Взаимодействие следователя и органа дознания

В зависимости от выполняемых задач создаются следующие виды СОГ:

1. Постоянно действующие или специально созда­ваемые для организации дежурства, направляемые для осмотра места  происшествия и раскрытия  преступле­ния по  горячим следам в течение суток.

2. Создаваемые на определенный, более длитель­ный, период времени для выполнения конкретной за­дачи (например,  для реализации данных,  полученных оперативно-розыскным путем, по конкретному проверочному материалу, уголовному делу), в период возбуждения уголовных дел и проведения по ним неотлож­ных следственных действий на первоначальном этапе расследования.

3. Создаваемые для раскрытия и расследования преступлений в течение всего производства по конкретному уголовному делу — от момента его возбужде­ния до окончания расследования.

4. Постоянно действующие, специализирующиеся на раскрытии и расследовании отдельных видов пре­ступлений.

5. Межрегиональные.[13]

Что же подразумевается под понятием следственно-оперативная группа?

Следственно-оперативная группа — это организационно-тактичес­кая форма совместной деятельности по раскрытию преступления, ее создание и функционирование предусматриваются ведомственными нормативными актами. Основные положения таких актов, регла­ментирующие процессуальные взаимо­отношения следователей и работников органов дознания, основаны на уголовно-процессуальном законе (ст. 38 УПК), ко­торый предусматривает право следовате­ля давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, оказании содейст­вия при производстве следственных дей­ствий и т.п.. Основные организационные моменты сводятся к следующему:

— создание СОГ допускается при не­обходимости раскрытия, как правило, тяжких и особо тяжких преступлений;

— создание СОГ возможно для реше­ния более узких задач (например, широ­комасштабного осмотра места происше­ствия, проведения серии параллельных обысков);

— согласно п. 4.3.1 приказа МВД Рос­сии № 334 (1996 г.) СОГ создается совме­стным решением руководителей следст­венного подразделения и органа дозна­ния и оформляется приказом начальни­ка соответствующего органа внутренних дел; если СОГ создается постановлением прокурора, то такое решение согласует­ся с начальником ОВД;

— руководителем СОГ назначается следователь, который принимает дело к своему производству.

Деятельность следст­венно-оперативных групп  долж­на происходить в уголовно-процессуальных рамках и подчиняться определенным общим условиям, характеризующим групповое расследование. Среди них можно обозначить следующие:

1. Законность, обоснованность и своевременность создания группы. По­нятия «сложность» или «большой объем уголовного дела» как основания ведения предварительного следствия группой сле­дователей (ст.163 УПК) характеризу­ются следующими признаками;

— возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших пре­ступление (совершение преступления группой), и его обстоятельствах, проверку которых необходимо провести одно­временно;

— поступление данных о сходных между собой преступлениях, имевших место на территории различных населен­ных пунктов, в связи с чем возникает срочная необходимость проверки версии о совершении их одними и теми же ли­цами;

— наличие в материалах дела боль­шого количества однородных «серий­ных», связанных между собой преступ­ных эпизодов, совершенных одним спо­собом, раздельное расследование кото­рых невозможно (мпогоэпизодность дела);

— необходимость одновременного проведения в короткий срок обширного ряда трудоемких организационных, след­ственных действий и оперативно-розы­скных мероприятий, которые предстоит выполнить в различных местах;

— необходимость одновременного расследования преступлений, совершен­ных на ряде крупных объектов, при от­сутствии возможности выделить само­стоятельные уголовные дела;

— установление в ходе расследова­ния уголовного дела наличия организо­ванной и тщательно законспирирован­ной устойчивой преступной группы;

— привлечение по делу большого числа обвиняемых, совместно совершив­ших одно или несколько преступлений;

— обширность территории, на кото­рой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться поруче­ниями о производстве следственных и иных действий;

— совершение преступлений (в це­лом или отдельных эпизодов) в условиях неочевидности, представляющих трудно­сти для их раскрытия и установления ви­новных лиц;

— необходимость проведения одно­родных следственных действий с много­численными свидетелями и потерпевши­ми;

— невозможность или затруднитель­ность раскрытия преступления без посто­янного оперативно-розыскного обеспе­чения деятельности следователя (следо­вателей).

Необходимость в создании группы может возникнуть как в момент возбуж­дения дела, так и на более поздних эта­пах расследования. Чем раньше создана группа, тем эффективнее используются ее силы: члены группы затрачивают ми­нимальное время на ознакомление с со­бранными исходными данными, легче справляются с объемом работы и прово­дят расследование полно и качественно, при этом не нарушая установленные за­коном сроки следствия и содержания об­виняемых под стражей.

Групповой метод должен применять­ся по мере необходимости: не только для расследования всего дела вплоть до его завершения, но и для одновременной проверки в начальный период значитель­ного числа версий о лицах, совершивших преступление, и его обстоятельствах или на заключительном этапе при необходи­мости предъявления обвинения большо­му числу обвиняемых, проведения их до­просов, ознакомления всех участников процесса с материалами дела.

Требование законности относится к обязательности ознакомления участни­ков процесса, со всем составом следственной группы, сотрудники каких бы ведомств, подразделений в нее ни входили. При создании след­ственно-оперативной группы участникам процесса необходимо объявлять только тот состав группы, который бу­дет непосредственно участвовать в про­изводстве следственных действий.

2. Определение состава группы, пре­делов ее полномочий. Надлежащий по­рядок создания группы и процессуаль­ное оформление изменений в ее составе.

Количество участников группы зави­сит от объема работы, квалификации со­трудников, размера и протяженности территории, па которой придется произ­водить расследование, необходимости и длительности активного оперативного обеспечения и т.п. Как бы ни был велик объем работы, создавать чрезмерно боль­шие следственно-оперативные группы не рекомендуется по причине сложности управления такими формированиями.

При комплектовании группы необхо­димо учитывать радиус се деятельности, кадровые возможности ОВД и подразде­лений других ведомств, практический опыт работы сотрудников в группах, их знания, специализацию, способность идти на деловой и психологический кон­такт, предварительное участие в форми­ровании материалов или расследовании этого дела и др.

Во внимание необходимо принимать и возможность участника группы полу­чить освобождение от работы в своем подразделении. Нужно стремиться к тому, чтобы следователи, входящие в группу, не привлекались для расследова­ния других уголовных дел, пока группа не завершит работу. Желательно, чтобы часть следователей, в том числе и руко­водитель группы, специализировались на расследовании именно этою вида пре­ступлений (например, экономических, преступлений несовершеннолетних, убийств). И чем сложнее дело, тем выше должна быть квалификация следователей.

При выборе руководителя группы необходимо учитывать его профессиона­лизм, опыт, организаторские способнос­ти, инициативность, специализацию, де­ловитость, умение идти на психологиче­ский контакт и ориентироваться в не­ординарных ситуациях.

Вне сомнения, что группа должна производить расследование только при надлежащем процессуальном оформле­нии ее полномочий.

Уголовно-процессуальное законода­тельство в ч. 1 ст. 163 УПК однозначно указывает, что решение о поручении рас­следования нескольким следователям фиксируется в постановлении о возбуж­дении дела или посредством вынесении отдельного постановления.

Следователь и орган дознания, хотя и полномочны возбудить уголовное дело, но не вправе принять решение о созда­нии следственной группы, что находится в исключительной компетенции прокуро­ра  и начальника следст­венного отдела (ч. 2 ст. 163 УПК).

Па практике в составе группы при расследовании уголовных дел  наблюдаются частые изменения. Происходят увеличение или уменьшение состава группы, передача дела по подследствен­ности, соединение или выделение дел, отпуска, болезни, командировки сотруд­ников и т.п. Такие изменения, даже если они касаются работников органа дозна­ния, по поручению следователей, произ­водящих отдельные следственные дейст­вия, должны доводиться до сведения уча­стников процесса и оформляться отдельным поста­новлением (приказом) вышестоящего руководителя или лица, создавшего следственно-оператив­ную группу.

Факт объявления участникам про­цесса состава следст­венно-оперативной группы (любых изме­нений в нем) должен фиксироваться либо в специальном протоколе, либо в конце соответствующего постановления от­дельной записью.

3. Принцип единоначалия и едино­личного производства следствия. Руко­водящая роль следователя, принявшего дело к производству.

Следователь, назна­ченный руководителем  следственно-оперативной группы, выно­сит постановление о принятии дела к про­изводству, перечисляя следователей и работников органа дознания — членов группы, независимо оттого, находилось оно к этому моменту в его производстве или производстве другого следователя.

Уголовно-процессуальное законода­тельство не содержит никаких ограниче­ний полномочий следователей — членов группы в зависимости от их роли в рас­следовании. Все следственные действия имеют одинаковые процессуальные по­следствия вне зависимости оттого, кто из группы их выполнит. Поэтому необходи­мо отметить специфическую черту реали­зации принципа единоличного ведения следствия в деятельности следственно-оперативной группы: на уровне правоотношений с обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями и т.п. каж­дый следователь действует единолично, неся полную персональную ответствен­ность за законность и качество всех про­изводимых им процессуальных действий, т.е. за часть общей работы, а также за уте­рю или повреждение вещественных до­казательств.

Расследование — процесс творчес­кий, причем не только для руководителя, но и для каждого следователя, входящего в группу. А значит, другие следователи не превращаются в безответных исполните­лей чужих решений, они обладают про­цессуальной самостоятельностью в объ­еме, указанном в ч. 5 ст. 163 УПК. По­скольку процессуальная самостоятель­ность означает личную ответственность, то эти следователи — члены группы не­сут персональную ответственность за вверенный участок работы. Любой следо­ватель, участвующий в расследовании, вправе иметь свое мнение и реализовы­вать его в порядке, указанном в процес­суальном законе, но лишь в части, каса­ющейся эпизодов преступной деятельно­сти и лиц, которыми он занимался.

Руководитель следст­венно-оперативной группы должен быть хорошим организатором, высококвали­фицированным следователем, должен специализироваться в той области, в ко­торой производится расследование, а также разбираться в оперативно-розыск­ной деятельности.

Принятие решений, определяющих направление и ход всего расследования, требует исследования и оценки всех до­казательств в их совокупности. Но на практике усилиями нескольких сле­дователей достигается такой приток ин­формации по делу, что один человек (ру­ководитель) не в состоянии ее проанали­зировать и принять верное решение. Кроме того, необходимо учитывать, что информация к руководителю поступает параллельно и по оперативному каналу — через оперативных уполномоченных. Слаженность в работе группы возможна лишь тогда, когда каждый следователь — член группы знает не только материалы, относящиеся к его участку работы, но и общее состояние расследования по делу. Для этого, а также для исключения дублирования в расследовании необходимо организовать информирование внутри группы. Средством получения информа­ции могут служить устные сообщения членов группы на оперативных совеща­ниях, различные схемы, графики с ука­занием преступных эпизодов, личной деятельности каждого обвиняемого, ко­личества похищенного и возвращенного законным владельцам, наличия доказа­тельств по каждому эпизоду и т.п. Разу­меется, ознакомление с организационны­ми и процессуальными материалами не заменяет непосредственного общения членов группы между собой и совместно­го обсуждения важных вопросов.

Практика личного ознакомления сле­дователя (как руководителя группы, так и рядового члена) с результатами опера­тивно-розыскной деятельности, имею­щими отношение и к возбуждаемым, и находящимся в производстве уголовным делам, во многом обеспечивает решение задачи объективного, полного и всесто­роннего исследования обстоятельств пре­ступления, его раскрытия, и не противо­речит нормам уголовно-процессуального закона.

Предоставление следователю воз­можности ознакомления с оперативно-розыскными материалами не означает нарушения интересов оперативно-розы­скной деятельности, так как отдельные данные о применении оперативно-розы­скных мер не подлежат разглашению, а следователю представляются только до­кументы, содержащие информацию, имеющую значение для раскрытия пре­ступления. Следователи, в том числе и руководитель группы, не вправе рекомен­довать наиболее, с их точки зрения, це­лесообразные приемы, средства и мето­ды  оперативно-розы­скной деятельности.

4. Планирование работы группы. Эффективность деятельности  следственно-оперативной груп­пы во многом зависит от ее планирова­ния. Единый план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий здесь является наиболее рациональным. По сложному уголовному делу уже при его возбуждении складывается общее представление о существе обстоятельств, подлежащих доказыванию и расследова­нию. Тщательное планирование позволя­ет наиболее согласованно проводить ком­плекс следственных действий, оперативно-розыскных мер, поисковых мероприя­тий, своевременно их корректировать, осуществлять контроль за их реализаци­ей. Действия оперативно-розыскного ха­рактера целесообразно указывать в об­щем плане (задача, срок, исполнитель) без расшифровки средств и методов ОРД. Использование совместного плана на первоначальном этапе расследования позволяет руководителю СОГ более эф­фективно организовывать работу всех членов группы.

Заключительный этап расследования связан с оформлением материалов дела. Здесь важна их систематизация, цель ко­торой — облегчить составление обвини­тельного заключения, предоставить воз­можность всем участникам процесса озна­комиться с материалами уголовного дела.[14]






















 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основной целью деятельности всех правоохранительных органов в целом, является успешная борьба с криминалом. И от того, как будет построено их взаимодействие, как эффективно и быстро будут раскрываться преступления зависит благополучие всего общества. Поэтому необходимо предпринимать, не откладывая на завтра, конкретные меры для координации деятельности этих органов.

В настоящее время взаимодействие различных служб в органах внутренних дел находится на недопустимо низком уровне. А ведь именно оно позволяет существенно увеличить эффективность работы не изменяя структуры и состава служб, и не расходуя средств на новое дорогостоящее оборудование, что особенно актуально в настоящее время. Очевидно, что если аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями и планами эффективность работы возрастет в несколько раз.

Взаимодействие должно осуществляться не как самоцель, а как метод для поиска новых путей в решении такой глобальной задачи, как улучшение криминогенной обстановки в России.










                              Использованная литература


1.   Конституция РФ

2.   Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001г.

3.  Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»

4. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии престу­плений», утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.

5. Временная инструкция «Об особенностях взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений криминальной милиции» », утверждена приказом МВД РФ № 215 от07.03.02 г.

6.  Смирнова И. С. Процессуальные и организационные основы деятельности следственных и следственно-оперативных групп.// Законодательство и практика, 2000, № 1(4)

7. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя.// Российский следователь, 2002, № 2    

 8. Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании преступлений.// Российский следователь, 2002, № 5

9.   Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 1983.                      10. Дербенев А. П. Взаимодействие  следователя и органа дознания при расследовании  преступлений-М., 1983.                                                          

11.Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика – М., 1992.

12. Чувилев А. А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с милицией- М., 1981.                                                                                     

13.  Взаимодействие Оперативных и следственных аппаратов ОВД. Лекция ОРД. РВШ МВД РФ 96 г.

14.   Советский Энциклопедический словарь. Издание 2. М., 1983.










[1] Советский энциклопедический словарь. Издание 2. М. 1983.

[2] Взаимодействие оперативных и следственных аппаратов ОВД. Лекция ОРД. РВШ МВД РФ 96г.

[3] Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.

[4] Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.

[5] Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.


[6] Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. М. 1983.

[7] Чувилев А. А. Взаимодействие следователя ОВД с милицией. М. 1981.

[8] Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. М. 1983.

[9] Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика – М.., 1992.

[10] Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность при расследовании преступлений. // Российский следователь. -2002. -№5


[11] Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.



[12] Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь.-2002.-№2

[13] Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность при расследовании преступлений. // Российский следователь. -2002. -№5

[14] И.С. Смирнова. Процессуальные и организационные основы деятельности следственных и следственно-оперативных групп.// Законодательство и практика.-2000. -№1(4)


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты