Сущность и цели наказания в Российской Федерации

Эти требования позволяют полагать, что ограничение свободы может применяться только к трудоспособным граж­данам. Обоснованность же таких требований может быть объяснена обязательностью привлечения к труду осужден­ного к ограничению свободы как составной части данного вида уголовного наказания. Кроме того, такой вывод следует и из расположения ограничения свободы в системе уголов­ных наказаний (ст. 44 УК РФ), которые, как известно, распо­лагаются от менее строгих к более строгим. Если, как было показано выше, исправительные работы являются более мягким видом наказания и предполагают обязательный труд осужденных, то следовательно, ограничение свободы как более строгий вид наказания тем более должно предусмат­ривать обязательность труда осужденных.

   Такая нечеткая законодательная позиция в части при­нудительности труда при исполнении ограничения свободы создает известные трудности в более полном определении карательной составляющей этого вида наказания. Имея в виду сделанный выше вывод об обязательности труда осуж­денных к ограничению свободы, можно говорить о том, что кару при исполнении ограничения свободы представляют ог­раничения некоторых трудовых прав, а также ограничения в свободе передвижения. Определенное морально-психологи­ческое воздействие создает также обстановка надзора за ними. Соответственно специфической целью ограничения свободы как вида уголовного наказания, по моему мнению, является уменьшение объема некоторых трудовых прав осуж­денного, а также выбора места жительства по своему ус­мотрению, осуществляемые без изоляции осужденного от общества в период отбывания наказания.

    Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изо­ляции от общества (ст. 54 УК РФ). Как полагает А.В. Наумов, "арест есть своего рода напоминание преступнику о том, что значит уголовное наказание, что за этим видом наказания может последовать и длительное лишение свободы"1.

   Это вид наказания ранее был известен российскому уго­ловному праву. В настоящее время срок ареста может со­ставлять от одного до шести месяцев. Осужденный к аресту содержится в специальном учреждении уголовно-исполни-тельной системы - арестном доме, где предусматриваются условия достаточно жестких правоограничений, сопряжен­ных с лишением свободного передвижения, а также ограни­чением ряда гражданских прав и свобод. Многие исследова­тели говорят в связи с арестом как видом уголовного наказания о шоковом его воздействии на осужденного.

   Предполагается, что в результате кратковременного интенсивного карательного воздействия осужденный отка­жется от совершения преступлений в дальнейшем.

Следует также иметь в виду, что в настоящее время данный вид уголовного нака-зания не исполняется ввиду от­сутствия арестных домов, что, в свою очередь, объ-ясняется сложным экономическим положением в стране. Так, на ве­дение и функ-ционирование арестных домов требуется бо­лее тридцати двух миллиардов руб-лей, что, если иметь в виду практику финансирования уголовно-исполнительной системы России за последние годы, обеспечить представля­ется невозможным1.

В этой связи сроки реального исполнения ареста в Рос­сии остаются открытыми.

Судя по Особенной части УК РФ, арест должен приме­няться за совершение преступлений небольшой или сред­ней тяжести. Однако те карательные элементы, о которых говорилось выше, входят в противоречие с данным обстоя­тельством. Дело в том, что законодатель для ареста, как указывалось, предусматривает усло-вия строгой изоляции в то время как, например, для наказания в виде лишения свободы на определенный срок, которое является более строгим, в УК РФ о стро-гой изоляции ничего не говорится. Полагаю, что поскольку арест представляет собой менее строгое наказание, чем лишение свободы, то в уго­ловном законе не должно быть положений, указывающих на более жесткие условия содержания, чем при лишении сво­боды, то есть, другими словами говоря, необходимо исклю­чить упоминание о строгой изоляции. С указанными пред­ложениями определен-ным образом перекликается высказанное мнение о том, чтобы вообще исключить арест из перечня видов уголовных наказаний (наряду с ограниче­нием свободы), поскольку оно «не соответствует политике и целям уголовного наказания».2

  Таким образом, с учетом изложенного выше, можно определить специфическую цель ареста как вида уголовно­го наказания следующим образом: оказание на осужденного положительного психологического воздействия в условиях кратковременной изоляции от общества.

     Содержание в дисциплинарной воинской части является основным видом наказания, оно назначается военнослужа­щим, проходящим военную службу по призыву, а также воен­нослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если на мо­мент вынесения судом приговора они не отслужили установ­ленного законом срока службы по контракту (ст. 55 УК РФ).

   Уголовно-правовая сущность этого вида наказания зак­лючается в том, что осужденный принудительно направля­ется на определенный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть, в которой подвергается исправительному воздействую посредством специального режима содержа­ния, а также комплексом воспитательных мер.

  В юридической литературе отмечается достаточно вы­сокая эффективность дан-ного вида уголовного наказания. В частности, приводятся данные, согласно кото-рым содержа­ние в дисциплинарной воинской части применялось в после­дние годы примерно к половине всех осужденных военнослу­жащих срочной службы.1

Это дает возможность многим военнослужащим, совер­шившим воинские и общеуголовные преступления, не представляющие большой общественной опасности, отбывать наказание, одновременно выполняя обязанности военной службы.

  Однако у меня сложилась  несколько иная позиция. Полагаю, что этот вид наказания представляется во­обще излишним, не вписывающимся в логику пенализации общественно опасных деяний. Подробное рассмотрение этого вопроса выходит за рамки этого исследования. За­мечу лишь, что, на мой взгляд, для военнослужащих нака­заний в виде ареста и ограничений по военной службе (ст. 51 УК РФ) вполне достаточно для того, чтобы за опре­деленный круг воинских преступлений небольшой тяжести исполнять их по месту и в рамках военной службы. При этом срок наказания не должен превы­шать шести месяцев. Общественно опасное деяние, за ко­торое может быть назначен срок свыше 6 месяцев, должно наказываться обычным лишением свободы, а не содержа­нием в дисциплинарной воинской части, тем более что число таких осужденных сравнительно небольшое, и устройство для них специализированных заведений вряд ли оправдано. Непонятны также критерии, по которым законодатель вы­деляет для отбывания наказания до 2 лет именно катего­рию военнослужащих; в отношениях с государством по по­воду совершенного преступления они должны быть наравне со всеми остальными гражданами, что в большей мере бу­дет отвечать  принципам равенства граждан перед законом и справедливости  (ст.ст. 4, 6 УК РФ).

   Тем не менее, поскольку данный вид уголовного наказа­ния является реальнос-тью, представляется необходимым сформулировать для него специфическую цель. Таковой, на мой взгляд, является создание условий для осужденного, позволяющих сочетать отбывание наказания за совершенное преступление с прохождением воинской службы.

   Лишение свободы на определенный срок состоит в изо­ляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную коло­нию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (ст. 56 УК РФ).

  В уголовно-правовой и уголовно-исполнительной лите­ратуре достаточно много внимания уделяется данному виду наказания. В этой связи  сосредоточу свое внимание лишь на наиболее важных, на мой взгляд, проблемах, связан­ных с этим институтом. Прежде всего, обратим внимание на то обстоятельство, что в УК РФ 1996 г. по сравнению с УК РСФСР 1960 г. значительно увеличены сроки наказания. Те­перь лишение свободы на определенный срок может соста­вить 20 лет; в случае частичного или полного сложения сро­ков по совокупности преступлений - до 25 лет, а по совокупности приговоров - до 30 лет (ст. 56 УК РФ). По УК РСФСР 1960 г. максимальный срок лишения свободы состав­лял 15 лет, а по УК РСФСР 1922 и 1926 гг. - 10 лет. Таким образом, в наказании в виде лишения свободы в течение ны­нешнего века произошло существенное усиление каратель­ного аспекта.

    Это шаг законодательной практики был осуществлен вопреки устоявшимся теоретическим взглядам о нецелесо­образности установления длительных сроков лишения сво­боды и, напротив, целесообразности смягчения мер наказа­ния за счет снижения максимальных сроков лишения свободы1.

  Могу констатировать таким образом, что совре­менный институт лишения свободы в части установления пределов этого наказания в решающей степени предопреде­лен социально-криминогенной обстановкой российского об­щества, при которой государство пока не может предложить более эффективного практического средства воздействия на преступников.

  В действующем уголовном законодательстве число ста­тей, содержащих этот вид наказания, составляет 215, что намного превышает удельный вес других видов наказания. В этом смысле законодатель принял решение также вопреки настойчивым рекомендациям ученых и даже международ­ных форумов. Как отмечает С.В. Полубинская, «это гумани­стическое направление (т.е. применение наказаний, не свя­занных с лишением свободы) ... значительно уменьшает отрицательные последствия реального примене­ния лишения свободы и для осужденных, и для общества в целом, способствуя при этом реализации принципа неотвра­тимости ответственности»2.

    Общепризнанные доводы в пользу уменьшения практи­ки назначения лишения свободы заключались в том, что это позволяло легче приспосабливать осужденных к законопос­лушному образу жизни, не разрывать их полезные социальные связи, уменьшать количество осужденных в исправитель­ных учреждениях и тем самым снизить рецидив. Кроме того, реализация наказания без лишения свободы обходится госу­дарству (налогоплательщикам) значительно дешевле.

  Как представляется, предложения о сокращении применения института лишения свободы в качестве госу­дарственной карательной меры разрабатывались и основы­вались, образно говоря, в замкнутом уголовно-правовом и уголовно-исполнительном пространстве, без должного уче­та, а нередко и совершенно игнорируя  иные социальные яв­ления, так или иначе влияющие на принятие законодатель­ных решений. В этом смысле следует отметить недостаточную, на мой взгляд, связь с правом других наук, и прежде всего социологией, политологией, экономикой, занимающихся исследованием более обширных (чем науки уголовно-правового комплекса) проблем, касающихся всего об­щества в целом, стратегических направлений его развития, в то время как институт лишения свободы является лишь частью общественного бытия. С учетом содержания лишения свободы  полагаю, что специфической целью данного вида уголовного наказа­ния является ресоциализация осужденного.

   Пожизненное лишение свободы устанавливается толь­ко как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назна­чаться в случаях, когда суд сочтет возможным не приме­нять смертную казнь (ст. 57 УК РФ). По своему содержанию данный вид наказания практически не отличается от лише­ния свободы на определенный срок, не случайно, что в уголовно-исполнительном законодательстве вопросы, связан­ные с его исполнением, регулируются в разделе о лишении свободы на определенный срок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты