4. Перейти с 1января 2006 года на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что расходится с позицией В.В. Путина. Ещё в 2001 году в своём выступлении он высказал с мнение, что этот переход должен затрагивать только граждан с высоким уровнем доходов.
5. Предоставить адресные льготы (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущим гражданам, у которых доля расходов на услуги ЖКХ превышают 22 процента от совокупного дохода семьи[[6]].
6. Снизить издержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлять изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг возможно лишь при условии обязательной реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг.
7. Передать ЖКХ в частный сектор экономики. В 2002 году была создана первая частная компания: открытое акционерное общество (ОАО) «Российские коммунальные системы». К 2005 году предполагалось завершить приватизацию предприятий ЖКХ. По официальным данным, на начало 2004 года от 16 до 25 процентов коммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили форму собственности на частную или смешанную.
Мировой опыт даёт неоднозначный ответ на вопрос о необходимости приватизации предприятий ЖКХ.
В Малайзии в начале 90-х годов, напротив, приватизированные компании в сфере ЖКХ одна за другой вернули себе государственный статус. Например, предприятия коммунального обслуживания страны, которые в 1993 году получили концессию на управление всеми предприятиями водоотведения, уже в марте 2000 года продали свой бизнес государству после того, как понесли убытки в размере десятков миллионов долларов США.
В Эстонии избрали административный путь принудительной полной приватизации предприятий ЖКХ. Управление жилыми домами и их обслуживание за редким исключением уже осуществляются частными компаниями. Государство ещё владеет некоторыми объектами ЖКХ, но управляют ими уже частные лица[[7]].
В Канаде процент предприятий коммунального обслуживания, находящихся в государственной собственности, - один из самых высоких в индустриальном мире. Около 90 процентов электроэнергетики страны, в том числе обслуживающей ЖКХ, принадлежат государству.
В Нидерландах преобладает мнение, что как государственный, так и частный сектор в сфере коммунального обслуживания имеют свои сильные и слабые стороны.
В Швеции решение о приватизации объектов ЖКХ принимаются только тогда, когда считается, что это отвечает интересам налогоплательщиков и соответствующей государственной компании.
8. Привлечь частные инвестиции в ЖКХ следующим образом:
- посредством банковского кредита и облигационных займов;
- посредством заключение договоров подряда на выполнение услуг частными компаниями на конкурсной основе, что не только сделает возможным сокращение издержек при предоставлении коммунальных услуг, но и упростит управление объектами ЖКХ;
- посредством передачи в доверительное управление имущества муниципальных предприятий и организаций ЖКХ так называемым управляющим компаниям, которые работают за фиксированное вознаграждение.
- посредством долгосрочной аренды имущества объектов ЖКХ, при которой большая часть ответственности за оказание коммунальных услуг возлагается на компанию-оператора, а не на муниципальные органы.
- посредством концессии с инвестиционными условиями, такими как «реабилитация» объектов ЖКХ, их эксплуатация с возвратом имущества собственнику после окончания сроков концессионного соглашения, строительство новых объектов ЖКХ.
- посредством приватизации- полной или частичной передачи имущества предприятия ЖКХ на возмездной основе в собственность частным компаниям или физическим лицам.
9. Сформировать конкурентный рынок услуг ЖКХ, в том числе путём привлечения организаций разных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает проведение структурных преобразований в ЖКХ, призванных способствовать приходу в жилищно-коммунальную сферу малого и среднего бизнеса.
10. Приватизировать и, в меньшей степени, муниципализировать жильё. В настоящее время уже 71,5 процент жилищного фонда находится в собственности граждан и 21,5 процента - в собственности муниципалететных образований. Доля государственного жилищного фонда сократилась до 7 процентов.
11. Перейти на пообъектное управление жилищным фондом. Каждый дом должен иметь персонального управляющего, а жильцы такого дома смогут выбрать обслуживающие организации. Особая роль в этом отводится товариществам собственников жилья (ТСЖ).
12. Предусмотреть публичность процедуры утверждения тарифов ЖКХ по результатам независимой экспертизы[[8]].
13. Развивать жилищное строительство доступного и комфортного жилья. В частности, к 2010 году предполагается увеличить объём строительства такого жилья с 40 миллионов квадратных метров до 80 миллионов квадратных метров. Главным финансовым источником должна стать система ипотечного кредитования.
14. С целью стимулирования реформирования ЖКХ создан специальный Фонд содействия его реформированию. Государство предполагает до 2011 ода инвестировать 240 миллиардов рублей, или около 8 процентов от средств, необходимых на проведение модернизации жилищно-коммунального хозяйства регионов страны. В частности, доведение доли коммерческих предприятий, работающих в сфере ЖКХ, к 1января 2009 года до 25 процентов, а к 2011 году- до 80 процентов, доли многоквартирных домов, управляемых ТСЖ,- до 5 и 20 процентов соответственно.
Альтернативные варианты реформы жилищно-коммунального хозяйства
Традиционный набор альтернативных предложений:
1. повысить цену рабочей силы с одновременным освобождением от подоходного налога граждан с низким уровнем дохода.
2. установить квартирную надбавку к заработанной плате или пенсии соразмерно росту тарифов ЖКХ.
3. предоставлять бесплатные услуги ЖКХ в рамках социально-гарантированного минимума, а сверх этого минимума- платные.
4. направить часть средств так называемого Стабилизационного фонда на оздоровление ЖКХ.
5. провести дореформенную санацию объектов ЖКХ за счёт средств государственного бюджета или в процессе реформы ЖКХ- за счёт государственных кредитов, которые должны быть погашены из средств «оздоровленных» предприятий ЖКУ, с последующей продажей их на аукционах.
6. не допустить приватизацию ЖКХ до его демонополизации и развития конкуренции в управлении и обслуживании жилищно-коммунальной сферы, что даст возможность, а не только формальное право собственникам жилья и предприятия жилищно-коммунального назначения выбирать организацию, которая сможет обеспечить необходимое качество работ и услуг по более низким ценам.
7. установить общественный контроль за функционированием ЖКХ в качестве одного из важнейших условий обеспечения прозрачности реформы и деятельности ЖКХ.
8. провести общественные независимые экспертизы обоснованности тарифов ЖКХ.
9. установить действенный государственный контроль за тарифами производителей услуг ЖКХ, рост которых превышает инфляцию как текущую, так и прогнозируемую. В первую очередь речь идёт о контроле за тарифами предприятий –монополистов, путём прямого регулирования или фиксации тарифов для предприятий, работающих этой сфере, а также тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
10. ввести экономические санкции в отношении предприятий ЖКХ в случае нарушения или договорных обязательств перед потребителями их услуг.
11. повысить роль институтов гражданского общества и органов местного самоуправления при проведении реформы ЖКХ.
Власти выделяют четыре направления реализации реформы:
1. перевод коммунальной отрасли на рыночные отношения.
2. привлечение частного бизнеса (и частных инвестиций), стимулирование конкуренции, повышение качества коммунальных услуг.
3. модернизация всего комплекса жилищно-коммунального хозяйства.
4. сохранение системы социальной защиты и поддержка льготных слоёв населения.
Главной предпосылкой успеха коммунальной реформы является получение потребителями очевидных и осязаемых преимуществ от ее результатов. Чтобы поддерживать предлагаемые механизмы реформирования, потребители должны быть удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Нарастание их неудовлетворенности в условиях роста тарифов на ЖКУ и цен на жилье приводит к созданию социального давления, которое в условиях действующей системы организации коммунального хозяйства не находит выхода там, где собственно должны решаться проблемы.
Профессионализация коммунальной отрасли.
Для того чтобы перевести качество услуг в кубометры воды, километры труб и килокалории тепла, а их в свою очередь – в мастер-планы развития коммунальной инфраструктуры, необходима специализация и профессионализация участников рынка.
Специализация означает, что нужно четко разделить функции:
- муниципалитетов в качестве заказчиков социальной эффективности коммунальных услуг;
- коммунальных компаний в качестве операторов коммунальной инфраструктуры;
- государства в качестве регулятора этой деятельности и организатора процесса создания профессиональной отрасли коммунального хозяйства.
Профессионализация означает, что участники рынка должны отвечать (капиталом, бюджетом, субсидиями) за исполнение своих обязанностей и быть компетентными в своих вопросах.
Муниципалитет – заказчик социальной эффективности коммунальных услуг
Каждый из нас способен сделать качественную покупку в магазине, но то, что мы покупаем, делают профессиональные производители. В управлении коммунальным хозяйством давно пора отказаться от известной, но устаревшей концепции о том, что управлять государством может каждая кухарка.
Муниципалитеты не могут одинаково профессионально исполнять принципиально разные роли: и регулятора, и собственника, и поставщика коммунальных услуг. Коммунальная отрасль является сложным техническим комплексом, требующим особой дисциплины в техническом управлении. Поэтому роль муниципалитета и соответствующих ему публичных процедур должна заключаться в том, чтобы быть профессиональным заказчиком качества и эффективности коммунальных услуг.
Ответственность муниципалитетов за организацию коммунального хозяйства определяется федеральным законом «Об общих основах организации местного самоуправления». К сожалению, законодатель не определил, что это означает, поэтому вода, мусор, тепло, электричество и газ развиваются на местном уровне по разным экономическим моделям. Роли муниципалитетов уменьшаются в них от собственника и оператора (вода) к попрошайке лимитов (газ).
Учитывая тенденции на рынке частных операторов, можно предположить, что тепло, электричество и газ являются отраслями коммунального хозяйства, в которых интенсивно развивается процесс вертикальной интеграции. В этих условиях тем более необходимо определить, каким именно образом муниципалитет заказывает услуги этих компаний по развитию городской инфраструктуры.
Позиция муниципалитета как заказчика работы коммунальных компаний должна исходить из интересов потребителей, поэтому предмет заказа определяется как заказ социальной эффективности коммунальных услуг.
Иными словами, заказ муниципалитетом социальной эффективности означает, что власть регулирует конечное качество услуг: надежность, качество условий проживания и качество коммунального обслуживания граждан.
Заключение
Рынок ЖКХ обладает важными особенностями, ведущими к ограничению конкуренции. Поэтому переход в этой сфере от планового к рыночному хозяйству наталкивается на многие трудности и проблемы. Тем не менее, формирование конкурентной или квазиконкурентной среды, обеспечивающие высокое качество услуг с умеренными ценами возможно.
Должны быть созданы предпосылки для либерализации цен (тарифов) в возможно более широком масштабе. Там, где регулирование цен неизбежно (естественные монополии), его задача состоит в том, чтобы приближать цены к области равновесия, в котором достигает баланс интересов потребителей и производителей. Если возможно, регулирование должно вводиться временно и желательно на короткие сроки.
Конкуренция на рынке ЖКУ содействует консолидации собственности. Желательно, чтобы покупатели и продавцы были примерно равны по силе.
В переходной экономике в конце концов необходимо привести в равновесие цены на рынке ЖКХ и доходы землевладельцев и арендаторов. В условиях России это означает повышение в первую очередь заработной платы и пенсий до уровня, компенсирующего с избытком рост доходов на оплату ЖКХ. Необходимо значительно увеличить масштабы жилищного строительства с развитием ипотечного кредитования на приемлемых для большинства семей условиях. Усилия правительства в этом направлении следует приветствовать, в том числе поддержать программу дешевого малоэтажного строительства: за 20-30 лет 2/3 российских семей должны иметь семейные дома в качестве первого или второго жилья. Чтобы стимулировать этот процесс, государство должно пойти на крупные инвестиции в развитие жилищного рынка. Вложения окупятся не только экономически, но и социально.
Принципиально важно содействовать конкуренции на рынке жилья, облегчая вход на рынок снимая барьеры, возводимые соглашениями местной власти и ограниченного количества подкормленных компаний.
Рынки жилья и ЖКУ должны быть пополнены демократическим общественным контролем местным самоуправлением. Низовая демократия станет основой подъема российской демократии в целом. Разумеется, верховенство закона, независимость суда и свобода печати являются органическими составляющими этого процесса с самого начала.
Чтобы преодолеть пассивность населения, ведущую к всесилию бюрократии и слившегося с ней бизнеса необходимо сохранить самостоятельность местного самоуправления и дать ему возможность самостоятельно формировать свои доходы включая установление собственных налогов и сборов. Их принятия местными представительными органами должно сопровождаться разъяснительной работой среди населения.
Необходимо ввести диффенциированные условия местного самоуправления- от высокой самостоятельности, включая установления налогов и сборов, до временного, регионального или федерального внешнего управления с жесткими нормами, если активность населения и ответственность местных властей не обеспечивают нормальной жизнедеятельности населений и районов.
Список использованной литературы
1. Багаев А.Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: все что о ней слышали и хотим знать/ А.Н. Багаев. – Ростов Н/Д: Феникс 2006 – 224с
2. Бородкин Ф.М, Гримаков В.И, Друганов С.П., Лылова О.В Местное самоуправление в условиях жилищно-коммуналной реформы
3. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно–коммунального хозяйства города: учебное пособие для высших учебных заведений – М. : Издательство www. Vlados.ru ВЛАДОС-ПРЕСС 2003 – 96с
4. Каменева Е.А, Барулин С.В Финансы жилищно-коммунального хозяйства. – М.- Ось – 89, 2003.-192с
5. Ясин Е.Г. Политическая экономия реформы ЖКХ Москва 2006 51с.
6. www.strana.ru, www.wciom.ru, www.kus.com.ru, www.echo.msk.ru.
[1] Ивантер В. Финансирование городского развития и жилья в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. №5.С.29.
[2] Кошман Н. Предоставлять услуги ЖКХ на современном уровне // ЖКХ. 2004. №3. Часть1. С.3.
[3] «В качестве примера можно привести изменение Госкомстатом методики оценки жилищного фонда, который теперь включает гостиницы-приюты, дома для престарелых, помещения служенного пользования» (Румянцева Е. Некоторые индикаторы развития ЖКХ в России // Проблемы теории и практики управления. 2003. №4).
[4] Выступление Президента Российской Федерации Путина В.В на совещании по вопросам жилищно-коммунального хозяйства «Жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации», проходившем 16февраля 2001
[5] Габич А. Услуги ЖКХ для воронежцов скоро подорожают на 20 процентов //www.rg.ru
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».
[7] // Эксперт Северо-запад. 2002. №3.
[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 17февраля 2004 года №89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства».