Причины и условия преступлений, совершаемых военнослужащими и общие вопросы предупреждения правонару...

         Таким образом, личности правонарушителя-военнослужащего , проходящего военную службу по призыву присущи следующие черты:

- это военнослужащий по призыву;

- как правило, на нем стоит клеймо “социального аутсайдера”;

- правонарушения совершаются им с помощью неформальной структуры, при этом для него необязательно занятие в этой структуре определенной социальной позиции;

- он обладает хорошим физическим развитием;

- имеет подростковый опыт насильственного, корыстного и анархического поведения;

- у него наиболее криминогенный возраст ( 19-21 год) и несложившаяся психика;

                                  - 19 -

- он убежден в справедливости своих действий для “воспитания” новобранца и поддержания армейских традиций;

- он возбудим, вспыльчив, агрессивен, т.е. принадлежит к холерическому типу темперамента.

         Исходя из этого  предлагается следующее определение типа личности правонарушителя, совершающего противоправные деяния в сфере межличностных отношений - это военнослужащий срочной службы холерического типа, с несложившейся психикой и наиболее криминогенным возрастом, хорошо развитый физически, имеющий опыт подросткового агрессивно-анархического поведения  и клеймо социального  аутсайдера.

          Характерной особенностью лидера неформальной структуры является не только опора на силу кулака, но и на согласие молчаливого большинства. В то же время этим лидерам свойственна способность улавливать общие настроения военнослужащих и даже жертвовать во имя этих настроений  своими собственными, т.е. : они не могут быть вольны ( в полном объеме ) в выборе своих действий; всегда соблюдаются неформальные “законные правила” ( или создается видимость их соблюдения ).

          

Считаем целесообразным кратко остановиться и на личности преступников из числа лиц, проходящих  военную службу  в пограничных войсках по контракту ( офицеры, прапорщики ,мичманы  и пр.).

      Военнослужащие, проходящие  службу по контракту   составляют основу Пограничных войск. От них зависит  качественная охрана государственной границы и совершение ими  проступков, правонарушений или преступлений представляет  повышенную общественную опасность.

         Этих лиц ( для краткости   их представляется возможным объединить одним термином - контрактники )    мы   можем представить в трех аспектах:

-  как лица, непосредственно связанные с правонарушениями ( активные сторонники, а подчас и участники неформальной структуры );

-    как лица, не связанные с правонарушениями, но и не борющиеся с ними ( пассивные участники );

-    как лица, пытающиеся активно бороться с  противоправными нарушениями .

       Среди факторов, отражающихся на личности контрактника- правонарушителя  можно выделить следующие : социальные ( отсутствие в военной службе социальной справедливости,  протекционизм,  трудности служебного роста,  сложившаяся тенденция - не брать ответственность на себя), отвлечение  на различные хозяйственные работы, пьянство  и ,  в заключении, социально-негативные установки, вынесенные

                                   - 20 -

из  военных училищ,  службы по призыву;  правовые  (   наличие низкой правовой культуры, которая выражается или в незнании права или сознательном нарушении его норм ); психолого-педагогические  ( о  низкой  психолого-педагогической подготовке контрактников говорит высокий уровень самоубийств  среди подчиненных ).

Контрактникам, совершающим правонарушения, присущи следующие черты:

·возраст от 21 года и старше;

· агрессивно-насильственный опыт, приобретенный в военных училищах или  на службе по призыву;

·низкая  общая и  правовая культура;

·отсутствие хорошей психолого-педагогической подготовки;

· боязнь принятия ответственных личных решений;

·существующая система “накачек”, выражающаяся в оскорблении и унижении начальниками подчиненных за проступки  военнослужащих по призыву;

·отвлечение  контрактников на хозяйственные работы и потеря ими воинского статуса и боевых навыков;

· распространенность бытового пьянства;

· переложение обязанностей по воспитанию новобранцев на старослужащих солдат.

Хотя рассматриваемая нами категория военнослужащих пограничных войск сравнительно редко совершает преступные деяния, тем не менее  в повседневной практике с их стороны имеют место противоправные проявления, нередко связанные с  преступлениями , совершаемыми военнослужащими.

Еще раз важно подчеркнуть особую общественную опасность правонарушений и преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими службу по контракту, каждый факт которых требует своевременного, тщательного и оперативного расследования со стороны  соответствующих органов.

Тип личности  военнослужащего, проходящего  военную службу по контракту в пограничных войсках - правонарушителя можно представить как  личность холерического типа, имеющая опыт агрессивно-насильственного поведения и подвергшаяся воздействию негативных

факторов  армейской ( в т.ч. пограничной ) и социальной действительности.



Отдельному  краткому обсуждению необходимо подвергнуть 



                                        - 21 -

“жертву   правонарушения военнослужащего “*.  Потерпевший от правонарушений во время военной службы это, как правило :

                              

·военнослужащий по призыву;

·более молодой по возрасту  и более  поздний по сроку призыва;

·не заявляющий о преступных посягательствах;

·готовый психологически к будущим издевательствам до своего прихода  на службу(  считающий предстоящие издевательства и глумления традицией, через которую  обязан пройти каждый “настоящий” мужчина );

·слабый в физическом отношении и не подготовленный ни к физическим, ни к психологическим нагрузкам;

·находящийся в процессе адаптации к  армейским условиям ;

·у которого отсутствует реальная возможность оказать  правонарушителям сопротивление.

Потерпевших военнослужащих можно условно разделить на : слабых и малокоммуникабельных ; и лиц со строптивым характером.

Некоторыми  военными психологами и практиками справедливо выделяется и третья ( специфическая группа ) . К ней  относят  военнослужащих по призыву,  которые  по ряду причин легко пережили первые трудности воинской службы и за послушание и поддержание армейских “традиций” были привлечены старослужащими к “воспитанию”  молодых солдат.

Достаточно подробно рассмотрев вопросы причин и условий правонарушений в пограничных войсках, личности военнослужащих-правонарушителей и их жертв   мы можем перейти  к   вопросам предупреждения  преступлений  ( правонарушений ) в пограничных войсках.

Для этого  необходимо иметь общие представления о криминологическом  прогнозировании, которое, в свою очередь, является разновидностью социального предвидения и отраслью юридического прогнозирования.

.Криминологический прогноз - это вероятное суждение о будущем состоянии ( уровне, структуре ) ее детерминант ( характеристик )  и возможностей профилактики ( предупреждения ) через определенный          ----------------------------------------------------------------------------

* Процесс превращения лица в жертву преступления называется виктимизация ; повышенная способность человека в силу ряда физических и духовных качеств при определенных  объективных  обстоятельствах становиться жертвой  противоправного посягательства называется виктимностью


                                        - 22 -

период времени, включающее качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и указание примерных их сроков.

        Предвидеть развитие преступности чрезвычайно трудно. Прогноз строится на исходных данных, которые находятся в статическом положении, поэтому он не может  учитывать всех факторов, влияющих на структуру и динамику преступности. К числу таких факторов можно отнести:

·     правовой.  Военнослужащие не в состоянии предвосхитить изменения законодательства , т.е. один и тот же проступок  может быть сегодня правонарушением, а завтра преступлением;

·     социально-профилактический фактор.  Общество в лице государственных органов, в том числе и  ФПС РФ , и общественных организаций ведет постоянную борьбу с преступностью, используя в этой борьбе юридические, организационные и воспитательные меры. Заранее  предвидеть  развитие этой борьбы невозможно, тем более, что структурам государственных и общественных организаций  присуще свойство изменчивости;

·      социальный фактор . На преступности отражаются объективные социальные процессы, происходящие в обществе. Предвидеть и сами эти процессы, и результаты, к которым они могут привести, с высокой степенью точности довольно трудно. Особенно это касается современной общественно-политической ситуации;

·      фактор преступности . Преступность, даже взятая отдельно, как бы несет в себе самой внутренние закономерности, определяющие ее состояние, структуру и динамику;

·     субъективный фактор.  Не следует отвергать влияние руководителя  , причем самого разного уровня, на течение процессов, связанных с борьбой с преступностью и окружающих ее фоновыми явлениями.

В отдельную группу криминологического прогноза следует выделить прогнозирование индивидуального преступного поведения, под которым понимается определение вероятности совершения в будущем преступления тем или иным конкретным индивидом. Индивидуальный прогноз подразделяется на : прогноз пост-преступного поведения лиц, совершивших преступление и прогноз первичного преступного поведения.  Следует признать, что в значительной степени индивидуальный прогноз субъективен, поскольку строится на мнении одного лица ( или незначительного числа лиц, связанных по роду деятельности с индивидуумом ), в отношении которого он дается.

Прогноз  правонарушений в сфере  межличностных отношений  определяется: специфичностью контингента правонарушителей ( военнослужащие )  и специфичностью объекта прогноза ( устойчивые и масштабные социально-негативные криминальные проявления, что в

                                               - 23 -

свою очередь подразумевает разнообразный и широкий спектр прогнозируемого поведения - от преступления до правонарушения и различных фоновых элементов ).

        Как показывает практика для прогностических оценок необходимо учитывать:

- потребности, интересы и привычки военнослужащего;

- отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям;

- поведение военнослужащего в быту;

- черты характера военнослужащего;

- возраст, образование, гражданскую профессию;

- условия воспитания;

- условия учебы;

- поведение в армии;

- условия службы и воспитания на пограничной заставе;

- конкретную криминогенную ситуацию.

Более результативный прогноз  индивидуального преступного поведения   дается  командирами. Это объясняется их близостью к солдатам.

       Имея   качественно  подготовленный прогноз   необходимо  принимать систему мер по борьбе с правонарушениями ( преступлениями ).

Традиционно эта система выглядит следующим образом: общие меры и специальные меры предупреждения преступлений.

Проблемы общих мер предупреждения  правонарушений в  армии, в том числе и в  пограничных войсках, кроются в сложившейся в обществе экстремальной обстановке и в целом лежат на поверхности.

        Представляется, что следует обратить более пристальное внимание на специальные меры предупреждения *:

1. Проводимая реконструкция  Федеральной Пограничной службы  должна подразумевать :

-  професионализацию пограничных войск ;

-  переход на  призыв в пограничные войска один раз в году;

-   качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения категорий военнослужащих ( как от внутриармейских факторов, так и  от внешних);

-  решение проблемы формирования  пограничных застав по национальному признаку, в том числе  казачьих  застав ;

-   законодательное регламентирование функциональных обязанностей  ФПС, в том числе и пограничных войск;

-   развитие института офицеров - воспитателей.

Кроме того, от соответствующих руководителей  необходима  работа по  предложениям о скорейшем введении альтернативной гражданской службы, т.к. от человека, не желающего служить в погранич


ных войсках, трудно ожидать серьезного отношения  к своим обязанностям  по   защите рубежей своей Родины.

      В качестве  предупредительной индивидуальной работы с военнослужащими   необходимо  подробно изучать  материалы личного дела военнослужащего. Это в свою очередь позволит :

·     учитывать потребности, интересы и привычки военнослужащего ;

·     знать отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям; 

·     быть в курсе его поведения в быту;

·      более внимательно изучить черты характера военнослужащего; 

·     знать условия воспитания, а также какое образование и специальность он получил до его призыва;

·     установить по необходимости жесткий контроль за бытовым  пьянством и употреблением наркотиков.

--------------------------------------------------------

* при этом  соответствующим  руководителям необходимо поставить  этот вопрос как научную проблему, выделить значительные материальные средства и научные кадры для ее разрешения , проводить постоянную корректировку промежуточных результатов и пр.

Командир никогда не должен забывать насколько важно для солдата первое поощрение, которое является значительным событием в его жизни , а также и в дальнейшем дифференцированно поощрять его за добросовестное отношение к своим обязанностям.

И в заключении хотелось бы напомнить, что предупредительная работа по борьбе с противоправными проявлениями  в пограничных войсках  должна носить не разовый , от случая к случаю,  а постоянный  и целенаправленный характер, использующий  достижения социологии, педагогики, психологии, психиатрии ,  криминологии и различных отраслей права


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты