Институт уголовного наказания

Под иным доходом следует, очевидно, понимать другие, кроме зара­ботной платы, источники его получения ( индивидуально трудовая дея­тельность, сдача в наем квартиры, комнаты или дачи и т.п.).

Исполнение штрафа уголовно-исполнительное законодательство возла­гает на суд. Суд при оглашении приговора предлагает осужденному внести назначенную сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в силу. Если уплата полного размера штрафа является невоз­можной для осужденного в установленный законом срок, суд по его хо­датайству может отсрочить или рассрочить исполнение наказания на срок до одного года.

В случае неуплаты осужденным штрафа в установленный срок его взыскание производится судебным исполнителем принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного.

В уголовном законе решается и вопрос об ответственности за злост­ное уклонение от уплаты штрафа. В этих случаях он заменяется обяза­тельными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа (ч.5.ст.46 УК).

Злостным уклонение следует считать, когда осужденный намеренно скрывает имеющиеся у него имущество или денежные средства либо укло­няется с той же целью от уплаты, меняя место проживания и т.п.


Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Суть этого вида уголовного наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправле­ния либо заниматься определенной профессиональной или иной деятель­ностью (ч.1.ст.47 УК).По существу ,в данной статье закона объединены два различных, хотя и сходных по своим карательным свойствам, и в принципе однородных вида наказания: лишение права занимать должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

В соответствии с принятым в августе 1995 г. Законом "О государс­твенной службе и государственных служащих" государственной службой считается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственные должности в со­ответствии с законом подразделяются на категории (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности), соответствую­щие пяти группам. Для всех госслужащих этим же законном введено пят­надцать квалификационных разрядов (действительные государственные советники РФ, государственные советники РФ, советники РФ, советники госслужбы, референты госслужбы и др.). При этом в каждом разряде ус­тановлены три класса.

Рассматриваемое наказание заключается прежде всего занимать конк­ретную должность на государственной службе. Кроме того, уголовный закон предусматривает запрещение занимать должности в органах мест­ного самоуправления. Другим видом этого наказания является запреще­ние заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное вы­полнение работы, требующей специальных знаний и подготовки, то есть профессии ( медицинский работник, учитель, преподаватель в учебных заведениях любого уровня, бухгалтер, адвокат, юрисконсульт и т.д.).

Под иной деятельностью подразумевается относительно постоянное за­нятие, например охотой, рыбной ловлей, использование личной автома­шины для частных перевозок и т.п.

Новый Уголовный кодекс решил этот вопрос именно в таком плане, предусмотрев лишение права заниматься иной деятельностью. Закон оп­ределяет сроки лишения права занимать должности на госслужбе либо заниматься профессиональной и иной деятельностью. А не установленной в качестве основного наказания от одного года до пяти лет и в ка­честве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет (часть вторая ст.47 УК).

В отличии от штрафа и конфискации имущества рассматриваемое нака­зание может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, ког­да оно не указано в соответствующей статье Особенной части настояще­го Кодекса, если с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного суд признает возможным сохранить за ним право занимать определенные должности и заниматься определен­ной деятельностью (часть третья ст.47 УК).

Следует иметь в виду, что запрет занимать должности на госслужбе или в муниципальных органах либо заниматься определенной деятель­ностью не лишает осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или системе. Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях (например, связанных с ответственностью за ма­териальные ценности) или продолжать выполнять конкретные профессио­нальные функции (к примеру, врача).

В соответствии с Уголовно- исполнительным кодексом РФ исполнение данного вида наказания возложено на уголовно-исполнительные инспек­ции органа внутренних дел по месту жительства осужденного. Если же данное наказание назначено в качестве дополнительного к основному, оно исполняется той же инспекцией после отбытия основного наказания. Инспекция ведет учет осужденных, контролирует соблюдение предусмот­ренного приговором запрета, проверяет выполнение предписаний приго­вора администрацией предприятий(учреждений, организаций) по месту работы осужденного, организует проведение воспитательной работы.

Уголовно-исполнительное законодательство подробно регламентирует обязанности администрации организаций по исполнению приговора, орга­нов правомочных аннулировать разрешение на занятие определенными ви­дами деятельности, исчисление сроков отбывания этого наказания и обязанности осужденных (выполнять предписания приговора, предостав­лять документы, связанные с исполнением наказания, сообщать о месте работы или его изменении, являться в инспекцию и т.п.).

В случае злостного не исполнения должностными лицами приговора су­да, применившего данное наказание они подлежат уголовной ответствен­ности ( по ст.315 УК).

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Согласно закону при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности осужденного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, а также классного чина и государственных наград(ст.48.УК).

Суть этого уголовного вида наказания состоит в том ,что с учетом тяжести преступления суд своим приговором считает необходимым лишь осужденного либо специального, воинского или почетного звания, которые были присвоены ему в соответствии с профессией, занимаемой долж­ностью, особыми заслугами в определенной области, либо государственных наград (орденов, медалей, почетных знаков), которыми государство удосто­ило его за прежние достижения, заслуги, за проявленные мужество и от­вагу в период Великой Отечественной войны или в условиях других во­енных действий, или при выполнении особо важных специальных зада­ний. Таким своим решением суд констатирует, что осужденный совершением тяжкого или особо тяжкого преступления дискредитировал имеющиеся у него специальное или воинское звание либо государственные награ­ды, недостоин их и должен быть их лишен. Одновременно лицо лишается и тех преимуществ или льгот, которые были связаны со званиями или наг­радами.

К специальным относятся звания, установленные в ряде ведомств и служб, осуществляющих, как правило, властные функции и полномочия : та­моженная, налоговая служба, органы внутренних дел(кроме пограничных войск).

Воинскими являются звания ,установленные в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации. На практике речь идет о лишении офицерских зва­ний. Почетными следует считать звания, присвоенные за большие заслуги в науке, искусстве, в конкретной сфере производственной или иной об­щественно-полезной деятельности(например, "народный художник респуб­лики", "заслуженный деятель науки", "отличник высшей школы" и т.д.).

Классные чины, определяющие должностное положение и его место в служебной иерархии, установлены в некоторых специальных ведомс­твах(например, в прокуратуре: от младшего юриста до действительного государственного советника).

Лишение указанных в законе званий ,чинов и государственных наград может применяться только как дополнительное наказание, усиливающее действие основного наказания и связанное прежде всего с моральным воздействием на осужденного.

Закон содержит ограничительные условия применения данного наказа­ния. Во-первых, оно может быть назначено только при осуждении за тяж­кое или особо тяжкое преступление (пп.4и5.ст.15 УК).Во-вторых, закон предписывает решать вопрос о его назначении с учетом личности осуж­денного. Это требование закона означает, что целесообразно применение этого наказания при весьма отрицательной характеристике личнос­ти (особая изощренность или жестокость, наиболее активная роль при со­вершении преступления, аморальное поведение до привлечения к ответс­твенности и т.д.) либо при стечении отягчающих обстоятельств, относя­щихся к личности виновного (ст.63 УК).

Порядок исполнения данного вида уголовного наказания до принятия нового нормативного акта регламентируется положением о порядке и ус­ловиях исполнения наказаний не связанных с мерами исправительно-тру­дового воздействия на осужденных .В соответствии с ним ,если по при­говору осужденный лишается специального или воинского звания ,копия приговора направляется органу который присвоил это звание. По получе­нии копии приговора, которым осужденный лишен воинского или специаль­ного звания, орган, присвоивший это звание, вносит в установленном по­рядке в соответствующие документы запись о лишении осужденного зва­ния и принимает меры к лишению его всех прав и льгот, связанных с этим званием, о чем сообщает суду. Также решается вопрос о лишении осужденных классного чина. В частности ,если речь идет о работнике прокуратуры, копия приговора должна направляться в Генеральную проку­ратуру Российской Федерации.

Обязательные работы.

Обязательные работы как вид уголовного наказания состоят в выпол­нении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных об­щественно-полезных работ в пользу общества, вид которых определяется органами местного самоуправления (ч.1.ст.49 УК).

Суть этого наказания заключается в принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам. При этом лицо должно вы­полнять свою основную работу или учиться в соответствующем учебном заведении, а к работам привлекаться во время, когда оно незанято на основной работе или на учебе. Обязательные работы могут назначаться только в качестве основного наказания. Кроме того, они могут быть наз­начены взамен штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты. Осужденный не изолируется, остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются все его социальные связи, что должно спо­собствовать достижению целей наказания.

Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязатель­ность работ. Во-вторых, такие работы выполняются бесплатно. В-треть­их, выполняются они в свободное от основной работы время и по месту жительства осужденного.

Уголовный закон определяет продолжительность обязательных ра­бот: они устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока ча­сов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч.2.ст.50 УК).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ возлагает исполнение этого нака­зания на уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел по месту жительства осужденного. Эти инспекции ведут учет осужденных ,согласовывают с местными органами самоуправления объекты обязатель­ных работ, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет от­работанного времени. Осужденные должны соблюдать установленный поря­док и условия отбывания наказания, добросовестно трудиться ,ставить в известность инспекцию о перемене места жительства. Предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приоста­навливает исполнения обязательных работ. В случае признания осужден­ного инвалидом 1-й или 2-й группы либо при наступлении беременности у осужденной женщины инспекция направляет в суд представление об ос­вобождении их от дальнейшего отбывания наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты