Хрущев Никита Сергеевич - Поиски и решения

В первой половине 1957  года Президиум ЦК по  инициативе Хрущева отменил  пресловутую  систему  «пакетов»,  т.е. введенную Сталиным выдачу  ответственным  работникам  в  специальных  конвертах сумм, превышающих подчас в 2-3 раза официально установленную  заработную плату.

  В  1957  году  Хрущев  внес  на  рассмотрение Президиума ЦК КПСС предложение  о   коренном  изменении   в  структуре   и  характере управления  народным  хозяйствам  СССР. Предлагалось ликвидировать большинство отраслевых министерств и поручить руководство  заводов и  фабрик  специально  созданным  территориальным  управлениям   ­Советам народного  хозяйства (Совнархозам).  К началу  1957 года в СССР  имелось  более  200  тысяч  больших  и  малых   промышленных предприятий  и  около  100  тысяч строительных площадок. Управлять этим производством из единого центра становилось все труднее.

Проект  Хрущева  превращал  Комиссию   в   простое   придаточное звено   и,   оставляя  реальное  принятие  долгосрочных решений за Госпланом,    передавал  конкретную    разработку  последних региональным   органам в  лице  совнархозов.  Проект   также предполагал   ликвидацию  промышленных  министерств,  сокращение и децентрализацию слишком многочисленных центральных ведомств.

Предлагаемая  Хрущевым,   эта  система   нигде  еще   не  прошла экспериментальной проверки. Она  могла оказаться рациональной  для таких   крупных   промышленных   центров,   как   Ленинград    или Свердловская область, но  нерациональной для областей  и республик Северного  Кавказа,  так  как  количество  крупных  предприятий на какую-либо республику не превышало двух-трех, а то и меньше.[13]

10 мая 1957г. Хрущев добился крупной победы: по его  предложению Верховный Совет проголосовал за создание совнархозов и  ликвидацию десяти промышленных   министерств, и  с весны  1957 года  началось интенсивное проведение в  жизнь новой системы  управления. Краткие заметки в газетах  о том, что  идея Совнархозов не  поддерживалась всеми   чиновниками, не   брались   во   внимание.  Искусственно создавалась атмосфера  полного согласия,  и созванная  в мае  1957 года  сессия  Верховного  Совета  СССР  приняла по докладу Хрущева закон «О  дальнейшем совершенствовании  управления промышленностью и строительством».  Из прежних  промышленных министерств  временно сохранялись    лишь министерства авиационной, оборонной, радиотехнической,  судостроительной, химической  промышленности, среднего    машиностроения,    транспортного    строительства    и электростанций.  Остальные  министерства  ликвидировались,  а   их функции передавались территориальным Совнархозам.

     22   мая   в  Ленинграде  им  была  произнесена   важная   речь, ознаменовавшая  начало  волюнтаристской  политики «броска вперед», сопровождавшейся дальнейшей децентрализацией.

     Воспользовавшись  визитом  Хрущева  в  Финляндию,  его   коллеги решили созвать  Президиум. На  заседании 18  июня 1957г.  семь  из одиннадцати его членов (Булганин, Ворошилов, Каганович,  Маленков, Молотов,  Первухин  и  Сабуров)  потребовали  отставки  Хрущева.

В основном  Хрущева   обвиняли  в   экономическом  волюнтаризме,   в самочинных  и  необдуманных  действиях.  Многие  из этих обвинений были, несомненно,  справедливы.  Но главное  обвинение, которое не высказывалось полностью, но  которое являлось наиболее  важным для противников Хрущева,  состояло в  том, что  Хрущев слишком  далеко зашел в  разоблачении Сталина,  что он  подорвал авторитет  КПСС в международном   коммунистическом   движении   и   авторитет  всего коммунистического движения.

  Хрущев,  однако,  решительно  отверг  все обвинения, ссылаясь на достигнутые экономические и на существенные достижения во  внешней политике. Но все же Президиум ЦК вынес решение о смещении  Хрущева с  поста  Первого  секретаря  ЦК  КПСС. Но он, поддержанный своими сторонниками, отказался подчиниться принятому решению. Он  заявил, что  на  пост  Первого  секретаря  ЦК  его  избрал не Президиум, а Пленум  ЦК,  и  только  Пленум   может  освободить  его  от   этой должности, поэтому он потребовал  созыва Пленума, в чем  ему также было отказано.[14]

  Благодаря  быстрым  действиям  коллег  Хрущева  Серова и Жукова, которые  обеспечили  прибытие  в  Москву  почти  всех  членов  ЦК, которые  в  свою  очередь  стали  требовать созыва Пленума, что им удавалось весьма непросто. После просьбы встретиться и  направив в Президиум  письменное   заявление,  которое   также  не   возымело никакого действия, члены ЦК стали собираться в Кремле. На  встречу с членами ЦК вышел Ворошилов, которому Серов выдвинул  ультиматум, что если  Президиум будет  противиться созыву  Пленума, то  Пленум соберется  и  без  одобрения  Президиума,  так  как  члены  ЦК  не позволят решать вопросы руководства партией без участия членов  ЦК КПСС. Стало очевидно,  что сговор обречен  на провал, и  Президиум согласился на созыв Пленума ЦК.

  Подавляющее   большинство  участников  открывшегося   Пленума безоговорочно  поддержало  Хрущева. Хрущев   потребовал,  чтобы конфликт в Президиуме был передан на рассмотрение Центрального Комитета.

     После нескольких дней дебатов ЦК отменил голосование  Президиума и осудил «фракционную деятельность антипартийной группы». Молотов, Каганович, Маленков и Сабуров  были исключены из Президиума  ЦК, а Первухин переведен в кандидаты. Новый Президиум был расширен до 15 человек за  счет перевода  в члены  Президиума прежних  кандидатов (Жукова, Брежнева, Шверника и Фурцевой) и секретарей ЦК (Аристова, Беляева), поддержавших Хрущева. В марте 1958г. Хрущев  использовал выборы  в  Верховный  Совет  СССР,  чтобы  отстранить  Булганина и занять его место во главе государства.[15]

4.     «Догнать и перегнать Америку!»


  22  мая  1957г.  на  собрании представителей колхозников  Хрущев бросил ставший знаменитым лозунг: «Догнать и перегнать  Америку!». Речь в  данном случае  шла о  соревновании с  этой страной в  двух конкретных областях:  в производстве  мяса и  молочных  продуктов. Вместе  с  тем  это  выступление  стало  началом   волюнтаристской политики «прыжка  вперед», опасность  которой показала   советская история тридцати предыдущих лет.

     Выдвижение  невыполнимых  целей,  последовавшая широкая кампания по пропаганде хрущевского  проекта, исходившего из  быстрого роста потребления,  открывающего  путь  к  обществу  изобилия, то есть к коммунизму,   составили   серьезную    проблему   не   только    в экономическом плане, но и  в области общественных отношений.   Они свидетельствовали  о  силе  и  постоянстве волюнтаристских методов мобилизации  производительных  сил,  порождавших  принуждение.  Но как  можно  было  совместить  эти  методы, прямо унаследованные от 30-х  годов,  со  стремлением  поднять  общественную   активность? Желание  добиться  максимально  быстро  и  с наименьшими затратами впечатляющих   результатов   на   основе отношений   и  методов, непосредственно вытекавших  из сталинской практики, скоро породило  все  более  авантюристические  инициативы, непродуманные административные  реформы,  экономические  и  социальные перегибы, которые  не  замедлили  выявить  пределы  хрущевского  проекта и привели  к   серьёзному  экономическому   и  социальному   кризису начала 60-х годов.

     1957 - 1959гг. были  отмечены серией административных реформ и «кампаний» («кукурузная лихорадка»,  «мясная кампания в          Рязани», «молочные рекорды» и т.д.), призванных улучшить   функционирование экономической системы.

  Хрущев  мог   быть  доволен   развитием  промышленности,   но  с разочарованием   знакомился   с   итогами    сельскохозяйственного производства  за  1960  год.  Лозунг,  выдвинутый  в  1957 году, о необходимости  «догнать   и  перегнать   Америку  за   3-4   года» вспоминался теперь лишь в анекдотах.[16]

5.     Реформы в сельском хозяйстве и в народном образовании.


На Пленуме ЦК КПСС в конце 1958г. по докладу Хрущева  состоялось решение о реорганизации машинотракторных станций (МТС) и  продаже сельскохозяйственной  техники  колхозам. Верховный  Совет   СССР принял закон о реорганизации МТС.

  В  отсутствие  продуманной  инвестиционной  политики в  аграрном секторе  повышению эффективности сельского хозяйства должны   были способствовать две административные реформы. Первая заключалась  в ликвидации МТС и передаче  техники в собственность колхозов,   что предполагало  ее  лучшее  использование.  С  экономической   точки зрения эта мера,  несомненно, позволила многим  колхозам  улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для  других был  более  выгоден  прокат  оборудования,  поскольку  обеспечивал большую гибкость.  Вместе с  тем реформа  навязала всем колхозам немедленный  выкуп  парка  МТС,  а  невыгодные условия  последнего поглотили финансовые  ресурсы колхозов,  образовавшиеся с  1954  ­1955гг.  благодаря  повышению  закупочных  цен.  Если    некоторые «колхозы-миллионеры»  и  извлекли  выгоду  из  этой  реформы,   то беднейшие колхозы, которых было подавляющее большинство, попали  в критическое положение. Немедленная и обязательная ликвидация   МТС имела и другие отрицательные последствия, в первую очередь  отъезд в  города  большинства  техников,  которые  боялись потерять  свой статус и оказаться приравненными  к колхозникам, и вслед  за  этим быстрый   выход из   строя   оборудования,   оставшегося     без квалифицированного обслуживания.  В 1958  - 1961гг.  - впервые          с конца 20-х гг. - произошло сокращение парка   сельскохозяйственных машин.

Вторая  реформа  заключалась  в  новом укрупнении колхозов,  что должно  было  привести  к  образованию мощных «колхозных  союзов», способных  стать  началом  подлинной  индустриализации   сельского хозяйства. Этот проект, возрождавший идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование  деревни через развитие «социалистических» аспектов образа жизни,  требовал крупных капиталовложений, в которых  колхозы были не в   состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС.  Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться  реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.

  Реформы,  порожденные  желанием  быстро  и с меньшими  затратами получить  существенные   результаты, сопровождались сильным давлением  на  местных   партийных  работников  и    председателей колхозов,  которые  в свою очередь  давили   на   колхозников. Практическим выражением этого стала кампания против   приусадебных подсобных хозяйств, рассматривавшихся как  частнособственнический пережиток. Для политических и хозяйственных руководителей   всякая интенсификация коллективного труда предполагала ограничение  труда индивидуального на  своем участке.  На деле  же эта  кампания,  не говоря уже о ее непопулярности, оказала отрицательное  воздействие на все сельскохозяйственное производство.[17]

  Не  слишком  удачной  оказалась  и  реформа  системы   народного образования  в  СССР.   Главные  преобразования,  которые   Хрущев проводил в  учебных заведениях, касались, прежде  всего создания  в школах  цехов,  которые   занимались  производством   инструмента, игрушек,  значков,  простых  видов  одежды  и мебели. При сельских школах  появились  хозяйства  с  правильным  севооборотом, фермы и птицефабрики.  На  производственное  обучение  и  производительный труд отводилось не менее  12 часов в неделю.  Эксперимент оказался успешным, так  как в  1958-1959 годах  в стране  имелось уже около 200 одиннадцатилетних средних школ с производственным обучением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты