Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называл также почву, ландшафт, величину страны. Он считал, что; «республика по своей природе требует небольшой территорий иначе она не удержится». Монархии же требуют территории средней величины, таких размеров, как Франция, Англия, Испания середины XVIII в. Напротив, для деспотии характерны обширные размеры государства. «Чем более усиливается в каждой нации действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих».
Монтескье известен как один из основателей теории разделения властей. Цель разделения властей - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить политическую свободу. Последнюю Монтескье определяет как «право делать все, что дозволено законом. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещено, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане». Таким образом,(свобода достижима лишь в государстве, где все отношения регулируются правом. Подобным государством, полагает он, может быть только государство умеренного правления: демократия, аристократия, монархия, которые характеризуются господством законов. Верховенство закона в концепции Монтескье может быть обеспечено лишь разделением властей таким образом, чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга».
«В каждом государстве,- писал он,- есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского... Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства». Кроме того, верховная власть распределяется между различными социальными слоями общества.
Лучше всего, считал Монтескье, когда законодательная власть принадлежит всему народу. Однако в таких государствах, как Франция, это невозможно из-за больших размеров территории и наличия различных социальных сил, в том числе и знати. Поэтому законодательную власть целесообразно вручить собранию представителей народа и собранию знатных. Здесь мы подошли к еще одному важному моменту в его теории: Ш. Монтескье считал, что наилучшей формой народовластия является правление народа, осуществляемое опосредованно, через доверенных лиц.
Образ народного представителя мыслился Ш. Монтескье как «квалифицированный гражданин», в котором отличные качества всякой политически активной личности (гражданская честность, патриотическая обеспокоенность и юридическая компетентность) получают благороднейшее образцовое воплощение. Чтобы опознать и выделить такого гражданина, не требуется никаких специальных познаний: для этого достаточно нравственного понимания людей - великого дара простолюдинов. «Народ,- писал Монтескье,- обладает удивительной способностью выбирать не правильные решения, а тех, кто способен принять правильное решение, тех, которым он может доверить часть своего авторитета». Депутат - не просто ходатай известной общественной группы, уполномоченный «проталкивать» ее особый наказ,- его призвание состоит прежде всего в разумном толковании общенациональных проблем.
Вместе с тем Ш. Монтескье выступал против устойчивого (восходящего к эпохе сословного представительства и дожившего до наших дней) предрассудка, что в законодательном органе интересы аристократии лучше всего выразит дворянин, интересы крестьян - крестьянин и т. д. Монтескье считал, что подмена представительства по признанному гражданскому достоинству представительством по социальному происхождению приведет к превращению законодательного собрания в место столкновения групповых эгоизмов. Единственным основанием для предпочтения того или иного кандидата должны служить его программа и нравственный облик. Лишь в этом случае можно ожидать, что народный представитель, с одной стороны, будет неукоснительно (т. е. не по врожденной склонности, а по депутатскому долгу) отстаивать интересы тех, кто его делегировал, а с другой - никогда не поставит эти интересы выше общенациональных проблем.
Монтескье высоко почитался современниками, его называли «вождем законодателей». Так, русская императрица Екатерина И, слывшая просвещенной государыней, часто использовала идеи и положения из учения Монтескье. Политико-правовые идеи Монтескье восхваляли и проводили в жизнь вожди североамериканской и французской буржуазных революций. К примеру, ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. гласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Принцип разделения властей отразился также в Конституции США 1787 г.
3. Политическая мысль США в период борьбы за независимость
В 70-е гг. XVIII в. резко обострились противоречия между Англией, метрополией, и ее американскими колониями. Колониальная Америка начинает борьбу против Англии за свою независимость (1775-1783), в ходе которой возникает новое государство - Соединенные Штаты Америки (1776).
Как отражение этой освободительной борьбы в американской политической мысли складывается буржуазно-демократическое направление, представленное Т. Пейном и Т. Джефферсоном.
Политический идеал Томаса Пейна (1737-1809) - буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Памфлет Пейна «Здравый смысл» (1776), изданный им анонимно, стал одним из самых популярных произведений в годы Войны за независимость.
Исходя из тезиса, что все люди рождаются равными, обладают одинаковыми и неотчуждаемыми естественными правами, Пейн считает естественные права человека единственным источником и основанием его гражданских прав, возникающих из необходимости жить в обществе («Права человека», 1791). Взгляды Пейна не отличаются особой оригинальностью, в целом они в радикально-демократическом варианте повторяют идеи теории общественного договора, высказанные, например, Ж.-Ж. Руссо. Американский просветитель четко разделяет общество и государство. «Первое - это защитник, второе - это каратель». Если бы люди руководствовались в своей жизни принципами нравственности или, как пишет автор, веления совести были ясны, определенны и беспрекословно исполнялись, то они бы не нуждались ни в каком ином законодателе.
Наилучшая форма представительной власти, по мнению Пейна,- это та, которая позволяет охранять гражданские права и безопасность «с наименьшими затратами и наибольшей пользой». Поскольку все люди равны от природы, человеческому обществу более всего соответствует республика. В целом взгляды Пейна имеют антимонархическую направленность. «В Англии король только и делает, что воюет и раздает должности; иначе говоря, разоряет нацию и сеет в ней ссоры... Один честный человек дороже для общества и для господа, чем все коронованные негодяи, когда-либо жившие на земле...»
Автором проекта Декларации независимости является Томас Джефферсон (1743-1826). Декларация составлялась летом 1776 г. в обстановке острых споров в Континентальном конгрессе по вопросам о независимости страны, ее будущем политическом устройстве, об отношении к рабству и т.д.
Радикальный характер взглядов Т. Джефферсона определился в первых же строках Декларации: «...Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем (прирожденными и неотчуждаемыми) очевидными правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью... Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если желанная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».
Необходимо отметить, что Джефферсон включает в проект специальный пункт, осуждавший рабовладение как «противное человеческой природе». Однако под давлением рабовладельческих кругов Юга этот пункт был исключен. Рабство официально было отменено только почти через столетие (1 января 1863 г. в ходе Гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом).
Джефферсон был горячим поборником идеи народного суверенитета. Он ратовал за свободное развитие мелкособственнического трудового фермерского хозяйства в условиях демократической республики, которую считал панацеей от всех социальных противоречий и бедствий.
Джефферсон не соглашался с Монтескье, считавшим, что республика как политическая форма встречает затруднения в больших по территории странах, и, ссылаясь на опыт существования американской республики, доказывал, что для существования республики как раз жизненно необходимо наличие большой территории. Джефферсон был вице-президентом, государственным секретарем, а в 1801-1809 гг. - третьим президентом США.
Декларацию независимости Континентальный конгресс принял 4 июля 1776 г. Ее подписали представители 13 колоний. В соответствии с решением Континентального конгресса была сделана попытка разработки конституции, получившей название «Статьи конфедерации». Конфедерация, названная Соединенными Штатами Америки, объединила 14 штатов и колоний. В соответствии со статьей «каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не представлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс».
Особый интерес представляет статья: «Чтобы лучше упрочить и увековечить взаимную дружбу и взаимные сношения между населением различных Штатов этого Союза, свободные жители каждого из этих Штатов, за исключением нищих, бродяг и людей, спасшихся бегством от исполнения судебного приговора, должны пользоваться всеми привилегиями и льготами свободных граждан во всех Штатах; жители каждого Штата должны иметь право свободно въезжать в другие Штаты или выезжать из них, должны пользоваться там наравне с местными жителями промышленными и торговыми привилегиями и должны наравне с ними подчиняться уплате налогов и пошлин и другим ограничениям; но эти ограничения не должны доходить до запрещения обратно увозить в другой Штат ту собственность, которая была оттуда привезена; они также не должны доходить до наложения одним из Штатов каких-либо податей или ограничений на собственность Соединенных Штатов или одного из них».
В 1787 г. была разработана новая Конституция, фиксирующая уже федеративное устройство государства, «с целью образовать более прочный союз, утвердить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие, охранять общую безопасность, способствовать общему благосостоянию и обеспечить блага свободы для себя и для нашего потомства».
В 1789 г. Конституция была дополнена Биллем о правах - еще статьями-поправками (в их составлении принимал участие Т. Джефферсон). Эти законодательные акты (Декларация независимости, Конституция и Билль о правах) продвинули далеко вперед молодое государство по пути политического прогресса. В то время когда в Европе только теоретически рассуждали о необходимости разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье), в США эти власти были уже разделены и взаимно сдерживали друг друга; в Европе еще готовились обосновать право и права (И. Кант, Г. Гегель), а в США они существовали на практике и были неприкосновенны. Сформировавшиеся политические институты и демократические традиции позволили американскому обществу избежать таких явлений, как тоталитаризм, культ личности, диктатура. Свобода личности начиная с 70-х гг. XVIII в. остается важнейшей политической ценностью.