Шпоры по нотариату

В соответствии с законодательством нотариус, обеспечивая доказательства по просьбе заинтересованных лиц, вправе: допрашивать свидетелей; производить осмотр письменных и вещественных доказательств; назначать экспертизу.

Нотариус, совершающий обеспечение доказательств, должен известить о времени и месте принятия мер по обеспечению доказательств заинтересованных лиц, чьи права и интересы могут быть так или иначе затронуты проводимыми действиями. Неявка извещенных лиц не является обстоятельством, препятствующим совершению данного нотариального действия. При этом необходимо учитывать, что извещение заинтересованных лиц не является обязательным: в случаях, не терпящих отлагательств; при невозможности определить на момент обращения к нотариусу, кто впоследствии будет участвовать в предполагаемом деле.

Если по вызову нотариуса не явились свидетели иди эксперт, нотариус должен сообщить об этом в суд по месту жительства (месту пребывания) свидетелей или эксперта для принятия к ним мер, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством РФ. Перед проведением допроса нотариус должен предупредить свидетелей или эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний свидетелем или заключений экспертом, а также за отказ или уклонение от дачи показаний или заключений. О допросе свидетеля, проведенном в порядке обеспечения доказательств, нотариус составляет протокол допроса, в котором должны содержаться следующие сведения: дата и место проведения допроса;  фамилия и инициалы нотариуса, проводящего допрос, и (или) наименование нотариальной конторы; фамилия, имя и отчество лица, по просьбе которого производится обеспечение доказательств, и его место жительства (место пребывания); фамилии, имена и отчества лиц, участвующих в допросе; фамилия, имя и отчество свидетеля, год его рождения и место жительства (место пребывания); сведения о предупреждении свидетеля об ответственности за дачу им заведомо ложных показаний или отказ от их дачи; содержание показаний свидетеля, включая заданные ему вопросы и ответы на них.

Обеспечение доказательств может происходить и путем осмотра письменных и иных вещественных доказательств. В зависимости от обстоятельств осмотр может происходить как в нотариальной конторе, так и в другом месте, к примеру, в месте нахождения документов. При этом также составляется протокол, в котором должно быть отражено: 1) дата и место производства осмотра; 2) фамилия и инициалы нотариуса, производящего осмотр, и (или) наименование нотариальной конторы; 3) фамилия, имя и отчество лица, по просьбе которого производится обеспечение доказательств, и адрес его места жительства (места пребывания): 4) фамилии, имена и отчества заинтересованных лиц, принимающих участие в производстве осмотра, адреса их мест жительства (мест пребывания); 5) обстоятельства, установленные при осмотре.

При необходимости нотариус вправе назначить проведение экспертизы. Для этого он выносит постановление, в котором должны быть указаны: 1) дата и место вынесения постановления; 2) фамилия и инициалы нотариуса, вынесшего постановление, и (или) наименование нотариальной конторы; 3) фамилия, имя и отчество лица, по просьбе которого назначается экспертиза, адрес его места жительства (места пребывания); 4) вопросы, по которым требуется заключение эксперта; 5) наименование экспертного учреждения, которому поручается производство экспертизы. При поручении производства экспертизы конкретному эксперту в постановлении указываются его фамилия, имя и отчество, адрес места жительства (места пребывания), наименование и адрес места работы, занимаемая должность.


49. Применение норм иностранного права

Нотариус уполномочен применять нормы иностранного права в соответствии с законодательством РФ и международными договорами. Эта норма направлена на то, чтобы обеспечить соответствие между законодательством Российской Федерации и имеющимися в законе и международных договорах нормами о выборе права (коллизионными нормами). Коллизионные нормы указывают, право какого государства должен применять нотариус при совершении конкретного нотариального действия.

Нотариус при совершении нотариальных действий должен применять нормы иностранного права в соответствии с их толкованием и той практикой их применения, которые сложились в иностранном государстве. Однако для него является обязательным требование законодательства о том, что иностранный закон не должен противоречить международным договорам РФ, иначе он не подлежит применению.

Обычно информацию о содержании иностранных правовых норм нотариус может получить следующим образом:

во-первых, он может попросить лицо, обратившееся за совершением нотариального действия или его представителя, предоставить необходимые сведения, тексты и документы;

во-вторых, он может обратиться за информацией к соответствующим российским организациям и учреждениям, включая научные;

в-третьих, он может направить запрос в Министерство юстиции РФ, которое в установленном порядке обращается к компетентным иностранным властям.

В ч. 2 ст. 104 Основ содержатся положения о том. что нотариус, во-первых, может принимать документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а во-вторых, должен соблюдать нормы иностранного права о форме удостоверительной надписи.

Документы, принимаемые нотариусом отличаются от аналогичных документов, принятых в российском правовом обороте. Например, доверенность, предназначенная для совершения действий за границей, может уполномочивать на осуществление таких субъективных прав, которые неизвестны российскому законодательству. Документ о дарении имущества, находящегося, за границей, может быть изложен как односторонняя декларация лица, а не как двусторонний договор — между одаряемым и дарителем и т.д.

Ряд документов, применяемых за границей, может значительно отличаться от документов, принятых в правовом обороте России, по форме, содержанию и названию. Так, в международном обороте применяются:

аффедевит — письменное торжественное заявление, принимаемое иностранными судебными инстанциями в качестве доказательства тех или иных фактов;

сертификат — документ, удостоверяющий тот или иной факт, например, сертификат о качестве товара, о мореходности судна);

декларация — заявление, составленное в соответствии с законодательством иностранного государства, например, таможенная, почтовая, налоговая и другие декларации;

ретейнер — предварительное обязательство или согласие выплатить гонорар адвокату;

полномочия — вид доверенности и др.

Есть особенности и в оформлении документов, предназначенных для действия за границей, в частности, в текстах аффедевитов. доверенностей и др. В них кроме фамилии, имени и отчества, указанных в паспорте, может быть также указано и имя. под которым гражданин известен в своем государстве. В ряде стран в документах и свидетельствах о нахождении в живых помимо общих реквизитов указываются также гражданство или национальность, год и место рождения, добрачная фамилия лица и т.п. Еще одной особенностью Оформления документа, предназначенного для действия за границей, является следующее правило — не заполненные до конца строки и другие свободные места на документах не прочеркиваются.

Особенности совершения нотариальных действий в международном обороте

Нотариальный документ, предназначенный для действия за границей, составляется на языке, на котором ведется нотариальное делопроизводство. По просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, с этого документа может быть сделан перевод или самим нотариусом, если он владеет соответствующим иностранным языком, или известным ему переводчиком, имеющим надлежащий диплом. Под текстом перевода совершается удостоверительная надпись о свидетельствовании верности перевода нотариусом или подлинности подписи переводчика.

Охрана наследственного имущества и выдача свидетельства о праве на наследство

Оба эти вида нотариальных действий осуществляются в соответствии с российским законодательством, если наследственное имущество находится на территории РФ. Подчинение такого имущества действию соответствующих положений не зависит от гражданства наследодателя или наследника.

Принятие мер к охране наследственного имущества и выдача свидетельств о праве на наследство осуществляются нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение указанных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса меры к охране наследственного имущества принимаются должностными лицами органов исполнительной власти.

При применении права по охране наследственного имущества и при выдаче свидетельства о праве на наследство нотариус, осуществляя свои действия, руководствуется законодательством РФ. Если в ходе принятия мер по охране наследственного имущества нотариус установит, что наследниками являются иностранные граждане, проживающие вне пределов Российской Федерации, то он обязан направить им соответствующее уведомление через местные органы юстиции и Министерство иностранных дел РФ.

Если же между РФ и другим государством, гражданин которого наследует имущество, заключен международный договор, нотариус руководствуется нормами этою договора. В заключенных Российской Федерацией (а ранее СССР) договорах об оказании правой помощи устанавливается, что нотариус при получении сведении о смерти гражданина иностранного государства, с которым заключен такой договор, принимает меры, необходимые для охраны и управления наследственным имуществом, устанавливает состав и стоимость наследственного имущества, выясняет круг наследников, проверяет наличие завещания и немедленно сообщает полученную информацию дипломатическому представительству или консульскому учреждению государства, гражданином или подданным которого являлся умерший. Иностранные граждане независимо от места проживания могут наследовать после российского или иностранного гражданина все наследственное имущество на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации. Они обязаны представить нотариусу документы, исчерпывающий перечень которых содержится в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. Иностранный гражданин, проживающий вне территории России. считается принявшим наследство, если он в течение шестимесячного срока подаст заявление в посольство Российской Федерации за границей либо направит нотариусу заявление о принятии наследства лично, по почте или через своего представителя.

На основании международных договоров свидетельство о праве на наследство недвижимости, находящейся на территории Российской Федерации и принадлежащей на праве личной собственности иностранному гражданину, независимо от места его проживания, выдается нотариусом Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. В случае открытия наследства вне Российской Федерации свидетельство выдается нотариусом по месту нахождения недвижимого имущества.

Если умерший иностранный гражданин постоянно проживал к моменту смерти в России и имел имущество на ее территории, то при отсутствии международного договора с государством, гражданином которого был умерший, свидетельство о праве на наследство выдается российским нотариусом.

50. Принятие нотариусом документов, составленных за границей

Нотариус вправе свидетельствовать для доказательств, представляемых в суде или ином учреждении иностранного государства, подлинность подписи на документе, в котором гражданин подтверждает обстоятельства, удостоверение которых принадлежит государственным органам (например, время рождения, смерти, вступления в брак, нахождения в браке и т.д.).

При оформлении документов, предназначенных для действия за границей, нотариус должен разъяснить заинтересованным лицам, что на первичных документах, выданных уполномоченными на то органами (например, на свидетельстве о браке, о рождении и т.д.), проставляется апостиль (установленный Гаагской Конвенцией штамп, проставляемый на подлинном документе учреждением, выдавшим этот документ). Апостиль свидетельствует о том, что орган, выдавший документ, был вправе его выдать, и дальнейшей легализации этот документ уже не требует.

Все другие документы должны пройти легализацию. Для этого заинтересованному лицу следует представить нотариально удостоверенный документ для проставления апостиля в орган юстиции субъекта РФ или в отдел нотариата Министерства юстиции РФ для засвидетельствования подлинности подписи нотариуса, оформившего документ, а затем для легализации в консульскую службу Министерства иностранных дел РФ.

Нотариус уполномочен принимать документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, при условии их легализации органом Министерства иностранных дел РФ. Вышеуказанную легализацию документов проводят консулы Российской Федерации.

Акт консульской легализации имеет три основных последствия. Прежде всего, он представляет собой установление и засвидетельствование компетентным на это российским должностным лицом (консулом) подлинности подписей иностранных должностных лиц на документе или акте. Во-вторых, легализуя документ или акт, российский консул устанавливает и свидетельствует его соответствие законодательству соответствующего иностранного государства. В-третьих, посредством консульской легализации обеспечивается законность, а также интересы Российской Федерации и ее граждан.

Таким образом, консульская легализация дает нотариусу право принять соответствующий документ к рассмотрению, однако при этом нотариус все равно обязан соблюдать общие правила российского законодательства. В частности, нотариус должен проверить, соответствует ли легализованный документ требованиям закона.

Нотариус имеет право принять к рассмотрению не легализованные документы и акты, составленные с участием иностранных властей или от них исходящие, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами.

17 апреля 1991 г. Верховным Советом СССР было принято постановление № 2119-1 о присоединении СССР к Гаагской Конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, присоединилась к Гаагской Конвенции.

Единственным обязательным условием для удостоверения подлинности подписи, должности лица, подписавшего документ, подлинности печати является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

51. Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств

В международном договоре, в котором участвует Российская Федерация, может быть предусмотрено, что учреждения юстиции договаривающихся сторон совершают определенный вид нотариального действия. Обычно в международных договорах речь идет о нотариальных действиях, которые известны законодательству обеих сторон, и в этом случае ни для одной из них не возникает препятствий при осуществлении соответствующих норм договора. Однако в международном договоре может говориться о нотариальном действии, которое существует только в одном договаривающемся государстве. Так, международным договором может предусматриваться совершение нотариальных действий, не известных российскому нотариусу, например, вскрытие и оглашение завещания, составленного по форме, установленной иностранным законодательством. В этом случая нотариус оглашает содержание завещания и составляет протокол о его состоянии и содержании. В протоколе указываются дата и место его составления, дата удостоверения завещания, имя лица, представившего завещание, состояние документа. Протокол подписывается нотариусом и лицом, представившим завещание. Этим же лицом подписывается каждая страница завещания. Если же завещание хранилось у нотариуса в запечатанном виде, все вышеуказанные действия нотариус производит единолично. К протоколу о состоянии и содержании завещания прилагается засвидетельствованная его копия, а в зависимости от требований международного договора — могут прилагаться копия протокола и подлинник завещания. Указанные документы могут быть выданы заинтересованному лицу или высланы компетентному должностному лицу иностранного государства по правилам исполнения поручения.

Часть 2 ст. 109 Основ устанавливает, что вышеуказанные действия в Российской Федерации совершаются нотариусами. Следовательно, они не могут выполняться другими органами и должностными лицами, обладающими правом совершения нотариальных действий. Порядок совершения нотариальных действий, не известных в Российской Федерации, устанавливается Министерством юстиции РФ, так как российское законодательство не может содержать норм, исчерпывающе регулирующих порядок совершения всех известных в мире нотариальных действий.

Для развития сотрудничества с органами юстиции иностранных государств важную роль играет положение ст. 107 Основ, которая устанавливает, что порядок сношения нотариусов с иностранными органами юстиции определяется законодательством РФ и международными договорами. В договорах об оказании правовой помощи говорится о том, что учреждения юстиции одной стороны оказывают правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам учреждениям юстиции другой стороны, а также другим учреждениям по указанным выше делам. Как правило, объем правовой помощи, которую могут оказывать друг другу нотариусы договаривающихся государств, во всех договорах одинаков: это — выполнение просьб о вручении документов, о допросе свидетелей, о проведении экспертизы, о составлении и пересылке документов.

Форма и содержание поручения во всех договорах одинаковые. В поручении указывается: наименование запрашиваемого учреждения; наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь; имена и фамилии лиц, имеющих отношение к делу; их гражданство, занятие и место жительство и/или местопребывание; имена и фамилии представителей вышеупомянутых лиц; наименование вручаемого документа; содержание поручения; а также другие сведения, необходимые для его исполнения. Поручение подписывается компетентным лицом и скрепляется печатью. Для вручения все документы, подготавливаемые нотариусами по поручению органов иностранных государств, направляются в Министерство иностранных дел Российской Федерации через органы юстиции. Если нотариусу поступило письменное обращение от граждан и должностных лиц по вопросам справочного характера, то он может подготовить ответ и направить его адресату самостоятельно.

52. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств

В практике часто требуется, чтобы орган одного государства исследовал доказательство, находящееся на территории другого государства. Это возможно только в рамках сотрудничества между органами двух соответствующих государств, основывающегося на общепризнанных принципах международного публичного права.

В целях обеспечения доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств, российские нотариусы допрашивают свидетелей, производят осмотр письменных и вещественных доказательств, назначают экспертизу. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств, с одной стороны, существенно отличается от обеспечения доказательств до возникновения дела в российском суде, а с другой — имеет с этим последним действием отдельные черты сходства.

Отличие состоит в том. что доказательства, требующиеся для иностранного органа, могут быть обеспечены по просьбе обратившегося за совершением этого нотариального действия лица независимо от того, имеет ли оно основания опасаться, что представление доказательств станет впоследствии невозможным или затруднительным. Доказательство должно быть обеспечено, даже если такой опасности нет. Кроме того, доказательство, требующееся для ведения дела в иностранном органе, должно быть обеспечено, несмотря на то, что дело уже ведется в иностранном суде.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты