При вырывании дужки замка на поверхности двери, ящика или иного запертого объекта остаются следы от конца орудия, использованного в качестве рычага. Следы иногда остаются и на коробе замка.
При перекусывании дужки замка используемые для этого специальные ножницы (или кусачки) оставляют характерные следы с обеих сторон дужки. По ним можно идентифицировать орудие взлома. Для перепиливания дужки замка обычно используют ножовку по металлу, реже трехгранный напильник. При этом на дужке обычно не остается следов, пригодных для идентификации орудия взлома. По ним можно судить лишь о виде примененного инструмента.
При таком способе взлома возникают следы в виде металлических опилок. Отсутствие или небольшое количество опилок может свидетельствовать о том, что дужка полностью или частично была перепилена в другом месте, что является одним из признаков инсценировки преступления. Разумеется, что во всех случаях необходимо проверить, не удалены ли опилки с места происшествия, например, при уборке помещения.
Металлические опилки могут быть обнаружены на одежде, обуви, под ногтями подозреваемого. Однородность опилок с места происшествия и под ногтями подозреваемого иногда является ценной уликой.
Приспособления для навески замка - кольца, пробои, петли, накладки - преступники взламывают путем вырывания, перекусывания или перепиливания. На них остаются следы, аналогичные описанным.
Нередко объектами взлома являются форточки, окна, двери, стены, полы, потолки помещений, а также железные и деревянные шкафы, ящики, сундуки и т.п. Для взлома подобных объектов обычно применяют два способа - отжим и разрушение.
Отжим используют обычно при открывании дверей, окон, форточек, ящиков столов, комодов и т.п. В этих случаях действуют так же, как и при отжиме ригеля замка: сначала вводят орудие взлома в щель между створками преграды, а затем действуют им как рычагом для увеличения щели. Следы, образуемые при введении инструмента в щель, имеют вид трасс, образованных особенностями строения поверхности соответствующих частей инструмента. Хотя по таким следам редко удается определить форму и размеры примененного для взлома инструмента, однако в принципе идентификация возможна.
При действии орудием взлома как рычагом на частях объекта взлома остаются следы нажима: на одной стороне щели - от конца орудия взлома, на другой - от участка, на который опирался рычаг. По этим следам, особенно по следу от конца орудия взлома, можно установить форму, размеры конца орудия взлома, а иногда установить его групповую принадлежность и индивидуальное тождество.
К разрушению преграды преступники прибегают чаще всего в тех случаях, когда они не боятся привлечь внимание создаваемым при этом шумом. Разрушение препятствия может быть частичным или общим.
Данный способ имеет несколько разновидностей. Одна из них - отделение части преграды вместе с внутренним замком. В преграде сначала просверливают одно или несколько отверстий, в одно из которых вставляют пилу и выпиливают часть преграды вместе с замком. По следам сверления и распила можно определить иногда только вид использованного инструмента. Другая разновидность - высверливание, выпиливание или вырезание в преграде отверстия, через которое рукой или приспособлением открывается замок или какой-нибудь другой запор. Отверстие проделывают таким же способом, как и при отделении части препятствия.
При разрушении преграды в ее наиболее слабом месте (пролом) из двери, например, выпиливают или выбивают филенку. В стенах, потолке и полу выпиливают или вырывают слабо укрепленные доски или бревна. К кирпичных стенах сначала выбивают один кирпич, затем при помощи зубила или лома разбивают кирпичную кладку, проделывая в стене отверстие.
Одним из способов является вырезание (алмазом, стеклорезом) или выдавливание стекла форточки, окна или двери. Чтобы избежать шума от падающих осколков, используется так называемый пластырь. На кусок ткани наносится какое-либо липкое вещество, за счет которого ткань прилипает к стеклу и осколки не рассыпаются.
Следы от орудий взлома осматривают и фиксируют по общим правилам, излагавшимся ранее. Все следы должны быть тщательно описаны в протоколе. Нельзя ограничиваться осмотром и фиксацией только тех из них, которые находятся непосредственно возле места взлома. Необходимо осматривать и фиксировать следы также в месте незавершенного взлома. Положение замка, следы взлома на нем и на преграде следует фиксировать методом масштабной фотосъемки. Взломанные замки, части дверей, окон и других объектов, имеющих следы орудий взлома, рекомендуется изымать в натуре и только в крайнем случае делать слепки. С места происшествия необходимо изымать все вещественные доказательства взлома - щепки, опилки, осколки и т.п.
На трассологическую экспертизу с целью установления способа взлома, групповой принадлежности и индивидуального отождествления орудий взлома представляются:
при экспертизе замка - замок (в том виде, в каком он был обнаружен на месте происшествия), предполагаемое орудие взлома (вскрытия) замка (ключ, отмычка, ножницы или их части);
при экспертизе взломанных преград - части преград со следами или слепки следов и предполагаемое орудие взлома.
Кроме того, на экспертизу по возможности представляются фотоснимки и схемы расположения следов.
7. Следы транспортных средств
Следы транспортных средств - это материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта (чаще всего колес), по которым можно выяснить ряд обстоятельств расследуемого дела, относящегося как к самому транспорту, так и к особенностям его использования.
В следственной практике чаще всего встречаются следы колесного транспорта, реже - санного и гусеничного.
Следы колесного транспорта по механизму образования относятся к следам качения. В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности (грунт, асфальт, бетон и др.) они могут быть объемными и поверхностными: первые образуются за счет деформации мягкого грунта и отображают рельеф поверхностей колес, вторые являются отпечатками смоченной или загрязненной поверхности колес.
Колеса транспортных средств при торможении образуют динамические следы.
Следы транспортных средств изучают для установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации транспортного средства, оставившего их, а также обстоятельств использования транспорта - направления движения, мест остановок, торможений и т.п.
Следы механического колесного транспорта и особенно автомобилей, мотоциклов, мотороллеров являются наиболее частыми объектами исследования. Эти транспортные средства имеют пневматические шины с рельефными рисунками (рисунками протектора), которые отображаются в следах. Они характеризуются также числом осей и количеством колес на каждой оси (по одному колесу на двух осях у мотоциклов и мотороллеров, по два колеса на двух осях у легковых автомобилей, два колеса на передней оси и четыре на задней у легких грузовиков и т.д.).
Механизм образования следов автотранспортных средств имеет особенности. Число и расположение оставляемых следов обычно не соответствует количеству осей и колес. Это объясняется тем, что при прямолинейном движении транспортного средства следы передних колес обычно полностью или частично перекрываются задними (исключение составляют грузовые мотороллеры с одним колесом на передней оси и двумя на задней).
Следы передних и задних колес двухосного транспорта удается различать лишь на поворотах, где они не совпадают. При движении на поворотах трехосных транспортных средств различаются только следы колес передней и задней осей, а следы колес средней оси перекрываются следами колес задней.
Групповую принадлежность (вид, марку, модель) автомототранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображаемым в следах, и сравнения этих данных с данными специальных таблиц, характеризующими ходовые части автомототранспортных средств, которые имеются в специальной литературе.
По ширине колеи устанавливают расстояние между колесами, находящимися на одной оси. Эта величина постоянна для отдельных марок автотранспортных средств.
Различают ширину колеи от колес передних и задних осей. Она определяется измерением расстояния между центрами следов одинарных колес, между средними линиями следов сдвоенных колес либо между отпечатками аналогичных частей рисунков протекторов шин правого и левого колес.
По следам колес определяется модель шины. Для отдельных видов, марок и моделей автомототранспортных средств предназначаются определенные модели пневматических шин. Шина характеризуется внешним (наружным) диаметром, внутренним диаметром, шириной, высотой профиля, шириной и рисунком протектора.
Внешний диаметр шины определяется приблизительно по длине окружности колеса, которая примерно соответствует длине следа одного оборота колеса. Она устанавливается путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками какой-либо одной особенности протектора в следе.
Длина окружности колеса несколько изменяется от нагрузки, давления в шине, вида и состояния грунта, скорости движения.
Ширина следа протектора при обычных условиях следообразования (протектор не очень изношен, нормально накачана шина и т.п.) соответствует ширине беговой части шины.
Чаще всего шина каждой модели имеет особый рисунок протектора. Некоторые модели шин, впрочем, могут иметь одинаковый рисунок, который тем не менее у разных моделей шин имеет разные размеры.
Для определения модели пневматической шины результаты измерений и изучения рисунка сравнивают с данными соответствующих таблиц. Затем по моделям пневматических шин, ширине колеи передних и задних осей, количеству колес определяют возможную марку автомототранспортного средства, оставившего следы. При этом также используют данные специальных таблиц.
По следам колес гужевого транспорта можно судить о его устройстве. Для этого по следам нужно определить вид шины колеса (пневматическая, монолитная резиновая, железная), количество колес, осей, их ширину, длину окружности колеса.
По следам гусеничного транспорта, в которых отображаются траки (звенья гусеницы), тоже можно судить о виде и модели транспортного средства. Следы гусениц обычно четко отображают размеры, устройство и мелкие характерные особенности траков.
Следы саней и лыж для установления обстоятельств расследуемого события используются редко. По ним удается установить только ширину и профиль полозьев (лыж). При этом следует учесть, что при движении полозья или лыжи раскатываются, то есть скользят не только по ходу движения, но и в стороны и следы получаются несколько шире статического положения полозьев (лыж). По следам саней можно определить и ширину колеи.
Следы животных. Наибольшее практическое значение имеют следы подков лошади. Они могут быть поверхностными (на асфальте, бетоне) и объемными (на мягком, мелкозернистом грунте). Объемные следы подков позволяют выяснить не только размеры и устройство подковы, но и произвести ее индивидуальное отождествление, так как шипы подковы, гвоздевая дорожка, шляпки гвоздей обычно характеризуются большим количеством индивидуальных признаков. Отождествление неподкованной лошади по следам копыт практически затруднено из-за быстрой изнашиваемости копыт.
Для обнаружения, осмотра и фиксации следов транспорта применяются общие правила осмотра и фиксации трассологических объектов. Следы колес фотографируют панорамным способом, с масштабом. С отдельных участков таких следов, содержащих наибольшее количество частных признаков, изготовляют гипсовые слепки. Целесообразным является вычерчивание схемы следов транспортных средств с указанием необходимых размеров. Если следы оставлены на листе бумаги, одежде потерпевшего и т.п., то после фотографирования объекты со следами изымаются.