-негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и т.д. Подобное отношение лежит и в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений - убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т.д., а также большинства случаев хулиганства;
-корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием права на все виды собственности. Это характерно для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;
-индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям. Подобные антисоциальные черты определяют совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, воинских преступлений и пр.;
-легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.
Возможно выделение типов преступников и по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности:
-особо опасные преступники (активные антисоциальные) - многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу, ее ценностям и нормам; они настойчиво вовлекают в такую деятельность других лиц (коррупционеров; обще уголовных преступников, в числе которых особо необходимо выделить профессиональных преступников /для которых уголовно-наказуемые действия являются единственным или главным источником средств к существованию/ и пр.). Для особо опасных преступников типично то, что благоприятные для совершения преступлений ситуации они активно создают сами.
-десоциализированные опасные преступники (пассивные асоциальные) - лица, “выпавшие” из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование. Это бродяги, попрошайки. Многие из них алкоголики. В отличие от особо опасных преступников они, в основном, пассивны и как бы “плывут по течению”. Ситуацию для совершения корыстных правонарушений сами обычно не создают, а используют складывающиеся.
-неустойчивые преступники - лица, совершающие преступления (порой неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок и представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного. Они отличаются частичной криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности преступника и особенности личности законопослушного гражданина. Наиболее распространенными представителями этого типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения и кражи, хулиганство, реже - грабежи, разбои, некоторые насильственные преступления. При существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону и эффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться от противоправных действий;
- ситуативные преступники - лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих ситуациях. Преступления совершаются ими не потому, что конкретные ситуации имеют решающее значение, а в силу личностных психологических особенностей, из-за которых они попадают в жесткую зависимость от ситуации и в результате недостаточного нравственного воспитания не находят социально приемлемого способа ее решения. К числу ситуативных относится значительная часть насильственных преступников, а также лиц, совершивших корыстные преступления в объективно сложных жизненных обстоятельствах, например, при материальных затруднениях и пр.
Разумеется, эта типология, как и другие, носит условный характер и, по-видимому, не каждый преступник может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу. Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов.
Для успешной индивидуальной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать знания о личности в профилактических целях. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей - успешному проведению отдельных следственных действий (допросов, очных ставок и т.д.).
Объем сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.д.
Эти и другие материалы (личные дела, картотеки, характеристики, результаты тестирований и пр.) могут использоваться как в индивидуальной работе, так и в обобщенном виде, в планировании и осуществлении профилактики правонарушений .
В заключении этого вопроса, мне бы хотелось еще выделить особое место в собирании криминологической информации о личности правонарушителя - беседе с ними, теми, кто представляет оперативный интерес. Именно в ходе беседы, используя некоторые психологические приемы, можно получить значительную информацию о личности. Для этого беседа должна быть заранее продумана и построена по определенному плану. Более того, необходимо овладеть психолого-педагогическими основами проведения бесед, знать их основные принципы, формы и приемы. Этого нельзя достичь только на основании собственного опыта, а нужно изучать соответствующую литературу.
Поскольку речь идет об изучении личности, в процессе его нужно акцентировать внимание на выяснении жизненного пути данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его потребностей, интересов, влечений, целей деятельности, тех ценностях жизни, которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью которых он разрешает возникающие у него трудности. Нужно избегать вопросов (или, во всяком случае, ставить их в завуалированной форме), которые могут как-то компрометировать это лицо. При особо сложных обстоятельствах, когда требуются профессиональные психологические знания, можно пригласить специалиста психолога, а если возникают сомнения в психической полноценности личности - психиатра.
Заключение.
В своей работе я рассмотрела наиболее важные теоретические проблемы ,возникающие при изучении личности правонарушителя.
Значение изучения этих проблем очевидно: преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.
ПЛАН :
Введение
I . Понятие личности преступника
II. Структура личности преступника . Соотношение социального и биологического .
III. Основные черты характеристики личности преступника
IV. Классификация и типология преступников
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального
насилия . М .,2000
2. Аванесов Г.А. Криминология
3. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника . М., 1982
4. Долгова А.И. Изучение личности преступника // Советское государство и право. М., 1978
5. Дорога дальняя , казенный дом …/ сост. Маймистов И.В./ М., 1990
6. Кириллов С.И. Личность преступника . М., 1998
7. Криминология , учебник под ред. Кузнецовой Н.В. , Миньковского Г.М. , М,МГУ , 1994
8. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение : норма и патология . М.,1982
9. Энциклопедия семейной жизни в 2х т./сост.Забродин А.Р. и др/ Донецк, 1993 , т.1
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ТЕСТ «СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ РАДОВАТЬСЯ?»
Если вы хотите лучше понять вашу способность переживать радость и хотите на минуту заняться этим – ответьте на предлагаемые вопросы ДА или НЕТ (НЕ ЗНАЮ) , в согласии с первой мыслью , какая придет вам в голову .
1. Когда я вспоминаю свой родной дом , чувствую больше радости , чем грусти.
2. Я часто ощущаю чувство вины
3. Оптимизм и открытость – это важные черты моего характера
4. Я считаю , что когда вокруг столько зла , то глупо тешиться любой мелочью
5. Когда я имею выбор : истинный покой или взрыв подлинной радости , чем грусти , - обычно выбираю второе
6. Я могу доставлять радость только немногим избранным людям , не чувствуя фальши
7. Доставление радости другим является важным источником моего удовлетворения и самодовольства
8. Жизнь научила меня , что вот так и до конца , нельзя доверять никому
9. В моей жизни есть такие места и такие люди , по отношению к которым я могу быть абсолютно искренним
10. Если по правде , так в моей жизни больше грусти и хлопот , чем радости
11. Временами бывают такие минуты , что меня охватывает большая радость и волнение
12. Я завидую другим людям , что они могут вполне и без ограничений переживать свою радость
13. Я способен заражать других своей радостью
14. Все можно купить , вопрос лишь в цене
15. Я знаю , что в частом переживании радости мне помогает мой характер
РЕЗУЛЬТАТЫ :
150 - 100
Богатство радости переполняет мир ваших чувств и ощущений . Вы способны переживать нечто большее , чем обычное удовлетворение или мелкие удовольствия . вы имеете редкую способность расширять пределы своих чувств и как истинного знатока вас притягивает познание все новых личных переживаний , приносящих радость вам или вашим близким . Вы можете быть с людьми и для людей. И можете давать им то , чего вокруг становится все меньше – радость .
99 - 50
Радости в вас столько же , сколько и других эмоций и чувств. Вы знаете , что такое радость , но знаете и причины , затрудняющие переживание этого состояния . Временами вы обманываете себя , думая , что мелкая приятность может заменить нечто большее , что вашу радость можно уничтожить темпом жизни , хлопотами , повседневностью . Попробуйте , может вы откроете новые пространства для вашей радости
49 – 0
Убожество вашей радости просто удивляет . Даже если вы считаете , что вам известен повод вашего настроения , то что случилось с вашим инстинктом самосохранения ? Или страсть , с которой вы боретесь против собственной радости , это результат тренировки или так несмело скрываемое отсутствие умения? Помните , однако , что каждый приносит в мир какой – то лучик радости .