Доклад: Кавказская война как итог непонимания

Доклад: Кавказская война как итог непонимания











Кавказская война как итог непонимания

ПОНИМАНИЕ
1.понять. 2. Способность
осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-н. 3. То или иное
толкование чего-н.
(толковый словарь Ожегов С.И).

ПОНИМАНИЕ

пониманию.

.). Марксистское понимание истории. Различные понимания неясных мест
"Слова о полку Игореве".
(Толковый словарь Ушакава)

Двое по очереди произносили монологи и думали, что ведут диалог.

Гуманитарии уже сравнительно давно ввели в обиход понятие
"понимание". Другим, не менее важным понятием, дополняющим "понимание",
представляется "непонимание".

На уровне контакта национальных культур, особенно не совпадающих во
времени и не имеющих близкого родства, взаимонепонимание в конце концов
грозит разрешиться вооруженным конфликтом. Горький опыт Кавказской войны
1817—1864 годов является в этом смысле одним из самых показательных. И
сейчас, полтора века спустя, история этой войны остается такой
запутанной, что во многих местах можно расставлять вопросительные знаки,
начиная прямо с "черного слова": Кавказская война и общепринятых дат:
1817? 1864?

Наиболее спорна дата начала войны. Одни авторы называют 1714 г., другие
- 1763 г. или 1769 г., третьи - 1817 г., четвертые - 1829 г. и даже 1591
г. Некоторые историки считают началом Кавказской войны восстание шейха
Мансура (80-е гг. ХVIII в.) и т.д. Такой разброс мнений объясняется
отсутствием четких критериев, которые бы позволили однозначно определить
начало событий. Наиболее приемлемой датой является 1818 г., когда
жесткая и целенаправленная политика А. П. Ермолова приводит к прямым
военным столкновениям дагестанских и чеченских отрядов с царскими
войсками и почти ежегодным карательным экспедициям для усмирения
непокорных.

Дата завершения Кавказской войны у большинства историков возражений не
вызывает - 1859 г. на Восточном Кавказе и 1864 г. - на Западном Кавказе.

Поскольку среди ученых отсутствует единое понимание самого явления -
война, движение, борьба - по-разному оценивается и его характер:
антифеодальный, антиколониальный, народно-освободительный, религиозный,
а также участие в событиях народов, заселяющих восточную, центральную,
западную части территории региона, их вклад в общее дело.

Так же стоит вопрос "Кто виноват?"   Нередко в начале Кавказской войны
пытаются всецело обвинить российское правительство. Конечно, Россия –
великая империя, которая хотела расширить свои территории, но нельзя и
не учитывать образ жизни некоторых горских народов, терроризировавших
все прилегающие области. Так, низкий уровень развития производительных
сил, малое количество пригодных для земледелия земель приводили к тому,
что произведенных продуктов не хватало для удовлетворения жизненных
потребностей. Недостающее изымалось у соседей: набеги совершались на
Грузию, на дорогу, ведущую в Закавказье, на казацкие поселения и даже на
родственные горские народы. У многих горских племен это считалось
естественным образом жизни. «Воровство и грабеж, — говорили их депутаты
генералу Румянцеву, — наши занятия, так же, как ваши — соха и торговля.
Грабежом жили наши отцы и деды, и если мы оставим их ремесло, как
требуют русские, то будем вынуждены погибнуть от голода».

    Весьма распространенным промыслом здесь считалось похищение людей.
«Похищать людей украдкой в мирное время, — писал С. Броневский, — у
своих соседей и даже у знакомых почитается за молодчество для горского
наездника». Работорговля, которая была неведома на Руси, являлась самым
доходным занятием на Кавказе. Тот же С. Броневский отмечал, что «ежели
пленник — значущий или зажиточный человек — офицер, купец, словом,
такой, за которого они могут получить большой выкуп, то приковывают его
за шею, за ногу к стене, худо кормят, не дают спать и потом через
несколько дней приносят бумагу, перо и чернила и приказывают ему писать,
куда знает, письма с объявлением назначенной выкупной цены». Одной из
самых жестоких акций заложничества в отношении мирных жителей является
набег Гази-Мухаммеда — сына имама Шамиля — в Алазанскую долину Грузии
летом 1854 года, в ходе которого было сожжено 18 селений, более тысячи
жителей убито и около 900 захвачено в плен. По оценкам современников,
грузины заплатили за своих детей столь крупные суммы, что денег в Грузии
не осталось.

    По вполне понятным причинам российская администрация не могла
позволить существования подобной вольницы на своей территории. Борьба с
подобными проявлениями «самобытности» горцев вызвала ожесточенное
сопротивление с их стороны, которое вылилось в полувековую Кавказскую
войну .

L

N

b

Њ

?b

l

p

r



Њ

Ћ

ў

Є

¬







І

ґ

??????????????ительными они были для сравнительно малочисленных горских
народов. Кроме того, принося прибыль горской знати, война несла
разорение и нищету населению региона. Примечательны слова Шамиля: «Я
сдался только тогда, когда в горах народ питался травой». Народ, видя
как ближайшие помощники Шамиля копят деньги, напрасно убивают мусульман,
понимал бессмысленность и бесперспективность этой борьбы, необходимость
жить в дружбе с Россией. В конечном итоге это лишило лидеров горцев
социальной поддержки и предопределило их военные поражения.

Последствия войны были весьма противоречивы.
С одной стороны, прекратились междоусобицы,
работорговля, набеги персидских и турецких войск, ускорилось
экономическое и культурное развитие народов региона, росло их
взаимодействие, расширились многообразные связи Северо-Кавказских
народов с Россией. В горское общество, главным образом, в элитные слои,
проникает русская культура и светское образование. На его основе у
горских народов складывается общественная мысль и просветительство .

.

По завершении войны усилилась колонизация края выходцами из России. ей
сопутствовали значительное изменение этнической картины Северного
Кавказа, формирование новых земельных отношений, перемены в экологии,
дальнейшее разрушение традиционной хозяйственной культуры региона.

Кавказская война была самой длительной и изнурительной в истории России,
ослабила могущество империи, стала одним из факторов, вызвавших к жизни
реформы 60-70-х гг. ХIХ в.

 

Мухаджирство

Мухаджирство – процесс переселения после окончания войны в Османскую
империю и страны Ближнего Востока части коренных народов Северного
Кавказа, не смирившихся с утратой свободы. После поражения горцев оно
приобрело характер исхода, в основном вынужденного, насильственного, как
результата политики царской администрации в крае, сказочных обещаний
Турции, агитации собственных владетелей и мусульманского духовенства.

Оказавшись в тяжелом положении по условиям Парижского мира, испытывая
серьезные внутренние проблемы, Россия стремилась “разгрузить” край от
“неспокойных” жителей и “водворить” на освободившиеся земли казачьи
станицы и поселения жителей внутренних губерний страны с целью создания
здесь прочной опоры российской власти. Турецкие власти развернули
агитацию в пользу переселения, так как были заинтересованы, по словам
самого султана, “получить ... народ здоровый, воинственный, воспитанный
на традициях мужества, благородства и беззаветной преданности” и
заселить пустынные земли, увеличив удельный вес мусульман , расселить их
среди христианских народов “полосами” для укрепления распадающейся
империи, пополнения армии. Широко распространялись прокламации с
призывами к “мусульманскому братству”, обещаниями земель, денег, домов,
всяческих благ и привилегий.

Огромное влияние на соплеменников оказала позиции знати и духовенства,
которые опасались утратить в условиях российского подданства свою
влияние и положение. Используя патриархальные обычаи, пугая солдатчиной
и утратой религии, они всячески подталкивали горцев к переселению в
“единоверную” Турцию.

Переселение проходило в несколько этапов разной интенсивности в основном
морским путем на турецких, российских, английских судах. Определить
численность мухаджиров не представляется возможным , мнения
исследователей значительно расходятся (от 500 тыс. до 900 тыс. и более).


Стихийно начавшийся процесс выселения кавказская администрация пыталась
упорядочить путем создания Комиссии по делу о переселении, выделения
средств и предоставления судов, но все эти меры не дали ощутимых
результатов. Мухаджиры оказались в чрезвычайно тяжелом положении,
испытывали невероятные лишения, погибали массами (свыше 50%)на берегу и
в пути от холода, голода, болезней. Особенно пострадали дети и женщины.

На новом месте положение мухаджиров оказалось ещё трагичнее. Черкесские
могилы тянулись рядами вдоль дороги, где прошли переселенцы. В лагерях,
по свидетельствам очевидцев, была страшная смертность, “не прекращались
погребальные песни”. Окончательно разоряясь, многие попадали в рабство,
продавали свои семьи, вынуждены были идти на службу в армию (хотя
правительство обещало освобождение от службы на 20 лет). Отчаяние
толкало на воровство и разбои. Вместо обещанных плодородных земель
турецкое правительство выделило переселенцам гибельные по природным и
климатическим условиям районы , помощь практически не оказывалась.

Обманутые, оказавшись в безвыходной ситуации, горцы попали в
“единоверной” Турции в еще более тяжелые условия социального и
национального гнета. В стремлении вернуться на родину они писали, что” в
христианской России им было лучше во всех отношениях”, готовы были “идти
куда угодно, хоть в Сибирь”, принять христианство, однако многочисленные
прошения отклонялись российскими властями. Жестко пресекались попытки
нелегальной репатриации путем вторичного выселения в Турцию, ссылкой
навсегда внутрь страны и пр. Несмотря на строгости, поток беженцев из
Турции на Кавказ не прекращался и это “вело к неурядице и путанице” в
хозяйственной и административной жизни края.

Турция со своей стороны тоже применяла строгие меры (вплоть до оружия),
препятствуя возвращению переселенцев в Россию, укрепляла границы,
пресекая бегство. С течением времени значительная часть кавказских
мухаджиров была ассимилирована.

Литература:

- Статья «кавказв составе России» Генерал-полковник В.АЗАРОВ,кандидат
историческихнаук. Полковник В. МАРУЩЕНКО,кандидат философских наук.

- Статья Т. Поляковой “Кавказская война XIX в. в памяти потомков»

Материалы сайтов:

).

Доклад на тему

«Кавказская война как итог непонимания»



Уч-ка школы № 1523

8 класса В




Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты