30 июля 1920 г. бала опубликована разработанная Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних. Это медико-психологический и педагогический документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних.
Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии несовершеннолетних.
Справедливости ради надо отметить, что комиссии о несовершеннолетних восприняли опыт судов для несовершеннолетних дореволюционной России в части, касающейся организации социальных служб по изучению личности и условий жизни несовершеннолетних.
Преимущественное участие неюристов в заседаниях и в принятии решения о судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности комиссии и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях. Приходиться с сожалением заметить, что этот изъян оказался живучим и, несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой защищенности подростков в указанных комиссиях сохранился до наших дней.
В то время реальности жизни очень скоро заставили вспомнить о судах. Ведь подростки совершали не только малозначительные проступки, но вполне серьезные и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.
В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.
В отличии от декрета 17 января 1918 новый декрет допускал передачу дел несовершеннолетних в возрасте с14 лет до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним медико-педагогические меры.
В 20-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и практики на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.
В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель российской ювенальной юстиции, которая включала правил подсудности дел о несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных заседателей, сроки рассмотрения дел.
Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел несовершеннолетних без участия защиты.
К огромному сожалению, эта «вторая модель» ювенальной юстиции развития не получила. Однако, последующие нормативные акты (30-40-е гг.) выявляют отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении несовершеннолетних.
Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Постановление это определило на долгие годы не демократическую прокурорскую и судебную практику в отношении несовершеннолетних. Содержание этого документа дает основание связать его с другими постановлениями, положившими начало политических репрессиям и массовым нарушениям человека в нашей стране.
Необходимо быть благодарными ходу истории и все документы определяющие карательную ориентацию правосудия утратили силу с принятием нового уголовного и процессуального законодательства.
Думаю, что несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные акты 30-40 гг. необходимость в их изучении не отпала. Это важно для того, чтобы избежать повторения прошлых жестоких ошибок. Знание механизма нарушения законности, позволит выработать средства противостояния ему.
Сегодняшний день ювенальной юстиции в России.
На сегодняшний день в России концепция ювенальной юстиции является наиболее разработанным в научном плане подходом специализированных судов в рамках системы федеральных судов общей юрисдикции.
Установление особого порядка производства по делам о правонарушениям несовершеннолетних относится к общепризнанным принципам и нормам международного права, таким, как Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г., Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г.
Создание судов для несовершеннолетних предусмотрено Концепцией судебной реформы и Федеральной программы по её реализации.
Среди основных принципов, на основание которых предполагается строительство ювенальной юстиции, можно выделить следующие:
· Создание системы специализированных судов комплексной юрисдикции, сходных с французской системой ювенальной юстиции (единоличный мировой судья по делам несовершеннолетних – коллегиальный суд из трех профессиональных судей – суд присяжных по делам о несовершеннолетних); при этом специальные суды по делам о несовершеннолетних действуют только как суды первой инстанции, пересмотр вынесенных ими решений производиться в общем порядке вышестоящим судом общей юрисдикции;
· Приоритет судебного решения по всем вопросам, касающимся защиты прав несовершеннолетних, в том числе совершенно новая процедура – судебный надзор за исполнением приговора о наказании несовершеннолетних лишением свободы и иных мер воздействия, связанных с ограничением свободы;
· Ориентация правосудия преимущественно на юридическую охрану прав и интересов несовершеннолетних (в том числе - обязательное участие защитника, обязательная конфиденциальность процесса и др.)
· Социальная насыщенность правосудия по делам несовершеннолетних (широкое привлечение к участию в процессе экспертов и специалистов по делам несовершеннолетних, а также использование в процессе «неюридической» информации о правонарушителе – данных, полученных от служб и организаций, не связанных с уголовным процессом);
· Индивидуализация судебного процесса (отход от жесткой формализации судебной процедуры в пользу более неформального производства по делам несовершеннолетних);
· Приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых.
Отметим, что создание системы ювенальной юстиции на указанных началах явилось бы значительным шагом по приведению национального законодательства в соответствие с Пекинскими правилами ООН.
Государственная дума приняла 15 февраля 2002 г. в первом чтении проект Федерального Конституционного Закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в РФ», внесенный в нижнюю палату парламента группой депутатов.
Что же впереди!?
Заключение
В сегодняшней России за решеткой находиться 45 тысяч детей – это в три раза больше, чем в дореволюционной 170-миллионной Российской империи. Специалисты эксперты признают, что лишение свободы для многих несовершеннолетних – избыточная мера наказания. Нам необходимо изменить свое отношение к детям, следую примеру большинства развитых стран, в которых отношение к ребенку, переступившему закон, иное – его не спешат карать, а предпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из малолетнего заключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.
Уже более 100 лет известна форма судопроизводства, с помощью которой цивилизованное государство «протягивает руку» ребенку, сделавшему неверный шаг.
Хочется верить, что Россия станет цивилизованным государством, обратясь к своему будущему, детям.
КОНЦЕВЫЕ СНОСКИ
1 Дигесты Юстиниана: Избр. Фрагменты / Пер. и примеч. И. С.Перетерского. М., 1984. С.89.
2 Дигесты Юстиниана. С.90.
3 Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V. Алма-Аты, 1967. С. 114-115.
4 Люблинский П. И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные и социальные центры. М.,
1911 . С. 3.
5 Э. Б. Мельникова. Ювенальная юстиция. М., Дело, 2001 г., С. 48.
6 Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М. 1923. С. 169.
7 Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М. 1923. С. 49.
8 Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.
Список документов
1.Конституция Российской Федерации. 1993 г.
2.Минимальные стандартные правила организации объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские соглашения) Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года.
3. Руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. (Эр-Риядские руководящие принципы) Приняты и провозглашены резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 года.
4. Правила организации объединенных наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты и провозглашены резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.
5. конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года
Список использованной литературы
1. Ларин А. М., Мельникова Э.Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки. М. 1997.
2. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. М. Дело. 2001 г.
3. Правосудие по делам несовершеннолетних: Перспективы развития / Сб. ст. Вып.1. М. 1999 г.
4. Слуцкий Е. Г., Скомарцева И. В. Основы ювенологии. СПб., 1999г.
5. Судебная реформа в России / Сб. ст. М., 1992 г.
6. Мельникова Э.Б. Из истории российской ювенальной юстиции // Правозащитник. 1998. №3.
7. Петрухин И. Л. Человек и власть. М., 1999.
8. Криминология: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997.
9. Мельникова Э.Б., Ветрова Г. Н.. Закон о ювенальной юстиции в Российской Федерации (проект) // Правозащитник. 1996.