Военный прокурор

                                                      






ГЛАВА 3  “ Организация, формы и методы взаимодействия военного     

  прокурора с командованием и правоохранительными        

  органами “

Организация взаимодействия военного прокурора с командованием      

                        и правоохранительными органами.

 

Как и любая другая деятельность военного прокурора, организация       взаимодействия начинается с его планирования. План работы военной прокуратуры, в том числе и план организации и осуществления взаимодействия, как уже отмечалось выше - есть часть правовой основы деятельности военного прокурора. При планировании организации взаимодействия военный прокурор, на наш взгляд, должен спланировать его, разбив на три этапа :

· организация

· непосредственно осуществление

· окончание      

На первом этапе военный прокурор должен, исходя из анализа состояния законности в обслуживаемых военных прокуратурах, территориальной единицы в целом, указаний вышестоящих прокуроров выбрать ( установить ) конкретных субъектов взаимодействия, направление своей деятельности, по которому взаимодействие будет осуществляться, изучить материалы взаимодействия с этими субъектами или по этому направлению за прошедший период, определить возможные роли субъектов, момент начала взаимодействия, его форму и окончание. Кроме того, из анализа вышеизложенных документов, военный прокурор должен сделать выводы о положительных и отрицательных моментах осуществляемого взаимодействия и принять меры, соответственно, к закреплению и искоренению опыта предыдущего взаимодействия. Составив план взаимодействия, военный прокурор связывается с предполагаемыми субъектами, например с командиром войсковой части, и согласовывает с ним составленный план. Командир или иной субъект, в свою очередь дает ему оценку, вносит замечания и предложения, то есть корректирует совместную деятельность, либо представляет свой план осуществления взаимодействия. Если субъектов взаимодействия несколько, то для согласования своих действий они организуют координационное совещание, в ходе которого отрабатываются все этапы предстоящего взаимодействия.[36]   

Второй этап представляет собой непосредственно взаимодействие, то есть реализацию намеченной субъектами программы.

Третий этап предполагает под собой анализ, разбор проделанной работы, подведение итогов и обобщение полученных данных, а также выработку плана дальнейших совместных действий.

Однако, взаимодействие, как уже отмечалось выше, это непрерывный процесс и поэтому рассмотрение его как отдельно взятого явления противоречило бы его философской концепции. Поэтому выделенные этапы организации взаимодействия можно считать относительно условными. Это также подтверждается тем, что описанные выше этапы организации взаимодействия могут выступать как самостоятельные формы его осуществления и поэтому определять конкретный момент начала взаимодействия, а уж тем более его конца недопустимо, ибо в этом случае потеряется его смысл. Основным показателем непрерывности осуществления взаимодействия является обмен информацией между различными органами - субъектами. Являясь одновременно и формой взаимодействия и, проходя красной нитью через весь процесс его осуществления, он показывает непрерывность данного процесса и является одной из его характеристик.

Данный процесс может лишь расширяться, приобретая форму конкретного действия : прокурорской проверки, розыскного, следственного действия, либо сужаться до обмена информацией, но иссякнуть не может никогда. Поэтому графически его можно представить так :

 



               информация

 





 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что еще одним важным элементом процесса взаимодействия являются его формы.


                Формы взаимодействия


При определении понятия форм взаимодействия следует исходить из основополагающего, философского понимания формы, как связи и способа взаимодействия частей и элементов предмета и явления.[37] Такой подход позволяет рассмотреть формы взаимодействия как способ организации и осуществления взаимодействующими органами совместной деятельности по решению стоящих перед ними задач.

Как следует из данного определения, формы взаимодействия можно подразделить на 2 вида : во-первых - это формы организации взаимодействия, а   во-вторых - формы его осуществления.

Формы организации взаимодействия показывают, каким образом одна сторона побуждает другую сторону к выполнению тех действий, которые необходимы для нее на данном этапе. С учетом рассмотренных выше правовых основ взаимодействия и особенностей такого взаимодействия, к формам данного вида следует отнести, например, направление военным прокурором органу дознания отдельного поручения или указания по производству следственных и розыскных действий, привлечение других лиц к совместному рассмотрению выявленных нарушений и др.

Формы осуществления взаимодействия показывают, каким образом его участники решают стоящие перед ними задачи. Такими формами в рассматриваемом взаимодействии являются, например, оказание органом дознания содействия военной прокуратуре при производстве отдельных следственных действий, принятие незамедлительных мер к устранению выявленных в ходе проверки нарушений и др.

Кроме того, следует учитывать, что деятельность военного прокурора можно разделить на две группы :

процессуальную, то есть регламентированную уголовно - процессуальным кодексом  и надзорную, регламентированную законом Российской Федерации “ О прокуратуре Российской Федерации “ [38] Поэтому деятельность субъектов при взаимодействии может быть либо процессуальной, либо непроцессуальной ( организационной ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Его многообразие определяется многообразием форм осуществления взаимодействия между данными субъектами. Схематично данные отношения субъектов можно представить следующим образом : 

                         Формы взаимодействия

   Формы организации взаимодействия          Формы осуществления взаимодействия

     Процес -        Непроцессуальные                 Процес -        Непроцессуальные

     суальные       ( организационные )               суальные       ( организационные )                 




Необходимые контакты с командирами и указанными выше органами в пределах своей компетенции устанавливают и поддерживают все оперативные работники военной прокуратуры гарнизона. Организует и направляет всю эту работу военный прокурор, который непосредственно решает основные, наиболее важные ее вопросы. Он же согласно статье 9 Положения о Военной прокуратуре участвует в служебных совещаниях, организуемых соответствующим командованием, при обсуждении вопросов исполнения законов и воинских уставов, укрепления законности и воинской дисциплины, предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих. Важной обязанностью военного прокурора является участие в разработке командованием мер по решению этих задач.

Взаимодействие и контакты военной прокуратуры гарнизона с другими органами могут осуществляться :

· при участии в проведении проверок состояния воинской дисциплины и правопорядка непосредственно в воинских частях ;

· при выявлении преступных или иных нарушений законности, совершенных военнослужащими ;

· при проведении общенадзорных мероприятий ( проверки нарушений законности по сигналам и т.д. ) ;

· при расследовании конкретных уголовных дел ;

· при проведении предупредительных мероприятий, выявлении и устранении причин и условий возникновения правонарушения ;

· при проведении правовой пропаганды ;

· при организации открытых судебных процессов в присутствии личного состава ;

Деловые связи и взаимодействие предполагают взаимный обмен информацией о состоянии законности и дисциплины в частях и соединениях, согласование отдельных мероприятий по укреплению законности и правопорядка, совместное планирование и реализация намеченных мероприятий.

При определении и осуществлении совместных мероприятий военные прокуроры и следователи действуют, исходя из задач и функций военной прокуратуры, в пределах своих полномочий и свойственными им формами и методами, не вторгаясь в компетенцию других органов и не подменяя их. Вместе с тем военные прокуроры, надзирая за точным исполнением законов должны проявлять инициативу и активность в организации борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, всегда помнить, что укрепление законности и правопорядка - общее дело командования и органов военной юстиции, что успех этой работы, эффективность мероприятий самой прокуратуры во многом зависят от организованной и целенаправленной деятельности всех взаимодействующих органов.

В статьях 4 и 9 Положения о военной прокуратуре закреплены важные формы взаимодействия военных прокуроров и органов военного управления.

Одна из важнейших форм взаимодействия - взаимный обмен информацией о преступлениях и происшествиях, о состоянии законности, правопорядка и воинской дисциплины в обслуживаемых воинских частях, а также о состоянии дел в территориальных правоохранительных органах. [39]

Информация необходима военному прокурору для оперативного и надлежащего реагирования на нарушения законности. Поэтому военный прокурор должен постоянно обладать своевременной и объективной информацией. Постоянное поступление такой информации является одной из главных задач военного прокурора по правильной организации своей работы.[40]

Воинскими уставами, другими законодательными и ведомственными актами установлена обязанность определенных должностных лиц войсковых частей и учреждений уведомлять органы военной прокуратуры о совершенных преступлениях и происшествиях.

Помимо сообщений командования о преступлениях и происшествиях военно - прокурорские и следственные работники получают информацию о состоянии воинской дисциплины и правопорядка в обслуживаемых войсковых частях при личном контакте с командирами и другими должностными лицами, на совещаниях, собраниях, из донесений о состоянии воинской дисциплины и дисциплинарной практики, из писем, жалоб, заявлений, публикаций в печати и т.д. Значительная часть сигналов о нарушениях законности поступает в прокуратуру при расследовании уголовных дел и производстве проверок. Обширная информация по вопросам законности содержится в официальной учетной и отчетной документации, установленной для войсковых частей, учреждений, предприятий и организаций соответствующими приказами Министерства обороны Российской Федерации, директивами Генерального штаба и другими нормативными актами. Данные о нарушениях законности могут содержать следующие учетные и отчетные документы :

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты