Женщина и политика

Сейчас вопрос стоит так – в состоянии ли сами женщины сформулиро­вать свою политическую задачу самостоятельно или они и дальше будут про­должать оставаться объектом, а не субъектом политического процесса.

5. Важным фактором, бесспорно отразившимся на продвижении женщин, стала проводимая партиями политика. При всем многоликом разнообразии, плюрализме ныне существующих политических партий они оказались едино­душны в фактическом нежелании продвигать женщин к власти. Это проявля­ется как в программных документах, так и в политической работе среди жен­щин.

3  Объективное и субъективное в восприятии женщины-политика

В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как руководителей, политических деятелей. С одной стороны, как правило, с трудом воспринимается способность женщин к лидер­ству, самостоятельности, объективности, масштабности мышления, политиче­скому манёвру. Эти качества считаются мужскими.

С другой стороны, сложившаяся модель руководителя налагает свой от­печаток на образ женщины-лидера. Он формируется на основе некоего “муж­ского” стандарта. В соответствии с ним одежда, поведение, манера обращения женщины претерпевают своеобразные изменения. Налицо своего рода “маску­линизация”, влекущая за собой поведенческую жёсткость, самоуверенность. В результате компрометируется сама идея женщины-руководителя. И происходит все это в немалой степени “с благословения” и для “удобства” мужчин, зани­мающих руководящие должности и не желающих поступиться традиционно выработанными нормами, привычным поведенческим ритуалом.

Прямых правовых актов, ограничивающих доступ женщин к структурам власти, конституционно зафиксированных, в России нет. В тоже время есть ряд косвенных актов, которые путем предоставления различных трудовых льгот, связанных прежде всего с родительством, и сориентированных только на одного родителя – мать, предписывают именно женщине, совмещать семей­ные функции с работой в общественном производстве. В силу этого женщина рассматривается как работник, имеющий массу “льгот”, следовательно, “нена­дежный” кандидат для продвижения в структурах управления.

Помимо социально-экономических факторов в движение приводится также социально-культурная норма, которая регулирует поведение человека в определенных условиях. Её основу составляют ограничения и запреты, с помо­щью которых общество стандартизирует поведение своих членов. Кроме того, в ней содержатся положительные предписания, указывающие, как можно и должно вести себя, соблюдение которых в большой мере обеспечивается внут­ренними психологическими установками. “Поведенческий репертуар” и уста­новки лидера – производные от соционормативной культуры общества. А она сегодня не включает, а отторгает женщину и настроена на мужчину.

Я разделяю мысли И.Кона о том, что “характер” общественных взаи­моотношений между полами зависит не только и не столько от самого полового разделения труда, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, сколько от распределения власти, меры общественного признания престижно­сти мужских и женских занятий” (3).

Глубинные причины живучести традиционного отношения к женщине проявляются в наибольшей степени именно в управленческой сфере как приви­легированном, престижном виде деятельности, определяющем высокий соци­ально-экономический статус.

В целях преодоления процесса отторжения женщин от реальных структур управления важно учитывать следующие факторы: про­фессиональный рост и профессиональную компетентность, конкурентоспособ­ность индивида, качество структуры социально-бытовой сферы.

Принятие решений – особый вид деятельности, отличающийся высокой ответственностью и требующий не только полной отдачи творческих сил, а не­редко и рабочего дня сверх установленных его границ. Поэтому достижение качественно нового уровня участия женщин в принятии решений зави­сит и от кардинальных преобразований быта с той целью, чтобы он не ограни­чивал реализацию способностей и индивидуальных устремлений женщин.

Дискуссионным нередко является вопрос: зачем женщине высокие руко­водящие посты? Выдвигается альтернатива: или руководство, или любовь, се­мья, дети, счастье. В последние годы российские средства массовой информа­ции все настойчивее обвиняют женщину в том, что она предпочитает работу, общественную деятельность семейным заботам, материнству, обслуживанию мужа и детей. Такая альтернатива, по моему мнению, некорректна: любовь, семья, дети требуют партнерства, равного участия женщины и мужчины, в про­тивном случае происходит процесс “инвалидизации”, гипертрофии доли ответ­ственности одного из родителей.

Как свидетельствует исторический опыт, всякое продвижение женщины к освоению новой социальной роли всегда сопровождалось разной степенью не­одобрения со стороны консервативно настроенной части общества, которая ус­матривает в этом посягательства на свои права и опасается утратить свои при­вычные привилегии. Так было, когда женщина добивалась и права на образова­ние, и права на труд, и политического равноправия. То же самое происходит и когда она приблизилась к рычагам управления. Проведенные различными меж­дународными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в управлении на всех уровнях – фактор стабилизирующий. Там, где женщины составляют 30-40% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано. Российские женщины-лидеры, жен­ские организации должны приложить максимум усилий, чтобы эту истину осознали и российские политические партии, и мужчины-политики, и общество в целом. [c.578 Политология. уч. пособие /под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова.]














4. Женщины-депутаты Федерального Собрания

Ликвидация монополии коммунистической партии, отмена цензуры, плюрализация политики, обнажив недостатки и противоречия в положении российских женщин, открыли в тоже время перед ними возможности для орга­низации и защиты своих прав. На общенациональных выборах (1993г.) женщины ими воспользовались. Впервые в истории в Государственной Думе (нижняя палата Федерального собрания) работала депутатская фракция “Женщины России”.

Большая заслуга в этом принадлежит организованному в октябре 1993 г. политическому движению “Женщины России”, одна из целей которого – по­вышение социально-политической активности женщин и выдвижение их в ор­ганы власти на уровне принятия решений. На вторых выборах в Федеральное собрание в декабре 1993 г. это движение получило 21 депутатский мандат. Всего в Федеральное собрание РФ было избрано 69 женщин (11,4 %  всех депутатов). Конкретно выдвинутая женщинами предвыборная программа затрагивала интересы если не большинства, то очень многих избирателей: в области здра­воохранения, образования, сохранения инфраструктуры дошкольных учрежде­ний, личной безопасности граждан, равных прав и равных возможностей жен­щин.

Социальный состав и возрастная структура женщин-депутатов и их элек­тората не соответствуют друг другу. Женщин-предпринимательниц в парла­менте больше чем в жизни, велика среди депутатов доля бывших государствен­ных чиновниц. Да и в возрастной структуре преобладают женщины пенсионно­го и предпенсионного возраста. Трудно ожидать появления в таком составе женского депутатского корпуса яркого общенационального лидера.

Тем не менее, женщины в нижней палате Федерального Собрания ак­тивно работают. В январе 1994 года был образован Комитет по делам женщин, се­мьи и молодежи. Работа Комитета сосредоточена по нескольким направлениям. Главные из них – инвентаризация, анализ содержания государственно-право­вых актов, касающихся положения женщин, семьи, охраны материнства и дет­ства; обновление форм и принятие нового законодательства, адекватного со­временным экономическим и политическим реалиям.

Особое внимание Комитет уделяет экспертизе вносимых в парламент за­конопроектов и других правовых актов, затрагивающих интересы женщин, де­тей, семьи. Оценивая их соответствие международным Конвенциям и другим правовым актам по правам женщин, ребенка, ратифицированным в России, Ко­митет систематически вносит поправки, конкретные предложения и за­мечания в законопроекты. Они направлены на предотвращение ущемления или ухудшения прав женщин.

С декабря 1993 г. по инициативе депутатов комитетом разработаны, при­няты и вступили в силу следующие законы: “О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации “О приватизации пенсионного фонда в Рос­сийской Федерации”; “О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР”; Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”. Принятие этих законов позволило обеспечить условия защиты несовершеннолетних при приватизации пенсионного фонда, регулировать алиментные отношения в ус­ловиях перехода к рынку, корректировать вопросы внутреннего и международ­ного усыновления.

Комитетом подготовлены законопроекты Семейного кодекса Российской Федерации, федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющих детей”, “О государственной поддержке молодежных и детских обще­ственных объединений” и др.

Образована думская фракция “Женщины России”. Идеологией созданной фракции является политика равных возможностей. Но, как заявляет ее руково­дитель: мы ставим не только чисто женские проблемы, нас волнует положение дел во всех сферах, непосредственно связанных с человеком.

Основные задачи, которые решает фракция “Женщины России”:

– развитие системы законодательства, направленной на соблюдение прав человека и совершенствование национального механизма их защиты;
– контроль за реализацией Конвенции о правах ребенка и Конвенции о ликви­дации всех форм дискриминации в отношении женщин;
– усиление семейной направленности государственной социальной политики.

По инициативе депутатов фракции и членов Комитета организован и про­веден ряд Парламентских слушаний, тематика которых свидетельствует о на­правлении деятельности и интересов депутатов: в 1994 г. – “Демографическая ситуация и проблемы семьи в Российской Федерации”; “Право на жизнь: безопасность потребительских товаров и услуг”, “О действии прави­тельства Российской Федерации по активизации социальной политики в инте­ресах детей”; по проекту Семейного кодекса Российской Федерации; “О реали­зации государственной молодежной политики в Российской Федерации”.

Депутаты фракции политического движения “Женщины России”, члены Комитета работают с представителями законодательных и исполнительных ор­ганов власти в субъектах РФ.

Однако на выборах в 1995 году в Государственную Думу движение “Женщины России” не попало. В настоящее время в России идет процесс оформления национального механизма по обеспечению равных прав и возмож­ностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин. Некоторые эле­менты национального механизма уже действуют.

Можно привести множество примеров успешной политической карьеры женщин: так в 2003 году на пост губернатора Санкт-Петербурга была выбрана Валентина Матвиенко, которая до избрания занимала не менее значимую в коридорах власти должность – полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе.

В политической жизни страны она участвовала с 1989г.  (была председателем Комитета Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства).  С октября 1997 г. она была назначена Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в Греческой республике.

24 сентября 1998 года Указом Президента РФ была назначена заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. В правительстве Евгения Примакова Валентине Матвиенко поручено курировать блок социальных вопросов. 5 февраля 1999г. стала первой женщиной - обладательницей диплома, медали и мантии РВМА.  После отставки правительства Примакова в мае 1999г. она стала и.о. заместителя Председателя Правительства РФ.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты