самого Чингисхана, как наиболее типичный пример общей монгольской экспансии 12-15 веков.











Заключение


Вопрос о кочевых народах еще не поставлен российскими и европейскими учеными во всей его величине и значении. Но можно уже теперь считать доказанным, что обычное представление о завоеваниях кочевников и их влиянии является сильно устаревшим, как результат эгоцентричности европейской  культуры. Завоевания кочевников не было нашествием диких орд, и гунны и монголы не были ни "дикарями", ни "варварами", иначе они не могли бы одержать победу над народами старых культур двух континентов и создать небывалые в мировой истории империи.

И на самом деле, всю историю номадов с их кочевым бытом, родовым делением и скотоводческим хозяйством нельзя вместить в рамки восходящих ступеней развития "общечеловеческой", т.е. романо-германской, культуры. Но из этого еще не следует, что они "дикари", а следует другой вывод: прогрессирующая и восходящая, подобно пирамида, схема "общечеловеческой" культуры, сочиненная европейскими учеными, в основе своей неправильна и неприменима к народам Азии, т.е. к 1/2 человечества. Европейские ученые учат нас, что в войне побеждает более «культурный»; монголы же, - дикари, в понимании европейского человека, - в короткий срок без поражения объединили в одном государстве своем 4/5 Азии с Европой.

Кочевое общество, при условии проведения специальных реформ, представляет собой первоклассный военный механизм. В ходе нашего исследования мы увидели, что крупные завоевательные походы номадов происходили только в результате коренных реформ. У гуннов - это реформы Модэ-шанъюя, и монголов - Чингисхана.

Кочевые государственные образования в традиционной историографии считаются эфемерными. А между тем, если сравнить время существования централизованных государств номадов и оседлых обществ, мы видим, что это время практически одинаковое.

И притом кочевое общество оказывается более консолидированным нежели оседлое.

          Экспансия кочевых народов в средние века имела  общеевразийское значение. Можно говорить как о положительных, так и об отрицательных моментах. Так, огромное количество государств и городов было просто стерто с лица земли. Были нарушены культурно-торговые связи между государствами, но взамен их создавались новые. Например, если до создания Монгольской империи путешественнику было невозможно добраться из Передней Азии в Китай, то во время существования Монгольской империи этот путь преодолевался беспрепятственно, так как дороги охранялись. Под властью кочевников были объединены огромные территории, на которых впоследствии создались крупные государственные образования. Например, монгольское завоевание Руси позволило из огромного количества разрозненных княжеств создать единую Московскую Русь. Такие же явления наблюдаем в Китае, Корее, Индии и т.д.

          Таким образом, мы видим, что завоевания кочевых народов играли большую роль в истории средневековья и являлись ее неотъемлемой частью.






Список использованной литературы:

1.      Аммиан Марцеллин.  История  т.3   Internet  #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Васильев Л.С.  История Востока.  М., 1998,  с. 7-14


[2] Саханова К. Б.  Кочевой хозяйственный тип в Казахстане.   Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1998, № 9.

[3] Кычанов Е.И.  Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. – М.: «Восточная литература» РАН, 1997,  с. 283-286

[4] Савицкий П.Н.  О задачах кочевниковедения / серия «Сочинения Л.Н. Гумилева» вып. 10, М.: Институт ДИ – ДИК, 1998,  с. 466

[5]  там же,  с. 469

[6]  Савицкий П.Н., указ.соч.,  с. 469-470

[7] Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г.  Степные империи Евразии. / Изд-во «Фарн», 1994


[8] Гумилев Л.Н.  Хунну: Степная трилогия. / Изд-во «Тайм-аут – Компасс». СПб., 1993,  с. 15-30

[9] Кызласов Л.Р.  История Хакасии: с древнейших времен до 1917 года   М., «Наука»  1993,  с. 27-29

[10] Гумилев Л.Н.  Хунну: Степная трилогия. / Изд-во «Тайм-аут – Компасс». СПб., 1993,  с. 20-25

[11]  там же,  с. 35-38

[12] Окладников А.П.  Древнее население Сибири и его культура. (Рукопись).  #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Гумилев Л.Н.  История народа хунну. /Сост. и общ. Ред. А.И. Куркчи: В 2-х книгах. Кн. 1 - М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 9),  с. 65-66

[14] Гумилев Л.Н.  История народа хунну. /Сост. и общ. Ред. А.И. Куркчи: В 2-х книгах. Кн. 1 - М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 9),  с. 66-75

[15] Кляшторный С.Г.  Гуннская держава на востоке (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.). – История древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1982,  с. 169-170

[16] Гумилев Л.Н.  История народа хунну. /Сост. и общ. Ред. А.И. Куркчи: В 2-х книгах. Кн. 1 - М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 9),  с. 83-93

[17]Гумилев Л.Н., указ.соч.,  с. 89-90

[18] там же,  с. 75-78

[19] Кляшторный С.Г.  Гуннская держава на востоке (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.). – История древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1982,  с. 170

[20] Кычанов Е.И.  Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. – М.: «Восточная литература» РАН, 1997,  с. 7-12


[21] Кляшторный С.Г.  Гуннская держава на востоке (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.). – История древнего мира. Упадок древних обществ. М., 1982,  с. 170-171


[22] Гумилев Л.Н.  Хунну: Степная трилогия. / Изд-во «Тайм-аут – Компасс». СПб., 1993,  с. 74


[23] Гумилев Л.Н., указ.соч., с. 114-118

[24] Гумилев Л.Н.  История народа хунну. /Сост. и общ. Ред. А.И. Куркчи: В 2-х книгах. Кн. 2 - М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 10)


[25] Иордан.  О происхождении и деяниях гетов.   #"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Гумилев Л.Н.  История народа хунну. /Сост. и общ. Ред. А.И. Куркчи: В 2-х книгах. Кн. 2 - М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 10),  с. 177-178


[27] Иордан.  О происхождении и деяниях гетов.   #"#_ftnref28" name="_ftn28" title="">[28] Гумилев Л.Н.  История народа хунну. /Сост. и общ. Ред. А.И. Куркчи: В 2-х книгах. Кн. 2 - М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 10),  с. 175-177

[29] Иордан  О происхождении и деяниях гетов.   #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] там же

[31] Засецкая И.П. Культура кочевнков в гуннскую эпоху.  М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 10),  с. 361


[32] Иордан.  О происхождении и деяниях гетов.   #"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">[33] Засецкая И.П. Культура кочевнков в гуннскую эпоху.  М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 10),  с.367

[34] Иордан.  О происхождении и деяниях гетов.   #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] там же

[36] Иордан, указ.соч.

[37] там же

[38] Гумилев Л.Н.  История народа хунну. /Сост. и общ. Ред. А.И. Куркчи: В 2-х книгах. Кн. 2 - М.: Институт ДИ – ДИК, 1998. – (Серия «сочинения Л.Н. Гумилева»; Вып. 10),  с. 295-296

[39] Кызласов Л.Р.  Ранние монголы. – Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. История и культура Востока Азии. Т. 3. Новосибирск, 1975

[40] Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. Трилистник кургана.    Internet #"#_ftnref41" name="_ftn41" title="">[41] Гумилев Л.Н., указ.соч.

[42] там же

[43] Гумилев Л.Н., указ.соч.

[44] там же

[45] Уолкер С.С.  Чингиз-хан / Пер. с англ. А.И. Глебова-Богомолова. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998, с. 54-57

[46] Гумилев Л.Н.  В поисках вымышленного царства. Трилистник кургана. / #"#_ftnref47" name="_ftn47" title="">[47] Хара-Даван Э.  Чингисхан как полководец и его наследие. /  #"#_ftnref48" name="_ftn48" title="">[48] Хара-Даван Э., указ.соч.

[49] там же

[50] Хара-Даван Э., указ.соч.

[51] там же

[52] Гумилев Л.Н.  В поисках вымышленного царства. Трилистник кургана. / #"#_ftnref53" name="_ftn53" title="">[53] там же

[54] Уолкер С.С.  Чингиз-хан / Пер. с англ. А.И. Глебова-Богомолова. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998, с. 108-109

[55] Уолкер С.С., указ.соч.,  с. 119

[56] там же,  с. 129

[57] Гумилев Л.Н.  В поисках вымышленного царства. Трилистник кургана. / #"#_ftnref58" name="_ftn58" title="">[58] там же

[59] Гумилев Л.Н., указ.соч.

[60] Хара-Даван Э.  Чингисхан как полководец и его наследие. /  #"#_ftnref61" name="_ftn61" title="">[61] там же

[62] Рашид ад-Дин  Сборник летописей   /  #"#_ftnref63" name="_ftn63" title="">[63] Хара-Даван Э.  Чингисхан как полководец и его наследие. /  #"#_ftnref64" name="_ftn64" title="">[64] Уолкер С.С.  Чингиз-хан / Пер. с англ. А.И. Глебова-Богомолова. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998, с. 108-109


[65] Хара-Даван Э.  Чингисхан как полководец и его наследие. /  #"#_ftnref66" name="_ftn66" title="">[66] Уолкер С.С.  Чингиз-хан / Пер. с англ. А.И. Глебова-Богомолова. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998, с.220-221

[67] Уолкер С.С., указ.соч.

[68] Хара-Даван Э.  Чингисхан как полководец и его наследие. /  #"#_ftnref69" name="_ftn69" title="">[69] Хара-Даван Э., там же


[70] Уолкер С.С.  Чингиз-хан / Пер. с англ. А.И. Глебова-Богомолова. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998, с.172-176


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты