Личность преступника

-негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и т.д. Подобное отношение лежит и в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений - убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т.д., а также большинства случаев хулиганства;

-корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием права на все виды собственности. Это характерно для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;

-индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям. Подобные антисоциальные черты определяют совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, воинских преступлений и пр.;

-легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.

Возможно выделение типов преступников и по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности:

-особо опасные преступники (активные антисоциальные) - многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу, ее ценностям и нормам; они настойчиво вовлекают в такую деятельность других лиц (коррупционеров; обще уголовных преступников, в числе которых особо необходимо выделить профессиональных преступников /для которых уголовно-наказуемые действия являются единственным или главным источником средств к существованию/ и пр.). Для особо опасных преступников типично то, что благоприятные для совершения преступлений ситуации они активно создают сами.

-десоциализированные опасные преступники (пассивные асоциальные) - лица, “выпавшие” из системы нормальных связей и общения, длительное время ведущие паразитическое, часто бездомное, существование. Это бродяги, попрошайки. Многие из них алкоголики. В отличие от особо опасных преступников они, в основном, пассивны и как бы “плывут по течению”. Ситуацию для совершения корыстных правонарушений сами обычно не создают, а используют складывающиеся.

-неустойчивые преступники - лица, совершающие преступления (порой неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок и представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности, ведения образа жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного. Они отличаются частичной криминогенной зараженностью, в которой сочетаются черты личности преступника и особенности личности законопослушного гражданина. Наиболее распространенными представителями этого типа являются правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения и кражи, хулиганство, реже - грабежи, разбои, некоторые насильственные преступления. При существенном изменении жизненных обстоятельств в лучшую сторону и эффективного воспитательного воздействия они способны воздержаться от противоправных действий;

- ситуативные преступники - лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих ситуациях. Преступления совершаются ими не потому, что конкретные ситуации имеют решающее значение, а в силу личностных психологических особенностей, из-за которых они попадают в жесткую зависимость от ситуации и в результате недостаточного нравственного воспитания не находят социально приемлемого способа ее решения. К числу ситуативных относится значительная часть насильственных преступников, а также лиц, совершивших корыстные преступления в объективно сложных жизненных обстоятельствах, например, при материальных затруднениях и пр.

Разумеется, эта типология, как и другие, носит условный характер и, по-видимому, не каждый преступник может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу. Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов.

Для успешной индивидуальной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь мотивы, которые могут стимулировать преступные действия данной личности и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить и все те личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий, т.е. максимально использовать знания о личности в профилактических целях. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей - успешному проведению отдельных следственных действий (допросов, очных ставок и т.д.).

Объем сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов  оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.д.

Эти и другие материалы (личные дела, картотеки, характеристики, результаты тестирований и пр.) могут использоваться как в индивидуальной работе, так и в обобщенном виде, в планировании и осуществлении профилактики правонарушений .

В заключении этого вопроса, мне бы хотелось еще выделить особое место в собирании криминологической информации о личности правонарушителя - беседе с ними, теми, кто представляет оперативный интерес. Именно в ходе беседы, используя некоторые психологические приемы, можно получить значительную информацию о личности. Для этого беседа должна быть заранее продумана и построена по определенному плану. Более того, необходимо овладеть психолого-педагогическими основами проведения бесед, знать их основные принципы, формы и приемы. Этого нельзя достичь только на основании собственного опыта, а нужно изучать соответствующую литературу.

Поскольку речь идет об изучении личности, в процессе его нужно акцентировать внимание на выяснении жизненного пути данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его потребностей, интересов, влечений, целей деятельности, тех ценностях жизни, которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью которых он разрешает возникающие у него трудности. Нужно избегать вопросов (или, во всяком случае, ставить их в завуалированной форме), которые могут как-то компрометировать это лицо. При особо сложных обстоятельствах, когда требуются профессиональные психологические знания, можно пригласить специалиста психолога, а если возникают сомнения в психической полноценности личности - психиатра.




Заключение.

В своей работе я рассмотрела наиболее важные теоретические проблемы ,возникающие при изучении личности правонарушителя.

Зна­че­ние изучения этих пробле­м оче­вид­но: пре­ступ­ность пред­став­ля­ет со­бой со­ци­аль­ное яв­ле­ние, свя­зан­ное с оп­ре­де­лен­ным ан­ти­об­ще­ст­вен­ным по­ве­де­ни­ем лю­дей. Объ­яс­нить та­кое по­ве­де­ние, рас­крыть его при­чи­ны, най­ти эф­фек­тив­ные пу­ти и сред­ст­ва пре­ду­пре­ж­де­ния пре­сту­п­ле­ний мож­но толь­ко при глу­бо­ком изу­че­нии все­го, что ха­рак­те­ри­зу­ет пре­ступ­ни­ка как ин­ди­ви­да, как лич­ность.






























                                                 ПЛАН :


Введение


I .      Понятие личности преступника


II.               Структура личности преступника . Соотношение социального и биологического .


III.             Основные черты характеристики личности преступника



IV.            Классификация и типология преступников


Заключение

























               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :



1.    Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального  

      насилия . М .,2000

2.        Аванесов Г.А. Криминология


3.        Антонян Ю.М. Изучение личности преступника . М., 1982


4.        Долгова А.И. Изучение личности преступника // Советское государство и право. М., 1978


5.        Дорога дальняя , казенный дом …/ сост. Маймистов И.В./ М., 1990


6.        Кириллов С.И. Личность преступника . М., 1998


7.        Криминология , учебник под ред. Кузнецовой Н.В. , Миньковского Г.М. , М,МГУ , 1994


8.        Кудрявцев В.Н. Правовое поведение : норма и патология . М.,1982


9.        Энциклопедия семейной жизни в 2х т./сост.Забродин А.Р. и др/ Донецк, 1993 , т.1

















ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




ТЕСТ «СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ РАДОВАТЬСЯ?»

Если вы хотите лучше понять вашу способность переживать радость и хотите на минуту заняться этим – ответьте на предлагаемые вопросы ДА или НЕТ (НЕ ЗНАЮ) , в согласии с первой мыслью , какая придет вам в голову .


1.     Когда я вспоминаю свой родной дом , чувствую больше радости , чем грусти.

2.     Я часто ощущаю чувство вины

3.     Оптимизм и открытость – это важные черты моего характера

4.     Я считаю , что когда вокруг столько зла , то глупо тешиться любой мелочью

5.     Когда я имею выбор : истинный покой или взрыв подлинной радости , чем грусти , - обычно выбираю второе

6.     Я могу доставлять радость только немногим избранным людям , не чувствуя фальши

7.     Доставление радости другим является важным источником моего удовлетворения и самодовольства

8.     Жизнь научила меня , что вот так и до конца , нельзя доверять никому

9.     В моей жизни есть такие места и такие люди , по отношению к которым я могу быть абсолютно искренним

10. Если по правде , так в моей жизни больше грусти и хлопот , чем радости

11. Временами бывают такие минуты , что меня охватывает большая радость и волнение

12. Я завидую другим людям , что они могут вполне и без ограничений переживать свою радость

13. Я способен заражать других своей радостью

14. Все можно купить , вопрос лишь в цене

15. Я знаю , что в частом переживании радости мне помогает мой характер


РЕЗУЛЬТАТЫ :


150 - 100

Богатство радости переполняет мир ваших чувств и ощущений . Вы способны переживать нечто большее , чем обычное удовлетворение или мелкие удовольствия . вы имеете редкую способность расширять пределы своих чувств и как истинного знатока вас притягивает познание все новых личных переживаний , приносящих радость вам или вашим близким . Вы можете быть с людьми и для людей. И можете давать им то , чего вокруг становится все меньше – радость .


99 -  50

Радости в вас столько же , сколько и других эмоций и чувств. Вы знаете , что такое радость , но знаете и причины , затрудняющие переживание этого состояния . Временами вы обманываете себя , думая , что мелкая приятность может заменить нечто большее , что вашу радость можно уничтожить темпом жизни , хлопотами , повседневностью . Попробуйте , может вы откроете новые пространства для вашей радости


49 – 0

Убожество вашей радости просто удивляет . Даже если вы считаете , что вам известен повод вашего настроения , то что случилось с вашим инстинктом самосохранения ? Или страсть , с которой вы боретесь против собственной радости , это результат тренировки или так несмело скрываемое отсутствие  умения? Помните , однако , что каждый приносит в мир какой – то лучик радости .





Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты