В зависимости от выполняемых задач создаются следующие виды СОГ:
1. Постоянно действующие или специально создаваемые для организации дежурства, направляемые для осмотра места происшествия и раскрытия преступления по горячим следам в течение суток.
2. Создаваемые на определенный, более длительный, период времени для выполнения конкретной задачи (например, для реализации данных, полученных оперативно-розыскным путем, по конкретному проверочному материалу, уголовному делу), в период возбуждения уголовных дел и проведения по ним неотложных следственных действий на первоначальном этапе расследования.
3. Создаваемые для раскрытия и расследования преступлений в течение всего производства по конкретному уголовному делу — от момента его возбуждения до окончания расследования.
4. Постоянно действующие, специализирующиеся на раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений.
5. Межрегиональные.[13]
Что же подразумевается под понятием следственно-оперативная группа?
Следственно-оперативная группа — это организационно-тактическая форма совместной деятельности по раскрытию преступления, ее создание и функционирование предусматриваются ведомственными нормативными актами. Основные положения таких актов, регламентирующие процессуальные взаимоотношения следователей и работников органов дознания, основаны на уголовно-процессуальном законе (ст. 38 УПК), который предусматривает право следователя давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, оказании содействия при производстве следственных действий и т.п.. Основные организационные моменты сводятся к следующему:
— создание СОГ допускается при необходимости раскрытия, как правило, тяжких и особо тяжких преступлений;
— создание СОГ возможно для решения более узких задач (например, широкомасштабного осмотра места происшествия, проведения серии параллельных обысков);
— согласно п. 4.3.1 приказа МВД России № 334 (1996 г.) СОГ создается совместным решением руководителей следственного подразделения и органа дознания и оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел; если СОГ создается постановлением прокурора, то такое решение согласуется с начальником ОВД;
— руководителем СОГ назначается следователь, который принимает дело к своему производству.
Деятельность следственно-оперативных групп должна происходить в уголовно-процессуальных рамках и подчиняться определенным общим условиям, характеризующим групповое расследование. Среди них можно обозначить следующие:
1. Законность, обоснованность и своевременность создания группы. Понятия «сложность» или «большой объем уголовного дела» как основания ведения предварительного следствия группой следователей (ст.163 УПК) характеризуются следующими признаками;
— возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших преступление (совершение преступления группой), и его обстоятельствах, проверку которых необходимо провести одновременно;
— поступление данных о сходных между собой преступлениях, имевших место на территории различных населенных пунктов, в связи с чем возникает срочная необходимость проверки версии о совершении их одними и теми же лицами;
— наличие в материалах дела большого количества однородных «серийных», связанных между собой преступных эпизодов, совершенных одним способом, раздельное расследование которых невозможно (мпогоэпизодность дела);
— необходимость одновременного проведения в короткий срок обширного ряда трудоемких организационных, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые предстоит выполнить в различных местах;
— необходимость одновременного расследования преступлений, совершенных на ряде крупных объектов, при отсутствии возможности выделить самостоятельные уголовные дела;
— установление в ходе расследования уголовного дела наличия организованной и тщательно законспирированной устойчивой преступной группы;
— привлечение по делу большого числа обвиняемых, совместно совершивших одно или несколько преступлений;
— обширность территории, на которой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться поручениями о производстве следственных и иных действий;
— совершение преступлений (в целом или отдельных эпизодов) в условиях неочевидности, представляющих трудности для их раскрытия и установления виновных лиц;
— необходимость проведения однородных следственных действий с многочисленными свидетелями и потерпевшими;
— невозможность или затруднительность раскрытия преступления без постоянного оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя (следователей).
Необходимость в создании группы может возникнуть как в момент возбуждения дела, так и на более поздних этапах расследования. Чем раньше создана группа, тем эффективнее используются ее силы: члены группы затрачивают минимальное время на ознакомление с собранными исходными данными, легче справляются с объемом работы и проводят расследование полно и качественно, при этом не нарушая установленные законом сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей.
Групповой метод должен применяться по мере необходимости: не только для расследования всего дела вплоть до его завершения, но и для одновременной проверки в начальный период значительного числа версий о лицах, совершивших преступление, и его обстоятельствах или на заключительном этапе при необходимости предъявления обвинения большому числу обвиняемых, проведения их допросов, ознакомления всех участников процесса с материалами дела.
Требование законности относится к обязательности ознакомления участников процесса, со всем составом следственной группы, сотрудники каких бы ведомств, подразделений в нее ни входили. При создании следственно-оперативной группы участникам процесса необходимо объявлять только тот состав группы, который будет непосредственно участвовать в производстве следственных действий.
2. Определение состава группы, пределов ее полномочий. Надлежащий порядок создания группы и процессуальное оформление изменений в ее составе.
Количество участников группы зависит от объема работы, квалификации сотрудников, размера и протяженности территории, па которой придется производить расследование, необходимости и длительности активного оперативного обеспечения и т.п. Как бы ни был велик объем работы, создавать чрезмерно большие следственно-оперативные группы не рекомендуется по причине сложности управления такими формированиями.
При комплектовании группы необходимо учитывать радиус се деятельности, кадровые возможности ОВД и подразделений других ведомств, практический опыт работы сотрудников в группах, их знания, специализацию, способность идти на деловой и психологический контакт, предварительное участие в формировании материалов или расследовании этого дела и др.
Во внимание необходимо принимать и возможность участника группы получить освобождение от работы в своем подразделении. Нужно стремиться к тому, чтобы следователи, входящие в группу, не привлекались для расследования других уголовных дел, пока группа не завершит работу. Желательно, чтобы часть следователей, в том числе и руководитель группы, специализировались на расследовании именно этою вида преступлений (например, экономических, преступлений несовершеннолетних, убийств). И чем сложнее дело, тем выше должна быть квалификация следователей.
При выборе руководителя группы необходимо учитывать его профессионализм, опыт, организаторские способности, инициативность, специализацию, деловитость, умение идти на психологический контакт и ориентироваться в неординарных ситуациях.
Вне сомнения, что группа должна производить расследование только при надлежащем процессуальном оформлении ее полномочий.
Уголовно-процессуальное законодательство в ч. 1 ст. 163 УПК однозначно указывает, что решение о поручении расследования нескольким следователям фиксируется в постановлении о возбуждении дела или посредством вынесении отдельного постановления.
Следователь и орган дознания, хотя и полномочны возбудить уголовное дело, но не вправе принять решение о создании следственной группы, что находится в исключительной компетенции прокурора и начальника следственного отдела (ч. 2 ст. 163 УПК).
Па практике в составе группы при расследовании уголовных дел наблюдаются частые изменения. Происходят увеличение или уменьшение состава группы, передача дела по подследственности, соединение или выделение дел, отпуска, болезни, командировки сотрудников и т.п. Такие изменения, даже если они касаются работников органа дознания, по поручению следователей, производящих отдельные следственные действия, должны доводиться до сведения участников процесса и оформляться отдельным постановлением (приказом) вышестоящего руководителя или лица, создавшего следственно-оперативную группу.
Факт объявления участникам процесса состава следственно-оперативной группы (любых изменений в нем) должен фиксироваться либо в специальном протоколе, либо в конце соответствующего постановления отдельной записью.
3. Принцип единоначалия и единоличного производства следствия. Руководящая роль следователя, принявшего дело к производству.
Следователь, назначенный руководителем следственно-оперативной группы, выносит постановление о принятии дела к производству, перечисляя следователей и работников органа дознания — членов группы, независимо оттого, находилось оно к этому моменту в его производстве или производстве другого следователя.
Уголовно-процессуальное законодательство не содержит никаких ограничений полномочий следователей — членов группы в зависимости от их роли в расследовании. Все следственные действия имеют одинаковые процессуальные последствия вне зависимости оттого, кто из группы их выполнит. Поэтому необходимо отметить специфическую черту реализации принципа единоличного ведения следствия в деятельности следственно-оперативной группы: на уровне правоотношений с обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями и т.п. каждый следователь действует единолично, неся полную персональную ответственность за законность и качество всех производимых им процессуальных действий, т.е. за часть общей работы, а также за утерю или повреждение вещественных доказательств.
Расследование — процесс творческий, причем не только для руководителя, но и для каждого следователя, входящего в группу. А значит, другие следователи не превращаются в безответных исполнителей чужих решений, они обладают процессуальной самостоятельностью в объеме, указанном в ч. 5 ст. 163 УПК. Поскольку процессуальная самостоятельность означает личную ответственность, то эти следователи — члены группы несут персональную ответственность за вверенный участок работы. Любой следователь, участвующий в расследовании, вправе иметь свое мнение и реализовывать его в порядке, указанном в процессуальном законе, но лишь в части, касающейся эпизодов преступной деятельности и лиц, которыми он занимался.
Руководитель следственно-оперативной группы должен быть хорошим организатором, высококвалифицированным следователем, должен специализироваться в той области, в которой производится расследование, а также разбираться в оперативно-розыскной деятельности.
Принятие решений, определяющих направление и ход всего расследования, требует исследования и оценки всех доказательств в их совокупности. Но на практике усилиями нескольких следователей достигается такой приток информации по делу, что один человек (руководитель) не в состоянии ее проанализировать и принять верное решение. Кроме того, необходимо учитывать, что информация к руководителю поступает параллельно и по оперативному каналу — через оперативных уполномоченных. Слаженность в работе группы возможна лишь тогда, когда каждый следователь — член группы знает не только материалы, относящиеся к его участку работы, но и общее состояние расследования по делу. Для этого, а также для исключения дублирования в расследовании необходимо организовать информирование внутри группы. Средством получения информации могут служить устные сообщения членов группы на оперативных совещаниях, различные схемы, графики с указанием преступных эпизодов, личной деятельности каждого обвиняемого, количества похищенного и возвращенного законным владельцам, наличия доказательств по каждому эпизоду и т.п. Разумеется, ознакомление с организационными и процессуальными материалами не заменяет непосредственного общения членов группы между собой и совместного обсуждения важных вопросов.
Практика личного ознакомления следователя (как руководителя группы, так и рядового члена) с результатами оперативно-розыскной деятельности, имеющими отношение и к возбуждаемым, и находящимся в производстве уголовным делам, во многом обеспечивает решение задачи объективного, полного и всестороннего исследования обстоятельств преступления, его раскрытия, и не противоречит нормам уголовно-процессуального закона.
Предоставление следователю возможности ознакомления с оперативно-розыскными материалами не означает нарушения интересов оперативно-розыскной деятельности, так как отдельные данные о применении оперативно-розыскных мер не подлежат разглашению, а следователю представляются только документы, содержащие информацию, имеющую значение для раскрытия преступления. Следователи, в том числе и руководитель группы, не вправе рекомендовать наиболее, с их точки зрения, целесообразные приемы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности.
4. Планирование работы группы. Эффективность деятельности следственно-оперативной группы во многом зависит от ее планирования. Единый план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий здесь является наиболее рациональным. По сложному уголовному делу уже при его возбуждении складывается общее представление о существе обстоятельств, подлежащих доказыванию и расследованию. Тщательное планирование позволяет наиболее согласованно проводить комплекс следственных действий, оперативно-розыскных мер, поисковых мероприятий, своевременно их корректировать, осуществлять контроль за их реализацией. Действия оперативно-розыскного характера целесообразно указывать в общем плане (задача, срок, исполнитель) без расшифровки средств и методов ОРД. Использование совместного плана на первоначальном этапе расследования позволяет руководителю СОГ более эффективно организовывать работу всех членов группы.
Заключительный этап расследования связан с оформлением материалов дела. Здесь важна их систематизация, цель которой — облегчить составление обвинительного заключения, предоставить возможность всем участникам процесса ознакомиться с материалами уголовного дела.[14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной целью деятельности всех правоохранительных органов в целом, является успешная борьба с криминалом. И от того, как будет построено их взаимодействие, как эффективно и быстро будут раскрываться преступления зависит благополучие всего общества. Поэтому необходимо предпринимать, не откладывая на завтра, конкретные меры для координации деятельности этих органов.
В настоящее время взаимодействие различных служб в органах внутренних дел находится на недопустимо низком уровне. А ведь именно оно позволяет существенно увеличить эффективность работы не изменяя структуры и состава служб, и не расходуя средств на новое дорогостоящее оборудование, что особенно актуально в настоящее время. Очевидно, что если аппараты МВД перестанут представлять собой отдельные службы, а станут единой системой, объединенной едиными целями и задачами, едиными мероприятиями и планами эффективность работы возрастет в несколько раз.
Взаимодействие должно осуществляться не как самоцель, а как метод для поиска новых путей в решении такой глобальной задачи, как улучшение криминогенной обстановки в России.
Использованная литература
1. Конституция РФ
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2001г.
3. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»
4. Инструкция «По организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений», утверждена приказом МВД РФ № 334 от 20.06.96 г.
5. Временная инструкция «Об особенностях взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных подразделений криминальной милиции» », утверждена приказом МВД РФ № 215 от07.03.02 г.
6. Смирнова И. С. Процессуальные и организационные основы деятельности следственных и следственно-оперативных групп.// Законодательство и практика, 2000, № 1(4)
7. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя.// Российский следователь, 2002, № 2
8. Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании преступлений.// Российский следователь, 2002, № 5
9. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 1983. 10. Дербенев А. П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений-М., 1983.
11.Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика – М., 1992.
12. Чувилев А. А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с милицией- М., 1981.
13. Взаимодействие Оперативных и следственных аппаратов ОВД. Лекция ОРД. РВШ МВД РФ 96 г.
14. Советский Энциклопедический словарь. Издание 2. М., 1983.
[1] Советский энциклопедический словарь. Издание 2. М. 1983.
[2] Взаимодействие оперативных и следственных аппаратов ОВД. Лекция ОРД. РВШ МВД РФ 96г.
[3] Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.
[4] Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.
[5] Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.
[6] Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. М. 1983.
[7] Чувилев А. А. Взаимодействие следователя ОВД с милицией. М. 1981.
[8] Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. М. 1983.
[9] Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика – М.., 1992.
[10] Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность при расследовании преступлений. // Российский следователь. -2002. -№5
[11] Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983.
[12] Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь.-2002.-№2
[13] Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность при расследовании преступлений. // Российский следователь. -2002. -№5
[14] И.С. Смирнова. Процессуальные и организационные основы деятельности следственных и следственно-оперативных групп.// Законодательство и практика.-2000. -№1(4)