Федеральная Служба Безопасности

Контрразведывательная деятельность — это деятель­ность органов федеральной службы безопасности в пре­делах своих полномочий по выявлению, предупрежде­нию, пресечению разведывательной и иной деятельнос­ти специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона об органах ФСБ).

Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, на­правленной на нанесение ущерба безопасности Россий­ской Федерации (контрразведывательный поиск);

б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказы­вающих или оказавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопас­ности.

Перечень оснований для осуществления контрразве­дывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральны­ми законами. В процессе контрразведывательной дея­тельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осу­ществления контрразведывательной деятельности со­ставляют государственную тайну.

Органы федеральной службы безопасности в соот­ветствии с российским законодательством осуществля­ют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной пре­ступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступ­лений, дознание и предварительное следствие по кото­рым отнесены законом к их ведению, а также по выяв­лению, предупреждению, пресечению и раскрытию де­ятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объ­единений, ставящих своей целью насильственное изме­нение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопас­ности в сфере борьбы с преступностью осуществляется

в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Фе­дерации", уголовным и уголовно-процессуальным зако­нодательством Российской Федерации, а также Феде­ральным законом об органах ФСБ в Российской Феде­рации (ст. 10).

В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена в качестве самостоя­тельного направления деятельности, появилась необхо­димость в создании специализированных подразделе­ний по борьбе с преступностью.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях по­лучения информации об угрозах безопасности Россий­ской Федерации. Это положение Закона не означает, что органы ФСБ не вправе осуществлять данную дея­тельность самостоятельно. Разведывательная деятель­ность органов ФСБ осуществляется совместно с орга­нами внешней разведки, если каким-либо образом пересекаются сферы их деятельности. Порядок и усло­вия взаимодействия органов ФСБ и внешней разведки Российской Федерации устанавливаются соответствую­щим соглашением или совместными нормативными актами.

В ч. 3 ст. 11 Федерального закона об органах ФСБ устанавливается, что проведение разведывательных ме­роприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведыватель­ной деятельности определяются нормативными актами ФСБ Российской Федерации. Из этого следует, что органы ФСБ имеют право самостоятельно проводить разведывательные мероприятия, а также определять перечень таких мероприятий и устанавливать порядок их проведения. Федеральный закон не ограничивает проведение органами ФСБ разведывательной деятель­ности территорией Российской Федерации, а также не запрещается применение ими методов и средств разве­дывательной деятельности в отношении лиц в связи с их принадлежностью к конкретному гражданству.

Сведения об организации, методах и средствах осу­ществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.


Полномочия органов федеральной службы безопасности.

Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности на эти органы возложены следую­щие обязанности:

информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государствен­ной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопас­ности Российской Федерации;

выявлять, предупреждать, пресекать разведыватель­ную и иную деятельность специальных служб и органи­заций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Рос­сийской Федерации;

добывать разведывательную информацию в интере­сах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым от­несены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

осуществлять розыск лиц, совершивших указанные пре­ступления или подозреваемых в их совершении;

выявлять, предупреждать и пресекать акты терро­ризма;

разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркоти­ческих средств, контрабандой, деятельностью незакон­ных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституцион­ного строя Российской Федерации;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопас­ность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внут­ренних войсках Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации, войсках Федерального агентства пра­вительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формировани­ях и в их органах управления, а также в органах внут­ренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и ин­формации, таможенных органах Российской Федера­ции;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопас­ность объектов оборонного комплекса, атомной энер­гетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегичес­ких объектов, а также безопасность в сфере космичес­ких исследований, приоритетных научных разработок;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопас­ность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осу­ществлять контроль за обеспечением сохранности све­дений, составляющих государственную тайну в государ­ственных органах, воинских формированиях, на пред­приятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осу­ществлять меры, связанные с допуском граждан к све­дениям, составляющим государственную тайну;

проводить во взаимосвязи со Службой внешней раз­ведки Российской Федерации мероприятия по обеспе­чению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Россий­ской Федерации меры по обеспечению охраны государ­ственной границы Российской Федерации;

обеспечивать во взаимодействии с органами внут­ренних дел безопасность представительств иностран­ных государств на территории Российской Федерации;

участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Россий­ской Федерации радиоизлучения передающих радио­электронных средств, работа которых представляет уг­розу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;

участвовать в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;

осуществлять подготовку кадров для органов феде­ральной службы безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации (ст. 12 Федерального за­кона об органах ФСБ).

Органы федеральной службы безопасности имеют право:

устанавливать на конфиденциальной основе отно­шения сотрудничества с лицами, давшими на это согла­сие;

осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и рас­крытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконно­го оборота оружия и наркотических средств, контрабан­ды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Рос­сийской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предуп­реждению, пресечению и раскрытию деятельности не­законных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение кон­ституционного строя Российской Федерации;

осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Феде­рации, а также в преступные группы;

осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательст­вом Российской Федерации к ведению органов феде­ральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федера­ции следственные изоляторы;

осуществлять шифровальные работы в органах фе­деральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подраз­делениях государственных органов, предприятий, уч­реждений и организаций независимо от форм собствен­ности (за исключением учреждений Российской Феде­рации, находящихся за ее пределами);

использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, уч­реждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и ор­ганизациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм соб­ственности или общественным объединениям (за ис­ключением транспортных средств, которые законода­тельством Российской Федерации освобождены от та­кого использования), для предотвращения преступле­ний, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной меди­цинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владель­цев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возме­щают им расходы либо причиненный ущерб;

беспрепятственно входить в жилые и иные принад­лежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения пред­приятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточ­ные данные полагать, что там совершается или совер­шено преступление, дознание и предварительное след­ствие по которому отнесены законодательством Рос­сийской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступ­лений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение 24 часов;

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточ­ные основания подозревать их в совершении преступ­ления;

осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытка­ми проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, за­крытых административно-территориальных образова­ний и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объеди­нения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реали­зации угроз безопасности Российской Федерации, со­вершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен спе­циальный порядок получения информации;

создавать в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выпол­нения обязанностей, возложенных на органы федераль­ной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностран­ных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными тех­ническими и иными средствами в пределах полномочий

органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заклю­чать в установленном порядке и в пределах своих пол­номочий международные договоры Российской Феде­рации;

направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные госу­дарства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступ­лениями международного характера;

осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проник­новения специальных служб и организаций иностран­ных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органам федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

разрешать сотрудникам органов федеральной служ­бы безопасности хранение и ношение табельного ору­жия и специальных средств;

использовать в целях зашифровки личности сотруд­ников органов федеральной службы безопасности, ве­домственной принадлежности их подразделений, поме­щений и транспортных средств документы других ми­нистерств, ведомств, предприятий, учреждений и орга­низаций;

проводить научные исследования проблем безопас­ности Российской Федерации;

оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

осуществлять на компенсационной или безвозмезд­ной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопас­ности.

Использование органами федеральной службы без­опасности предоставленных им прав для выполнения обязанностей, не предусмотренных федеральными за­конами, не допускается (ст. 13 Федерального закона об органах ФСБ).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона об органах ФСБ органы федеральной службы безопаснос­ти осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, ор­ганами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организа­циями независимо от форм собственности.

Органы федеральной службы безопасности могут использовать возможности других сил обеспечения без­опасности Российской Федерации в установленном фе­деральными законами порядке. Главным образом это касается органов внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы, Федерального агентства правительственной связи и информации, фе­деральных органов государственной охраны, налоговой полиции, таможенной службы.

Контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Россий­ской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяе­мых Конституцией Российской Федерации, федераль­ными конституционными законами и федеральными законами (ст. 23 Федерального закона об органах ФСБ).

Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Фе­дерации и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методах и средствах осуществления деятель­ности органов федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят (ст. 24 Феде­рального закона об органах ФСБ).


Литература.

1.        Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова.-М.:Юрид. лит., 1998.-228с.

2.        Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов.- М. Проспект, 1997,344с.

3.        Судоустройство  и правоохранительные органы в Российской Федерации. / Под ред. В.И.Швецова.- Проспект,1997.-376с.


[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2453.


[3] Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 1997 г. "О структуре Федеральной службы безопасности Российской Федера­ции"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №21. Ст. 2468.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты