Задачи и методы политологии
Федеральное агентство по образованию
«Северо-западный государственный заочный технический университет»
Институт управления производственными и инновационными программами
Кафедра социально - гуманитарных наук
Реферат
по дисциплине: «Политология»
на тему: «Политологи как наука: объект, предмет, структура».
выполнила студентка 1 курса
специальности 080105.65
Перина Ирина Александровна
шифр № 9701021026
Санкт - Петербург 2010 г.
Политология - одна из самых древних наук, ибо интерес к политике занимал умы людей со времен античности. Но она одна из самых современных общественных наук, поскольку свое целостное оформление и самостоятельное место в системе наук приобрела только в XX в. Знакомство с политологией целесообразно начать с предмета ее изучения.
Объектом политологии является политическая жизнь в целом, перед данной наукой стоит задача выявления ее основных компонентов, закономерностей, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
Предмет политологического исследования определяется конкретной задачей, стоящей в определенный момент перед исследователем - это те конкретные области политической жизни, которые им непосредственно изучаются: политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.
Политологические понятия и оценки, воздействие политологии на жизнь современного общества становятся все более многообразными и существенными. Это свидетельствует о наличии глубоких и разнообразных связей политологии с обществом, о выполнении ею ряда важных функций. Выделим пять наиболее очевидных функций политологии.
Мировоззренческая функция состоит в том, что политология формирует определенный взгляд на развитие общества, на взаимоотношения внутри организованного в политическую форму общества, на место человека в политически оформленном мире. Как учебная дисциплина, она обучает теории и практике политической деятельности.
Познавательная функция связана с изучением тенденций политического развития, политических явлений, процессов, событий. Политологические исследования обогащают общество новыми знаниями о политической действительности, помогают людям лучше узнать общество, в котором они живут.
Управленческая функция обеспечивается тем, что политология, вскрывая тенденции политического развития, вооружает общество, и особенно властные структуры, такой информацией, которая способствует эффективному политическому руководству и управлению общественными делами. Политология помогает выработке политических решений, участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам управления вообще, по решению отдельных политических проблем.
Воспитательная функция выражается в утверждении определенной политической культуры общества с конкретными правилами, традициями политического поведения. Воспитание политической культуры особенно важно в ходе политической социализации личности, в процессе формирования гражданина. Политическая культура тесно связана с идеологией и вместе с ней активно влияет на поддержание устойчивости политической системы данного сообщества.
Прогностическая функция реализуется в разнообразных научно обоснованных прогнозах общественного развития, концепциях политических изменений, рекомендациях о характере реакции на конкретные политические ситуации. Политологический прогноз занимает все большее место в системе мер по управлению обществом.
Роль политологии особенно возрастает в условиях реформирования общества, когда приходится вносить серьезные изменения в структуру политической системы, в содержание политического процесса и характера власти. Именно в такой ситуации находится современная Россия. Политология помогает решать все новые и новые проблемы, возникающие на этом пути, регулировать общественное сознание и контролировать политическое поведение различных групп населения.
Пройдя долгий путь развития, политическая мысль оформилась в XXв. в виде цельной науки, получившей общественное признание. Являясь наукой о политике, политология имеет собственный предмет познания и объект воздействия, специфический набор понятий и самостоятельные функции. Через анализ политической системы, политических отношений, результатов политического процесса политология углубляет представления о современном обществе, содействует его совершенствованию. В последние десятилетия она быстро распространяется в цивилизованном мире, оказывает возрастающее влияние на политическую практику.
Роль методологии в политическом познании и практике
Методология - это учение о наиболее целесообразных, эффективных для данного объекта приемах, способах получения достоверных знаний о нем.
От методологических установок - сочетания приемов, способов познания зависит картина объекта познания, формируемая его субъектом, смена же установок - изменение точки зрения видения объекта, появление новых исследовательских приоритетов и задач ведет к изменению представлений об изучаемом объекте. Многообразие политической реальности требует сочетания разных методов и методик в ее изучении. Современная методология политического анализа представляет собой именно сочетание, взаимодействие различных принципов, исследовательских приемов, установок, требования которых необходимо учитывать для осуществления целостного отражения объекта познания - политической жизни в ее многообразии и противоречивости. Специфика политического познания заключается в том, что появление новых методологических установок и принципов, как правило, не ведет к исчезновению уже действующих, они взаимодействуют и дополняют друг друга, позволяя выделять все новые грани исследуемого феномена.
В выборе методологических установок и принципов политического познания велика роль собственной позиции, интересов, установок, ценностных ориентации субъекта познания, задач политической практики, в которую он вовлечен, в зависимости от них в фокусе исследовательского внимания оказываются различные аспекты политической действительности. Важнейшими критериями политического познания служат:
· способность выделять события, обладающие наибольшей значимостью среди других;
· знание той политической выгоды, которое оно дает для людей;
· испытание систематическим познанием и практическим экспериментом.
Эти практические критерии, используемые в политическом исследовании, отражают важную особенность политики: дело в том, что методологические установки здесь едины как для познания, так и для практической деятельности. Рождаясь в практической деятельности, отражая ее потребности и достижения, они же впоследствии в практику и возвращаются, обогащая ее новым видением старых проблем или формируя возможность видеть новые проблемы и грани политической реальности, создавая новые средства политического действия и управления.
Сложность, противоречивость политической реальности формирует многообразие интерпретаций в постижении ее смысла. Истолкование политической жизни возможно, например, с позиции методологического персонализма, считающего важнейшим основанием, первичной клеточкой политики личность, и тогда политика представляется полем защиты и ущемления ее прав, а все ее институты и отношения оцениваются именно с точки зрения представленное, выражения в них личностного начала; а возможно, и с позиции методологического имперсонализма, считающего, что все политические проблемы возникают тогда, когда личностное начало игнорируется. Здесь рассматриваются вопросы порождаемые сосуществованием людей, а сам человек понимается прежде всего как представитель той или иной общности: нации, класса, народа, государства.
Центром политической жизни является государство. Но отношение к нему, представления о его роли в жизни общества могут быть диаметрально противоположными. Этатизм - течение политической мысли и политическое движение, выступающее за увеличение степени вмешательства государства в жизнедеятельность общества, считающее, что от государственного контроля последнее только выиграет, станет более упорядоченным и организованным. Сторонники анархизма, наоборот, исходят из понимания государства как основного зла в обществе, видят в уничтожении его, а вместе с ним и такой сферы социального паразитизма, как политика, основное условие для ликвидации почвы для социальных конфликтов, гарантию процветания общества. Ясно, что эти позиции предопределяют совершенно - различные модели политики и представления о ее тенденциях и месте в обществе.
Полярными оказываются образы и характер действий в политике, возникающие в рамках методологии социального детерминизма, признающего определяющую степень ее зависимости от разнообразных факторов внешней среды: экономики, социальной структуры, культуры, религии, образования; и индетерминизма, считающего политику сферой ничем не ограниченного выбора, ни от чего, кроме как от человеческой воли не зависящего.
Институционализм
Нетрудно видеть, что политическую реальность можно представить в двух состояниях: с одной стороны, она существует как взаимодействие, функционирование государств, партий, институтов и их облеченных властью представителей, с другой - это сложная цепь действий, контактов людей и их сообществ со своими специфическими мотивами, основаниями, результатами.
Формирование политической теории как отрасли знания шло прежде всего за счет становления институциональной версии политики, в которой она предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе которых находятся нормы - уставы, программы - и смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями, в решений таких проблем, как формирование образа идеального государства и идеального правителя, поиск наиболее целесообразных форм устройства политической власти и их описание, методов разрешения политических конфликтов на внутригосударственном и межгосударственном уровне. Политика вслед за Платоном и Аристотелем мыслится как инструмент достижения, вернее, организации благой жизни.
Результаты этих поисков были оформлены в достаточно четкие представления о типах государственной власти:
· демократия - организованная власть народа;
· монархия - наследуемая власть одного лица;
· тирания - власть одного лица, захваченная им и не ограниченная законом;
· охлократия - власть толпы;
· аристократия - власть избранных;
· республика - государственное устройство, где власть осуществляют выборные лица.
В рамках институционального подхода произошло обоснование принципа разделения властей, осуществленное прежде всего в работах Дж. Локка и Ш. Монтескье, которые выделили три основных вида государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную), доказали опасность их совмещения в одном органе или лице, рассмотрели механизм их оптимального сочетания, взаимодействия, который заключается в уравновешивании ветвей власти.
Реализм
Становление данной методологической позиции, оказывающей по сию пору мощное воздействие на политическую практику и познание, связано с именем Н. Макиавелли, который доказал, что в политической сфере, люди руководствуются, специфическими интересами и мотивами поведения, что успех здесь определяется верным расчетом, умением трезво предвидеть последствия своих действий и событий, глубоким знанием природы человека, которая отнюдь не благая.
Смысл реалистического видения и отношения к политике заключается в верном понимании ее природы, которая состоит в том, что здесь взаимодействуют носители политической власти, выстраивающие свои отношения по иным правилам, нежели это допускается в отношениях между частными лицами. Критерии допустимого и недопустимого, принимаемого и не одобряемого в этих двух сферах не совпадают, хотя радикально и не отрицают друг друга. Вариантов поведения в сфере отношений публичной власти меньше, а доступных средств - больше, и успех одобряет примененное средство.
Страницы: 1, 2