Становление и развитие современного нотариата в РФ

Так, в законе Нижегородской области ст.3 говорит о сроке пересдачи не ранее чем через шесть месяцев, после принятия решения квалификационной коммисией.. Ст.4 Основ закрепляет текст присяги нотариуса, но ч.3 статьи предусматривает возможность принятия республиками РФ иного текста присяги. В Ст.15 Основ позволяет нотариусу совершать определенные нотариальные действия в интересе физических (или юридических) лиц, но законодательством субъекта РФ может быть предусмотрено иное. В ст.19 Нижегородского закона у нотариуса существует возможность оказывать дополнительные правовые услуги клиентам в виде юридических консультаций, если это требуется по обстоятельствам дела. Закон даже устонавливает определенные тарифы на консультации в зависимости от её сложности. Количество вакансий на должность нотариуса в нотариальном округе согласно Основам - исходя из мнения органа юстиции субъекта совместно с мнением нотариальной палаты субъекта. В соответствии с общим правилом количество нотариусов в округе устанавливается из числа совершаемых нотариальных действий и количества населения округа.

3.Ценность нотариата для государства.

Наиболее афористично необходимость нотариата в гражданском обществе выразил Гегель, писавший: “Собственность покоится на договоре и на формальностях, делающих ее доказательной и правомерной”. Нотариат возник как институт гражданского общества, обеспечивающий защиту частной собственности и бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы любой страны, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно необходимы и востребованы обществом, в особенности в обществе с развитой экономикой и гражданским оборотом. Ценность института нотариата (латинского типа), как своеобразного компромисса между государством и обществом заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них же самих,без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, свободный нотариат позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России. Нотариат также может значительно разгрузить суды.

Статус нотариуса, речь о котором пойдет ниже, позволяет наделить его дополнительными полномочиями по удостоверению соглашений между субъектами различных правоотношений (может быть, за редкими исключениями), которые имели бы силу исполнительных документов. Надо отметить, что именно с учетом принципиальных законодательных изменений в статусе нотариуса и организации деятельности нотариата в целом Российская Федерация была принята в Международный союз латинского нотариата уже в 1995 году.

4.Возможности нотариата.

Нотариат может значительно разгрузиь судебную систему, которая в РФ уже сильно рагруженна. К примеру, стороны - кредитор и должник - могут прийти к соглашению о своих обязательствах друг перед другом, а также о том, что их принудительная реализация допускается без обращения в суд; достоверность и законность соглашения удостоверяется независимым и компетентным лицом, действующим по поручению государства, - нотариусом. Наличие такого соглашения дает все основания предполагать отсутствие спора о праве, что делает излишней судебную процедуру.

Определенные шаги в упрощении процессуального исполнения некоторых обязательств в Российской Федерации уже сделаны. Так, без обращения в суд допускается: взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их уплате (ст.100 Семейного кодекса, ст.7 Федерального закона "Об исполнительном производстве"); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (ст.349 ГК).

5. Коррупция и нотариат.

Если в нотариальной конторе очередь, вероятнее всего,в ней будет коррупция. Она будет играть роль средства сокращения временных издержек, а также как средство доступа к дефицитной услуге. Если нотариус ничего не делает для комфортности своего клиента, то коррупция неминуемо возникнет как средство повышения качества предоставляемых услуг. В результате развития нотариата конецформыначалоформырасширяится объем теневой экономики, нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Также замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, повышаются издержки ведения бизнеса, как за счет взяток, так и за счет несовершенства системы охраны прав предпринимателей. Снижение доверия агентов рынка в свою очередь ведет к замедлению деловой активности и замедлению экономического роста, закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения, а также дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества.[2] В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и бесполезности нотариата как института.          

6. Статус российского нотариуса.

Как было сказанно, нотариат в РФ бывает двух типов - государственный и часнопрактикующий (внебюджетный). У нотариусов также существует свой,особый,статус. Нотариус не является представителем государственной власти хотя и совершает нотариальные действия от имени РФ.

 В законодательстве установлены единые требования для занятия должности нотариуса. Независимо от того, в какой форме лицо, претендующее на занятие должности нотариуса, будет осуществлять нотариальную функцию - работать в государственной нотариальной конторе или заниматься частной практикой, оно должно отвечать следующим требованиям: иметь высшее юридическое образование; пройти стажировку на должности нотариуса в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой; сдать квалификационные экзамены и получить лицензию на право нотариальной деятельности. Порядок прохождения стажировки на должности нотариуса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой Положением о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Общий срок стажировки не может быть менее 6 месяцев. Единые требования со стороны государства к гражданам РФ при назначении на должность нотариуса проявляются в признании равенства прав и обязанностей при совершении нотариальных действий и в одинаковых последствиях нотариальных действий, совершенных нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе или занимающимся частной практикой. Следует подчеркнуть, что речь идет о равенстве прав и обязанностей нотариусов при совершении ими нотариальных действий, т.е. процессуальных по своей природе. Общий правовой статус нотариусов имеет различие, например, нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, нотариусы обладают различной компетенцией, несут различную имущественную ответственность. Нотариус, занимающийся частной практикой, является субъектом уголовной ответственности. Использование нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается вплоть до лишения свободы до 3 лет. Лицам прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью необходимо пройти квалификационную комиссию, которая образуется при органах юстиции РФ и её субъектов с участием представителей нотариальной палаты. Квалификационная комиссия принимает экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью. Экзамен cостоит из 105 теоретических вопросов теоретических вопросов на  которые должен ответить претендент на должность нотариуса. Представители Минюста могут принимать участие в работе любой квалификационной комиссии, а её решения могут быть обжалованы в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссии. Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, образуется при Минюсте РФ. Персональный состав комиссии формируется Министерством совместно с Федеральной нотариальной палатой на началах равенства. Комиссия создается сроком на три года в количестве восьми человек. В состав комиссии включаются нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее пяти лет, сотрудники Министерства и Палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы. Членом комиссии не может быть лицо, являющееся членом квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, или конкурсной комиссии, образуемой для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

7. Проблемы функционирования государственного  нотариата.


Согласно статистике к началу 90-х годов в стране было 4500 государственных нотариусов, в 92-м - не более 600. К 94 году в Санкт-Петербурге было лишь четыре государственных нотариуса, а к 95-му - в Москве их осталось менее тридцати[3]. К 98-му году 95% российских нотариусов были частными. В 99-му году в Москве и Московской области уже не осталось государственых нотариусов.  С 1 января 99-го по 31 мая 2000 г. количество частных нотариусов увеличилось с 468 до 659 человек[4]. В чем же причины столь стремительного падения численности государственного нотариата?

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах находятся на государственной службе и являются государственными служащими. Он имеет право на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения им государственных обязанностей. Иными словами, обязанность по обеспечению места и условий работника возлагается на работожателя в лице органа государственной власти, т.е. местного органа юстиции. Государственным нотариусом становятся в результате заключения трудового договора с органом юстиции субъекта. В соответствии со ст.14 Трудового кодекс орган юстиции от имени государства обязуется выплачивать заработную плату и выполнять иные условия трудового договора, в то время как работник в лице государственного нотариуса обязуется выполнять определенную работу. Государственный нотариат содержится за счет отчислений из федерального бюджета, а государственная пошлина, взимаемая за совершаемые нотариальные действия, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы перечисляется в доход государства. К примеру, заработная плата в Первой Государственной нотариальной конторе Санкт-Петербурга составляла к 2001 году 1800 руб. со всеми надбавками! А до введения в действие новой системы законодательства он насколько скупо финансировался, что не хватало денег даже на печатные машинки. Все эти факторы послужили для небывалого роста коррупции и взяточничества в государственных конторах. После начала нотариальной реформы государственные нотариусы начали злоупотреблять своими полномочиями. Нотариусам, не имевшим высшего профессионального юридического образования, в соответствии с законом лицензии на осуществление нотариальной деятельности не выдавались. В соответствии с п.5 Постановления ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" органы юстиции РФ были вправе продлевать с 13 марта 1993 года (т.е. момента вступления Основ в действие) трудовой договор на срок не более одного года. Приказ Минюста от 14.03.1994 N 19-01-46 "О продлении сроков трудовых договоров с нотариусами" установил такой порядок, что лица без высшего юридического образования оставались работать в государственных нотариальных конторах фактически до конца 2000 г, а на деле и дольше, пока после отмены этого приказа не закончились сроки трудовых договоров. В первые годы действия Основ на практике встречалось множество случаев наделения нотариуса такими полномочиями, которые не соответствуют формальным требованиям Закона. Местные органы Юстиции принимали на основании трудового договора работника на должность государственного нотариуса, и уже через некоторое время он являлся к работодателю, изъявляя желание заниматься частной нотариальной деятельностью. Через две недели он уже получал у органа Юстиции лицензию на осуществление частной нотариальной деятельности, и в соответствии в действующим тогда законодательством без конкурса и сдачи экзаменов назначался на должность и открывал свою контору, и зачастую в том же помещении, отведенному ему органом Юстиции. Для прекращения таких злоупотреблений Минюст РФ в своём инструктивном письме от 11 ноября 1994 года определил порядок сдачи квалификационного экзамена и сроки его сроки пересдачи. Порядок открытия и упразднения государственных нотариальных контор так и не изменился по сравнению с ранее действовавшим законодательством - в соответствии с распорядительными актами Минюста или по его поручению органами юстиции субъектов РФ. 

При этом должны учитываться обеспеченность населения в нотариальных услугах и требования Основ, устанавливающей общий порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса и определения их количества в нотариальном округе. В Московском нотариальном округе на сегодня уже не осталось государственных нотариальных контор и существует всего лишь одна вакансия на должность государственного нотариуса в городе Байконур (этот факт связан с особенностями строения нотариального округа). В соответствии со ст. 12 Основ должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Количество должностей нотариусов в нотариальной округе также определяется их совместным решением. При этом число нотариусов определяется безотносительно к их составу: государственных либо занимающихся частной практикой. Главное, чтобы оно не превышало общую численность нотариусов, установленных в данном округе. С 1993 года, в "переходный" период становления нотариата, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. "О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате" был установлен особый порядок занятия должности нотариуса, занимающегося частной практикой. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначался на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендации нотариальной палаты для занятия должности частного нотариуса не требовалось.

III. Будущее нотариата

1. Место и возможности Международного Союза Латинского Нотариата в развитии Российского нотариата.

С введением в действие Основ, нотариат стал соответствовать системе латинского нотариата, основанному на романо-германской системе права. Ещё в 1995 году мы вошли в Международный союз латинского Нотариата (далее - МСЛН). МСЛН - международная неправительственная организация, начавшая действовать с 1948 года в Буенос-Айресе по инициативе аргентинского нотарисуса Жозу Хосе Адриан Негри. Целями этой организации являются взаимодействие и координация деятельности национальных нотариальных организаций,распространение принипов и идей латинского нотариата, инициатив по его совершенствованию и стабильности.

В цели МСЛН также входит установление отношений с нотариатами на стадии их становления и с нотариусами стран, где отсутствует нотариальная организация, для сотрудничества в плане образования соответствующих структур и организаций, с нотариальными организациями, юридические системы которых, позволяют им принадлежать к латинскому Нотариату. Деятельность организации призвана помочь развитию нотариата и способствовать приданию единобразия законодательства о нотариате. В рамках МСЛН существуют различные Комиссии, которые осуществляют изучение деятельности различных национальных нотариальных систем. 





                                   Список использованной литературы.

1) Пономарев А.Ф. Исторические даты российского нотариата //Нотариальный вестникъ. 2002. №1. С. 48-49.

2) Медведев И.Г. Современный латинский нотариат // Нотариальный вестник, 2003 №2. С.51.

3) Роль нотариата в противодействии коррупции и теневой экономике // Доклад. М.: Региональный общественый фонд ИНДЕМ, 2003.

4) Черемных И.Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М.: ОКТБ, 1999.

5) Качалов В.И., Качалова О.В. Юридическая помощь в РФ. М.: Икф-Экмос, 1998.

6) Вергасова Р.И. Нотариат в России. М.: Юристъ, 2003.

7) Юшкова Е. Ю. Судебная практика по вопросам нотариальной деятельности / Федер.нотар.палата России, Центр.нотар.исслед.; Сост.Е.Ю.Юшкова, М.: Волтерс Клувер, 2004.

8) Гонгало Б.М. Настольная книга нотариуса : Учеб.-метод.пособие:В 2 т. / Гонгало Б.М.,Зайцева Т.И.,Крашенинников П.В.и др.;Федер.нотар.палата России.Центр нотар.исслед. М.: Волтерс Клувер, 2004.

9) Романовский Г.Б. Организация нотариата в России. М.: Приор, 2001.

10) Выменец С.П. Историко-правовые аспекты становления и развития института нотариата. Российский и международный опыт / Акад.обществ связей. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2000.

11) Аргунов В.Н. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Аргунов В.Н.,Власов Ю.Н.,Левшина В.М.и др.; Под ред.Аргунова В.Н. М.: Спарк, 1996.

12) Сотов П.В. Адвокатура и нотариат / Учеб.-практ.пособие. М.: Проспект, 1999.

13) Янкушевич И.П. Нотариат в России : (Учеб.пособие) / Рос.агенство по пат.и товар.знакам.Информ.-изд.центр М.: 1999.

14) Стешенко Л.А. Нотариат в Российской Федерации : Учеб.для вузов / Л.А.Стешенко,Т.М.Шамба М.: Норма:ИНФРА-М : ИНФРА-М, 2002.

15) Власов Ю.Н. Нотариат в Российской Федерации : Учеб.-метод.пособие / Ю.Н.Власов,В.В.Калинин М.: Юрайт:Пропаганда, 2002.

16) Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / В.С.Репин М.: Норма:ИНФРА-М : ИНФРА-М, 2001.

17) Валекса А.М. Частная нотариальная практика. М.: Деловой альянс, 1997.

























[1] Денисова Е.Э. М.: Проспект, 2003.

[2] Нотариальный вестникъ. 2002. №9. С. 46.


[3] Проблемы становления Российского нотариата.//Юрист. 1996 г.,№3,с.34.

[4] Нотариальный вестникъ.2000,№7,с.14.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты