Война в Чечне: причины и характер

       Командование незаконных вооруженных формирований проводило активную работу по совершенствованию обороны в западной,  восточной и      юго-восточной зонах ЧР и созданию партизанских баз в горных районах юга республики,  продолжало перегруппировку сил и средств  с  целью

подготовки к дальнейшему сопротивлению федеральным войскам.  Основ-      ные усилия при этом сосредоточивались на укреплении обороны на  гудермесском и шалинском направлениях.

      Центральная группировка НВФ насчитывала свыше одной тысячи человек и имела на вооружении:  танков - 3-4 ед. (кроме того, отдельные танки использовалось в качестве  стационарных  огневых  точек),БМП (БТР) - 4-6 ед.,  орудий ПА и М - 7-8 ед., установок РСЗО БМ-21  - 1-2 ед., ЗСУ (ЗУ) - 2-3 ед. Перед ней ставилась задача удерживать занимаемые позиции южнее Грозного,  в пригородах столицы республики и близлежащих населенных пунктах, активизировать диверсионно-террористическую  деятельность  и  обеспечить  выигрыш  во  времени  для продолжения работ  по  созданию  в  восточных районах новых рубежей обороны, в западной части территории Чечни - узлов сопротивления, а на юге и юго-востоке - партизанских баз.

      Восточная группировка незаконных  вооруженных  формирований  в сложившейся ситуации становилась главной, поскольку центр активного      вооруженного противостояния федеральным войскам переместился в вос- точные  районы  республики,  где  продолжались инженерные работы по      созданию и совершенствованию рубежей обороны и узлов сопротивления,     имелись боеспособные вооруженные формирования,  были созданы запасы      оружия,  боеприпасов, медикаментов и продовольствия для автономного      ведения боевых действий в течение продолжительного времени. Общая численность личного состава этой группировки превышала 6  тыс. человек. На ее вооружении имелось: танков - 5-6 ед., БМП (БТР) - 11-12 ед,  орудий ПА и М - 10-12 ед., установок РСЗО БМ-21 - до 3  ед., ЗСУ (ЗУ) - 3-4 ед.

      Основные усилия были сосредоточены на удержании городов  Аргун  и Гудермес.  Город Гудермес был объявлен временной столицей Чечни и  должен был стать по выражению Д. Дудаева  "неприступной  крепостью".

    Западная группировка сосредоточивалась в районе Бамут,  Самаш-      ки, Ачхой-Мартан, Асиновская, Аршты. Численность ее личного состава    составляла около трех тысяч человек. На их вооружении имелось: танков - 3-4 ед.,  БМП (БТР) - 3-4 ед., орудий ПА и М - 4-5 ед., установок РСЗО БМ-21 - 2-3 ед., ЗСУ (ЗУ) - 2-3 ед.

    Населенные пункты в приграничных с Республикой Ингушетия райо-

  нах Чеченской Республики, покинутые местными жителями, были превра-   щены в хорошо оборудованные в инженерном  отношении  узлы  обороны  Отмечалось  сосредоточение  отрядов  и групп незаконных вооруженных   формирований общей численностью до одной тысячи человек в Бамуте.

          Северная группировка была создана, главным образом, для проведения диверсионно-террористических акций на железных дорогах. Она  насчитывала более одной тысячи человек и имела на вооружении:  танков - 1-2 ед.,  БМП (БТР) - 1-2 ед.,  орудий ПА и М - 2-3 ед.,  ЗС  (ЗУ) - 1-2 ед..  Эта группировка действовала разрозненными группами по 20-50 человек и при необходимости могла быть усилена за счет сил восточной группировки.



















                                      Цели сторон



Цели России:

1.      экономические интересы (нефть)

2.      политические расчеты (стремление поднять авторитет центральной власти)

3.      правовые заботы (навести порядок в Чечне)

4.      державные чувства (сохранить целостность России и укрепить ее).

    

Цели Чечни:

1.      стремление отстоять независимость

2.      создание исламского государства

3.   отражали интересы  новой зародившейся политической элиты.

            Внешне действия чеченской стороны выглядят привлекательнее: она оборонялась, а российская – нападала;  масштабы разрушений и гибель людей от российских войск весьма значительны. Но никто не может оправдать эту войну с чеченской стороны. Путь переговоров с одновременным разоружением давал немалые выгоды, была возможность широко применить стратегию и тактику ненасильственного сопротивления.

            Ведущее значение в характеристике этой войны имеет ее правовая оценка. Согласно Конституции Президент не имеет право решать вопросы войны и мира,  они являются прерогативой парламента. С момента, когда полицейская акция переросла в войну, Президент обязан был руководствоваться решениями парламента. Тем более что 8 декабря 1994 года Совет Федерации принял постановление, в котором указывалось: “Не допускать применения силы на территории Чеченской республики до принятия в соответствии с Конституцией РФ компетентными органами  иного решения”. Однако Президент произвольно подменил парламент СБ, не имеющим властных полномочий. Война в Чечне была развязана.

            Военные действия в Чечне прекращены, а определение статуса Чеченской республики отложено на пятилетний срок. Поэтому о разрешении этого конфликта говорить еще рано.

            Несмотря на это, Чеченская республика считает себя независимой. А. Масхадов прилагает все усилия, чтобы добиться международного признания республики, т.к. страны Европы смогут в дальнейшем повлиять на решение России о статусе Чечни.

            На сегодняшний день никто не хочет заниматься этой проблемой, потому что, если Россия признает независимость Чечни, то она также признает свое поражение в этой “позорной” войне.

            Мне кажется, несмотря на то, что предоставление независимости Чечне идет в разрез с российской политикой, Чечня заслужила ее ценой своей крови и огромными потерями. А также, приняв это решение, снимется ряд насущных проблем:

1.      беженцы (уменьшится поток)

2.      возвращение военнопленных и заложников








                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ


           Проведение операции по разоружению незаконных вооруженных фор-

      мирований на  территории  Чеченской  Республики  являлось  наиболее

      крупным применением федеральных войск для разрешения кризиса          внутри России.

          Соединениям и частям федеральных  войск  противостояли  хорошо

     подготовленные, вооруженные современными вооружением и военной тех-

     никой формирования,  отличающиеся высоким моральным духом личного

      состава. Кроме  того,  Д. Дудаев  не погнушался привлечь наемников и

      добровольцев из государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.

           Части и  подразделения Вооруженных Сил были решающей силой при

      выполнении поставленных задач. Они успешно вели боевые действия как

      вне населенных пунктов, так и при овладении ими.

           В ходе ведения операции совершенствовались слаженность органов

      управления и подготовка подразделений и частей.

           Анализ развития  военно-политической  обстановки  в  Чеченской

     Республике с приходом к власти Д. Дудаева, мер,  принимавшихся рос-

     сийским руководством по разрешению чеченского кризиса, подготовки и

     проведения операции по разоружению незаконных вооруженных формиро-

      ваний позволяет сделать ряд выводов, учет которых в последующем мог

      бы существенно облегчить решение задач,  аналогичных  тем,  которые

      пришлось решать в Чечне.

             В  основе  возникновения  вооруженного конфликта лежит

      постепенное обострение различных противоречий (политических, терри-

      ториальных, экономических,  межнациональных и др.) В своем развитии

      он претерпевает несколько этапов (зарождение,  обострение, кризис),

      что позволяет сделать процесс разрешения конфликта управляемым. Его

      разрешение - общегосударственная задача,  а не только военных.  Она

      должна решаться  применением  комплекса  дипломатических  и военных

      мер. Использование всего арсенала мирных средств с опорой на  воен-

      ную мощь позволяет предотвратить конфликт на ранней стадии.  Основ-

      ным узким местом в организации  предотвращения  конфликта  остается

      отсутствие, несогласованность, а порой и противоречивость существу-

      ющего законодательства.

           Политическим руководством,   органами  государственной  власти

      Российской  Федерации  в 1991-1994 г.г.  предпринимались  некоторые

     попытки разрешить чеченский кризис мирным путем. Однако, они заклю-

      чались  в основном в стыдливой констатации фактов антиконституцион-

      ных действий дудаевского руководства, издании указов, постановлений

      и других документов, носивших, как правило, декларативный характер.

    Конструктивные практические шаги по принятию действенных политичес-

      ких мер по локализации зреющего нарыва в Чечне предприняты не были.

      Все это позволило Д.Дудаеву и его сторонникам превратить республику

      в криминальную экономическую зону,  создать достаточно подготовлен-

      ные и оснащенные вооруженные формирования.

              Руководством России практически не была проведена работа по

      формированию общественного  мнения  населения  страны  относительно

      необходимости применения  силы  для  разрешения чеченского кризиса.

      Отсутствие  единства  взглядов  по этому  вопросу  у представителей

      органов федеральной исполнительной власти с одной стороны и законо-

      дательной - с другой,  противоречивая полемика в средствах массовой

      информации препятствовали выработке у россиян твердой позиции в от-

      ношении Чечни,  а также  убежденности  в  необходимости  применения

      войск для разрешения кризиса.

           Кроме того,  развернутая к этому времени в средствах  массовой

      информации кампания, формирующая извращенное представление о роли и  месте армии в решении задачи по разоружению незаконных  вооруженных

      формирований Чечни,выступления руководителей ряда регионов России и  депутатов Госдумы,  протесты комитетов солдатских матерей и некото-

      рых других  общественных  организаций крайне негативно сказались на

      морально-психологическом состоянии личного состава Вооруженных Сил,  войск  (сил) других ведомств,  принимавших участие в восстановлении

      конституционного порядка и разоружении незаконных вооруженных  формирований на территории Чеченской Республики.

           Уже с началом выдвижения российские войска столкнулись с  про-

      явлениями  вполне определенной солидарности с дудаевским режимом со

      стороны некоторой части населения Ингушетии и Дагестана.  Это выра-

      зилось в попытках ингушей и дагестанцев, проживающих в приграничных с Чечней районах,  воспрепятствовать продвижению  российских  войск вплоть  до  проведения  открытых вооруженных акций против некоторых подразделений. Эти акции зачастую осуществлялись при прямом участии силовых  структур  указанных  автономий и с молчаливого согласия их руководителей самого высокого ранга.  Учет данного фактора и  выработка мер  по  преодолению последствий его воздействия должны стать

 одной из первоочередных задач Центра.

           Обострение чеченского кризиса активизировало деятельность ряда

      общественно-политических,  религиозных и других сил и  движений  на

      Северном Кавказе,  в Закавказье,  странах ближнего и дальнего зару-

      бежья,  которые на лозунгах исламской солидарности, горского братс-

      тва  и  им подобных пытались организовать поддержку и помощь режиму

      Д.Дудаева.

           Нейтрализация негативной роли подобных организаций должна быть

      задачей как политической,  так и юридическо-правовой и даже, в  ка-

      кой-то мере,  силовой. Ее решением должны заниматься, главным обра-

      зом,  федеральные и местные административные органы власти,  органы

      юстиции,  правопорядка и безопасности. При этом необходимо исходить

      из того,  что на территории Российской Федерации недопустима безна-

      казанная деятельность любых организаций,  выступающих  в  поддержку

      антиконституционных сил против территориальной целостности российс-

      кого государства.

           Чеченский кризис и развитие реальной обстановки в других севе-

      ро-кавказских автономиях свидетельствуют о том,  что Центр в значи-

      тельной мере ослабил контроль над этим регионом юга России, слишком

      доверившись национальным администрациям.

           Как показал опыт применения войск в Чеченской Республике, лич-

      ный состав не был в полной мере готов к выполнению такого рода  за-

      дач  без дополнительной подготовки .  Поэтому необходимо изыскивать

      новые формы и способы подготовки войск, проведению боевого слажива-

      ния по укороченной программе.  Необходимо выработать систему укоро-

      ченной подготовки с определением основных,  минимально  необходимых

      предметов обучения, тем занятий и порядка их проведения. Эта систе-

      ма позволит ускоренно готовить войска к боевому применению не толь-

      ко в ситуации, подобной чеченской, но и при проведении боевого сла-

      живания в ходе мобилизационного развертывания войск.  Такая  укоро-

      ченная  подготовка  может  быть применена и при недостатке денежных

      средств на боевую подготовку. При подготовке личного состава и под-

      разделений  к  выполнению  боевых задач необходимо уделять внимание

      одиночной подготовке и действиям в составе  подразделений  в  пешем

      порядке без поддержки боевой техникой.

           Боевой опыт,  полученный в ЧР показал,  если на первых  этапах

     боевых действий по различным причинам в управлении подчиненными со-

      единениями,  частями и подразделениями были  допущены  звачительные

      ошибки,  то в последующем из этого делались выводы и без детального

      решения вопросов управления,  особенно взаимодействия и связи, опе-

      рации не проводились.  Практика показала,  что значительно сложнее

      было отработать вопросы взаимодействия с войсками МВД и  ВВ,  но  в

      дальнейшем, с  приобретением боевого опыта,  и эти вопросы решались

      на должном уровне.

            Таким образом,  несмотря  на  все  имевшие  место недостатки и

      просчеты, проведенный анализ боевых действий показал, органы управ-

      ления всех степеней, соединения, части и подразделения, выполнявшие

      боевые задачи в ходе проведения специальной операции по разоружению

      НВФ на территории Чеченской Республики, на всех этапах с поставлен-

      ными перед ними задачами справились успешно, при этом личным соста-    вом были проявлены образцы мужества и героизма.     

 

  

  














        

















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Верт Н. “Новые политические реалии Чечни”./ Прогресс 2000 г.


2.  Потапов В. “С кем мы там воюем?”./ Феникс 1997 г.


3.  Шерматова С. “Кто, с кем и за что воюет в Чечне”./ Москва 1998 г.

             


                


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты