Нотариат в Российской Федерации

Скрыть эти данные просто невозможно.  Это надо быть вообще без головы, и вряд ли найдется такой нотариус, который не понимал бы этого.

Тарифы  за  оформление  документов,  сделок  для  государственных  и частнопрактикующих нотариусов одинаковые,  но  при  этом  государство  не  несет абсолютно никакой материальной ответственности,  а тем  более  моральной,  перед гражданином   или   предприятием   в   случае   нарушения   его   прав государственным нотариусом.

            К государственным и частным нотариусам при перечислении в казну налогов применяется совершенно разный подход. Государственный нотариус получает заработную плату.  Должностные  оклады  определяются  органом юстиции на местах и федеральным Министерством юстиции.  А частный получает все,  что  он взыскивает  с  гражданина,  предприятия,  по крайней мере,  именно эта сумма тарифа признается налоговыми органами его доходом. Хотя из этого дохода он выплачивает все обязательные платежи и налоги государству. К тому же свою деятельность частнопрактикующий нотариус обеспечивает сам полностью,  а это и канцтовары,  и компьютеры,  и мебель, и аренда или приобретение  помещения  под  контору.  В  1996  году  на   содержание нотариальных  контор  частнопрактикующим  нотариатом  было потрачено 8 млрд.  рублей, при этом перечислено в местный бюджет 15 млрд. рублей, в Пенсионный фонд - 3 млрд.  рублей,  в территориальный медицинский фонд страхования 1,5 млрд. рублей.

            Какова же структура взаимоотношений частнопрактикующего нотариата  с органами    юстиции,    является    ли   свободный   нотариат   частью

правоохранительной системы? Слово "нотариус" и происходит от латинского  "nota",  что  значит  буква  закона.  То есть нотариус - это человек,  буквально исполняющий закон. У него всегда были и есть  ряд  функций,  документов,  которые являются процессуальными, не требующими доказательств. Но, несмотря на то,  что, по сути и содержанию, по своим профессиональным обязанностям нотариус    выполняет    правоохранительные    функции,    в   систему правоохранительных органов  нотариат  никогда  включен  не  был,  хотя Министерство   юстиции   относится   к   правоохранительным   органам.1 Правоохранительные органы - это ведь система, охраняющая права. Тем же самым занимается и нотариус. Своей деятельностью он обеспечивает права граждан и юридических лиц. Здесь парадоксально то, что нотариус всегда входил лишь в номенклатуру Минюста, но не в правоохранительные органы.

            И сейчас частный нотариус наделяется полномочиями приказом  начальника отдела юстиции.

Частнопрактикующий     нотариат      не      состоит      в профессионально-трудовых  отношениях  ни  с  кем,  потому  что существует самостоятельная система финансирования.  То,  что нотариус назначается на должность отделом юстиции,  это не трудовые отношения.  Государство наделяет свободный нотариат лишь полномочиями в лице  органа  юстиции, дает право на ведение от его имени нотариальных действий.

            Во  всем мире существует двойная иерархия взаимоотношений нотариата: с одной стороны - это органы юстиции,  с другой - нотариальная палата. В  этой модели наше российское государство ничего нового не придумало, кроме  одного  -   не   помогать   частнопрактикующему   нотариусу   в осуществлении  им  своих функций от имени государства.  Исполнительные органы власти считают,  что частный нотариус слишком  много  получает.

Для представления и защиты интересов нотариусов и созданы нотариальные палаты:  в регионах - региональные,  в целом по России -  федеральная. Нотариальная палата    является    нашим    контрольным    органом, координационной  структурой,   нашим   профессиональным   сообществом, объединением.  Кстати,  ни в одном из законодательных актов до сих пор нет   понятия   "профессиональное   объединение", и потому  она зарегистрирована  в органе юстиции как общественная организация.  Но в любой  общественной  организации  членство  добровольное,  тогда   как согласно   законодательству   об   Основах  о  нотариате,  членство  в нотариальной палате - обязательное.  Каждый нотариус  является  членом региональной  нотариальной палаты,  региональная - членом Федеральной. Когда  нотариат  был  государственным,  любой  чиновник,  начиная   от партийных   и   административных  органов  на  местах,  мог  диктовать

нотариусу,  что и как делать.  Сегодня частный  нотариус  выступает  в качестве своеобразного беспристрастного арбитра для обеспечения охраны и  защиты  прав  и  интересов  каждого  участника  гражданско-правовых отношений.   Придать   же   этим  отношениям  правовой,  стабильный  и бесконфликтный характер -  это  одна  из  задач  нотариальной  палаты.

Возглавляет нотариальную палату президент - лицо, которое представляет интересы   нотариусов.   Вице-президент   -   помощник,    исполнитель представительной власти.  Взять любую модель президентской власти - модель полностью такая же. Правление нотариальной палаты - это орган, в который  входят  нотариусы,  уполномоченные  принимать решения по всем профессиональным  вопросам,  касающимся   деятельности   нотариата   в регионе.  Высший орган - собрание нотариусов региона.  Если говорить о роли органа юстиции и его взаимодействии с  нотариальной  палатой,  то можно  привести  такой пример.  Органы юстиции наделены сегодня правом выдачи лицензии на ведение нотариальной деятельности,  но без согласия нотариальной  палаты  ни  один лицензиат не может получить право на ее применение.  Сама же лицензия свидетельствует лишь о том, что человек прошел стажировку, сдал квалификационный экзамен и потенциально у него есть возможность стать нотариусом.

            В настоящее  время  появилось много проблем,  связанных с судьбо нотариата в Российской Федерации  и  непосредственно  с  деятельность нотариусов.  При социологических опросах нотариусов определяется круг основных вопросов, требующих разрешения.3

Одна из  важнейших  проблем  - завершение создания единой системы нотариата.  С принятием в 1993  г.  новой  редакции  Основ  российский нотариат  разделился  на государственный и частный секторы.  По мнению нотариусов,  при таком делении страдают граждане.  В  настоящее  врем государственные нотариальные конторы перегружены делами,  связанными оформлением наследственных прав: приходится неделями стоять в очереди чтобы  попасть  на  прием,  метаться между частными и государственным нотариусами. Сейчас разрабатывается проект закона о внесении изменений в  Основы  законодательства  РФ о нотариате,  в соответствии с которыми должна быть создана единая  система  нотариата,  состоящая  только  и частных  нотариусов.  Это  шаг  в  сторону  Латинского нотариата.  Как известно, в 1995 г. российский нотариат вошел в международный институт Латинского  нотариата,  объединяющий  более  50  стран Западной Европы (кроме Великобритании),  Латинской Америки и  т.  д.  При  этом  пере Россией  было  поставлено  условие  создания единой системы нотариата Предъявление таких требований связано с тем,  что  Латинский  нотариат объединяет  только  свободных  нотариусов - независимых представителе государства,  наделенных  им   полномочиями   совершать   нотариальные действия и несущих личную ответственность за их совершение.

С этой проблемой связано усиление  контроля  органов  юстиции  с деятельностью частных нотариусов.  Пока контроль осуществляется только на стадии назначения на должность нотариуса,  выдачи лицензии на прав занятия    нотариальной    деятельностью   и   ведения   нотариального делопроизводства.  Контроль   же   за   исполнением   профессиональных обязанностей  частными  нотариусами  осуществляют  нотариальные палаты (ст. 34 Основ). Но при переходе на единую систему нотариата, по мнению многих нотариусов,  было бы целесообразно передать часть полномочий по контролю за осуществлением нотариальных действий органам юстиции.  Это сделало  бы  независимых  нотариусов  действительными  представителям государства, как того требует система Латинского нотариата.

Вторая проблема   -   принятие   закона  о  регистрации  прав  на недвижимое имущество  и  сделок  с  ним.  По  мнению  нотариусов,  при несовершенном   законодательстве,  регулирующем  совершение  сделок недвижимостью,  принятие такого закона не обосновано.  Нотариус сейчас является гарантом правомерности совершения таких сделок, так как в его обязанности входит  не  только  их  удостоверение,  но  и  разъяснение правового  положения сторон,  возможных последствий,  а также проверка правильности составления и подлинности документов.  После же  принятия вышеуказанного  закона  заключающие  сделку  лица  должны будут сразу минуя нотариусов,  подавать свои документы  (договоры)  в  органы,  и регистрирующие.  Это  может  привести  к появлению большого количеств договоров,  не соответствующих требованию законодательства,  а  услуг адвоката,  который  мог бы указать на такие противоречия еще на стадии заключения договора,  стоят  дорого.  Следовательно,  принятие  закон нанесет существенный ущерб многим гражданам и юридическим лицам.

Естественно, закон наносит удар и по  карману  самих  нотариусов - ведь  они  лишаются  основного  источника  доходов.  В настоящее время большая часть работы нотариусов заключается в удостоверении  сделок недвижимостью.  За  выполнение  таких  нотариальных  действий  частных нотариусы  взимают  плату   по   тарифам,   соответствующим   размера их распоряжении.  Поэтому их мнение относительно закона можно  считать несколько   субъективным.   Но   оно   не  лишено  основания.  Ведь соответствии со ст.  17 Основ при  совершении  нотариальных  действий противоречащих законодательству РФ, частный нотариус обязан по решению суда возместить причиненный  ущерб,  причем  отвечает  он  всем  свои имуществом.  Надо  сказать,  что новый Уголовный кодекс,  вступающий действие с 01.01.97 г., вводит также уголовную ответственность частных нотариусов в случае злоупотребления полномочиями (ст. 202).

Третья проблема   связана    непосредственно    с    нотариально деятельностью.  При  совершении  нотариальных действий нотариус обязан проверить подлинность документов.  Но  иногда  встречаются  документы, подделанные  настолько  мастерски,  что  без  специальных  технически средств  отличить  их  от  оригинала  практически  невозможно.  Сейчас проверка   подлинности  документов  сводится  к  тому,  что  нотариус связываются друг с другом,  определяя,  где до этого  был  удостоверен документ,  а  также  используют  профессиональную интуицию и опыт.  Но этого недостаточно,  и работы у правоохранительных органов хватает. По мнению   нотариусов,  для  предотвращения  такой  ситуации  необходимо создание  особых  бланков  или  специально   защищенной   бумаги   для документов,  требующих нотариального удостоверения.  Пока такие бланк были  введены  только  для  доверенностей  на  право   пользования распоряжения  автотранспортом.  Но  и  они  далеки от идеала,  так как рассчитаны только на простые случаи.  Как стало  известно,  московские власти   собираются   ввести   обязательные  бланки  и  для  различных договоров,  но пока это  только  планы,  и  когда  они  осуществятся - неизвестно.











                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хотелось бы резюмировать все,  что можно сказать о нотариате в Российской Федерации с юридической точки зрения на этот правоохранительный орган. Я считаю, что можно выделить следующие основные черты и особенности нотариата:   

Нотариат в Российской Федерации должен обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, "Основами законодательства РФ о нотариате" защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с "Основами законодательства РФ о нотариате" нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

























         
















    Список использованных источников и литературы


Источники:


1."Nota Bene","Российская газета", N 49 от 13.03.93, автор - М. Лашкул

2. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" от  11.02.93  

3. Журнал "ДЕЛО", N 21 от 10.06.97г., Еженедельное экономическое обозрение, г. Самара

4."Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности" (утв. Минюстом РФ 22.11.93 N 8-5/149-081293)

           

5. Письмо ВАС РФ от 28.05.93 N С-13/ОСЗ-169

"В связи с введением в действие основ законодательства Рссийской

            Федерации о нотариате"

6. "Вестник ВАС", N 7, 1993.

7. "Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (Утв. приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 г. N 01/16-01)


8. "Проблемы российского нотариата", "Экономика и жизнь", №43, 1996 , автор -  Пантелеев.

9. "Судьи, поддерживающие юридический мир", "Экономика и жизнь", №49, 1996, автор - Монтеро.


Литература:

1. Гущенко К.Ф., Ковалев М.А., "Правоохранительные органы", М., 1996. 

2. Правоохранительные органы Российской Федерации, од ред. Ботьева, В.П., М., 1996.








 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты