- расходы на туризм составили в 1990 г. – 200 руб., 1999 г. – 1000 руб.
Цифры свидетельствуют: в Хакасии число ночевок с 1990-1999 гг. возросло с 20 до 67 тыс., то есть в 3,3 раза. О замедлении роста в 90-е годы сигнализирует такой показатель, как интенсивность туризма по Хакасии увеличилось с 76% до 83%, всего на 7%.
Одним из путей выхода туристского комплекса «Дружба» из кризиса – это оптимизация производственного процесса пути кооперации – горизонтального интегрирования предприятий, например, в форме делегирования независимыми предприятиями части своих хозяйствующих функций учрежденному ими центральному органу-союзу, объединению. Предприятия-учредители сохраняют свою самостоятельность и свободу предпринимательской деятельности. Среди возможных форм кооперации в гостиничном хозяйстве можно назвать следующие:
- обмен опытом;
- исследование рынка;
- реклама;
- инвестиционная деятельность;
- подготовка и переподготовка кадров;
- централизованное снабжение и сбыт;
- создание единых автоматизированных систем бронирования мест.
3.1. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, УСЛУГ
Краткая характеристика предприятия ЗАО Абаканский т/к «Дружба».
1) Основной вид деятельности – туризм (имеется лицензия на международный туризм).
2) Предприятие реализуется сформированные им туристско-экскурсионные путевки через сеть турагенств, а также непосредственно населению.
3) Среднесписочная численность работающих – 128 чел.
4) Количество сформированных за год туристско-экскурсионных путевок –
25870 шт. в отчетном периоде в натуральных единицах.
5) Реализовано туристско-экскурсионных путевок в отчетном периоде в натуральных единицах – 20700 шт.
6) Выручка от реализации туристско-экскурсионных путевок – 3104658 руб. (без НДС).
7) Расходы основного производства по формированию туристско- экскурсионных путевок в – 3275307 руб. отчетном периоде.
8) Общепроизводственные расходы в отчетном периоде – 1200000 руб.
9) Общехозяйственные периоде – 960000 руб.
На основе этих данных проводится сравнение между расчетом себестоимости туристско-экскурсионных путевок традиционным способом и способом «директ-костинг»[20].
Таблица 3.1.
|Традиционным способом |Способом «директ-костинг» |
|Прямые расходы = 3275307 руб. |Условно-переменные расходы = |
| |3275307+1200000=4475307 руб. |
|Косвенные расходы = 2160000 руб. |Условно-постоянные расходы = 960000 |
| |руб. |
|Формирование полной себестоимости |Формирование сокращенной |
|туристско-экскурсионных путевок |себестоимости |
|отчетного периода = |туристско-экскурсионных путевок |
|3275307+2160000=5435307 руб. |отчетного периода = 4475307 руб. |
|Расчет себестоимости одной |Расчет себестоимости одной |
|туристско-экскурсионной путевки |туристско-экскурсионной путевки |
|отчетного периода = |отчетного периода = |
|5435307/25870=210 руб. (шт.) |44675307/25870=173 руб. (шт.) |
Расчет себестоимости туристско-экскурсионных путевок:
1) относимой на реализацию продукции в отчетном периоде:
|Традиционным способом |Способом «директ-костинг» |
|5435307/25870*20700=4349085 руб. |4475307/25870*20700=3580937 руб. |
2) относимой на остаток готовой продукции на конец отчетного периода:
|Традиционным способом |Способом «директ-костинг» |
|5435307-4349085=1086222 руб. |4475307-3580937=894370 руб. |
Таким образом, выбор предприятием т/к «Дружба» рассмотренных выше альтернативных способов учета позволит ему снизить себестоимость туристско- экскурсионных путевок.
Резервы снижения затрат.
Если обратиться к строке 020 формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», то
можно констатировать, что себестоимость реализации продукции, услуг в целом
по предприятию в сравнении с прошлым годом увеличилось в 1,8 раз
(приложение 2). Необходимо провести анализ и выявить резервы снижения
себестоимости (таблица 3.2).
Таблица 3.2
Факторный анализ себестоимости туристских услуг за 1999 г.
|Показатели |Отчетный |Прошлый год, |Отклонение |Темп роста, %|
| |период, руб. |руб. |(+/-) | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Материальные |496030 |153997 |+342033 |3,2 |
|затраты | | | | |
|Затраты на |910807 |1093075 |-182268 |0,8 |
|оплату труда | | | | |
| | | | | |
|Отчисления на |348812 |371726 |-22914 |0,9 |
|социальные | | | | |
|нужды | | | | |
|Амортизация |310404 |358659 |-48255 |0,8 |
|основных | | | | |
|средств | | | | |
|Прочие затраты |2936743 |551701 |+2385042 |5,3 |
|Итого: |4975796 |2529158 |+2446638 | |
С помощью многофакторной модели определяю уровень издержек производства:
У структурных сдвигов = [pic], где [pic]
(доли издержек)
У постоянного состава = [pic]
У переменного состава = [pic]
|Показатель |Затраты |Доля |
| |Отчетный |Прошлый |Отчетный |Прошлый |
| |период |год |период |год |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Затраты на оплату труда, руб.|910807 |1093075 |0,58 |0,6 |
|Отчисления на социальные |348812 |371726 |0,22 |0,2 |
|нужды, руб. | | | | |
|Амортизация основных средств,|310404 |358659 |0,2 |0,2 |
|руб. | | | | |
|Итого: |1570023 |1822860 | | |
Y стр. сдвигов=[pic]
В абсолютном выражении:
[pic] руб.
Y пост. сост.=[pic]
В абсолютном выражении:
[pic] руб.
Y перем. сдвигов=[pic]
В абсолютном выражении:
[pic] руб.
Аналитическое исследование показало, что в отчетном периоде по сравнению с базисным в среднем снизилась себестоимость на 1,8% из-за уменьшения доли отчислений на социальные нужды, что в абсолютном выражении составляет 14427 рублей.
В среднем издержки производства в целом по предприятию уменьшились на
15,3% из-за снижения затрат на оплату труда, что в абсолютном выражении
равно 120407,5 рублей.
Увеличение обобщающего показателя не перекрывает более высоких издержек производства.
В результате уменьшилась себестоимость тур продукта на 17%, что в абсолютном выражении составляет 134834,5 рублей.
Увеличение материальных затрат в абсолютном выражении не является резервом снижения себестоимости, так как выручка от реализации продукции, услуг увеличилась в 4,9 раза (4600232 рубля), а значит отдача от вложенных затрат также увеличится.
Увеличение прочих затрат является источником резерва снижения производительности, так как их объем резко возрос в 5 раз.
3.2. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
На сегодняшний день т/к «Дружба» имеет очень большие затраты, связанные с эксплуатацией и содержанием здания Ресторана. Предлагается для снижения этих затрат изменить батарейное отопление в ресторане на бойлерную установку, что существенно уменьшит расходы (таблица 3.3).
Таблица 3.3.
Сравнительная характеристика замены старого
Оборудования на бойлерную установку
|Затраты |Существующее |Предполагаемое к |
| |оборудование |приобретению |
| | |оборудование |
|1 |2 |3 |
|Содержание оборудования|33000 |15000 |
|Энергия |25000 |40000 |
|Налоги и страхование |200000 |150000 |
|Общая итоговая сумма |258000 |205000 |
Сравнения показывают, что при использовании предлагаемого приобретения оборудования получится годовая экономия производственных затрат в сумме 47 тысяч рублей.
На данный момент т/к «Дружба» имеет свободные площади, которые можно использовать в качестве аренды. Также имеются складские помещения, не нашедшие своего применения.
Общество полностью не использует возможности реального получения прибыли.
Так как это не только туристский комплекс, но и гостиница, необходим полный перечень услуг: химчистка, прачечная, фотосалон, ателье, спортивный зал, сауна, комната отдыха.
Работа с юридическими лицами и предпринимателями должна приносить
прибыли при заключении договора-аренды гостиничного номера для офиса
(приложение 4).
Нужно отработать некоторые нюансы:
- при краткосрочной аренде 1 м2=84 рубля, гостиничный номер для офиса
13 м2-1092 рубля, за три месяца прибыль составит 3276 рублей. В арендную плату не входит текущий ремонт арендуемого помещения;
- внести изменения в раздел IV «порядок расчетов» в пункт 2: коммунальные услуги, эксплуатационные расходы, центральное отопление оплачивает арендатор, и которые не входят в стоимость арендной платы;
- при долгосрочной аренде можно предоставлять скидки в размере 5% за
1 м2. Обществу выгодно иметь отношения с постоянными надежными клиентами, которые своевременно вносят плату за арендуемые помещения.
Структура поступлений от сдачи в аренду свободного помещения выглядит следующим образом:
- плата за предоставляемые номера – 2520 тыс. руб. в год;
- аренда офисов – 500 тыс. руб. в год;
- аренда складов (45 руб. 1 м2) – 70 тыс. руб. в год;
- дополнительные доходы за счет инициативных т/к «Дружба» видов бизнеса (ресторан, бар, бизнес-центр) – 1600 тыс. руб. в год.
Для уменьшения хозяйственных расходов предлагается начинать
отопительный сезон не с 1 октября, а с 1 ноября и заканчивать подачу тепла
1 апреля (на примере гостиницы «Абакан»).
Используя среднюю хронологическую можно определить сколько т/к
«Дружба» сэкономит (приложение 5).
Xхрон=[pic] руб. (за ноябрь)
Сэкономленные 16200 рублей будут расходованы на приобретение комплексной компьютерной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе рассмотренных выше данных можно дать такую оценку влияния факторов на финансовое состояние имущества т/к «Дружба».
За отчетный период имущество т/к «Дружба» увеличилось на 4319 тысяч рублей, составив в конце периода 36111 тысяч рублей.
Данное изменение на 2,4% обусловлено увеличением основных средств. В
конце периода удельный вес основных средств в имуществе предприятия
увеличился на 23% и составил 85,7%, а удельный вес запасов уменьшился на
0,3%, составив 0,1%. На 0,01% уменьшился к концу отчетного периода удельный
вес дебиторской задолженности, равнявшейся к концу периода 0,09%.
Увеличение имущества т/к «Дружбы» 4319 тысяч рублей было обеспечено
ростом собственных средств на 11,7%. Для эффективности использования
имущества т/к «Дружба» предлагается эффективная затратная политика.
Разработанная затратная политика содержит управление затратами и
себестоимостью продукции, услуг т/к «Дружба», она носит комплексный
характер и предусматривает решение вопросов формирования издержек
производства и себестоимости, выявление и практическое использование
резервов экономии затрат и снижение себестоимости, осуществление контроля
за состоянием и характером изменений фактической себестоимости.
Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики предприятия. Расчет себестоимости туристских путевок способом «директ- костинг» позволит т/к «Дружба» снизить себестоимость путевок на 960 тыс. рублей.
Факторный анализ себестоимости туристских услуг за 1999 год показал, что увеличение материальных затрат в 3,2 раза не является резервом снижения себестоимости, так как выручка от реализации продукции, услуг тоже увеличилась в 4,9 раза, а значит отдача от вложенных затрат тоже увеличится. Увеличение прочих затрат является источником резервом снижения производительности, так как их объем резко возрос в 5 раз. Резервами снижения себестоимости являются затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств. В результате уменьшится себестоимость турпродукта на 17%.
Для уменьшения затрат, связанных с эксплуатацией и содержанием здания
Ресторана, предлагается заменить батарейное отопление на бойлерную
установку, что существенно уменьшит расходы на 47 тыс. рублей.
На примере гостиницы «Абакан» можно предложить начинать отопительный сезон на месяц раньше и заканчивать подачу тепла на месяц позже. В результате т/к «Дружба» сэкономит за 2 месяца 32 тыс. рублей. На эти деньги т/к «Дружба» приобретет комплексную компьютерную систему.
Все вышеперечисленные мероприятия помогут т/к «Дружба» финансово- хозяйственную деятельность.
Сохраняется перспектива развития внутреннего и въездного туризма в
Хакасию с привлечением клиентов ближайших регионов и из-за рубежа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 01.06.95 г. №661 О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятий пищевой промышленности/Под ред. Салопенко М.И. – М.: Агропромиздат, 1988.
3. Анализ хозяйственной деятельности/Под ред. Белобжедский И.А.,
Белобородова В.А. – М.: Финансы и статистика, 1985.
4. Артеминко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: ДИС, НГАЭиУ,
1997.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1996.
6. Белобжедский И.А. Имущество предприятия: учет и аудит//Бухгалтерский учет. – 1993. - №6. – с.36.
7. Ветров А.А. Баланс: Оценка хозяйственного потенциала предприятия//Бухгалтерский учет. – 1992. - №6. – с.12.
8. Гостиничный и туристический бизнес/Под ред. Чудновского А.Д. – М.?
Тандем, 1999.
9. Деркач Д.И. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Статистика, 1975.
10. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.:
Бизнес-школа, 1994.
11. Ефимова О.В. Анализ финансовой устойчивости//Бухгалтерский учет. –
1993. - №9. – с.22.
12. Ефимова О.В. Анализ оборачиваемости текущих активов//Бухгалтерский учет. – 1993. - №11. – с.9.
13. Ефимова О.В. Анализ финансовых результатов и эффективности использования имущества//Бухгалтерский учет. – 1994. - №1. – с.22.
14. Иминдер Д.И. Анализ хозяйственной деятельности в общественном питании.
– М.: Экономика, 1985.
15. Ильянкова С.Д., Ильянкова Е.Д. Факторный индексный анализ финансовых показателей фирмы//Финансы. – 1998. - №7. – с.56.
16. Котов А.И. Оценка имущества предприятий//Бухгалтерский учет. – 1995. -
№8. – с.41.
17. Методика экономического анализа деятельности производственного объединения/Под ред. Бужинского А.И., Шеремет А.Д. – М.: Финансы, 1978.
18. Методика экономического объединения/Под ред. Емельянова С.А., Миненко
Н.Д., 1978.
19. Морозова Т.В. Методы оценки имущества предприятия//Бухгалтерский учет.
– 1995. - №3. – с.46.
20. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.:
Аудит, ЮНИТИ, 1997.
21. Рыбина В.И. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы, 1980.
22. Рябикин В.И., Куприенко А.Н. Оценка и учет имущества приватизируемых предприятий в условиях инфляции//Бухгалтерский учет. – 1992. - №7. – с.8.
23. Севрук М.А. Экономический анализ в условиях самостоятельности предприятий. – М.: Финансы и статистика, 1989.
24. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-
М, 1996.
25. Экономический анализ деятельности промышленных предприятий и объединений. – М.: Мысль, 1980.
26. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений/Под ред. Барнгольц С.Б., Тация Г.М. – М.: Финансы и статистика, 1986.
27. Янкин В.Г. Финансово-хозяйственная деятельность предприятий: Методика анализа. – М.: Финансы и статистика, 1986.
-----------------------
[1] Янкин В.Г. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия: Методика
анализа. – М.: Финансы и статистика, 1986.
[2] Теория экономического анализа/Под ред. Баканова М.И., Шеремета А.Д. –
М.: Финансы и статистика, 1996.
[3] Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.:
Бизнес-школа, 1994.
[4] Рыбина В.И. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. –
М.: Финансы, 1980.
[5] Морозова Т.В. Методы оценки имущества предприятий//Бух. учет. – 1995. -
№3. – с.50.
[6] Ефимова О.В. Анализ финансовой устойчивости предприятия//Бух. учет. –
1993. - №9. – с.19.
[7] Котов А.И. Оценка имущества предприятий//Бух. учет. – 1995. - №8. – с.41.
[8] Ефимова О.В. Анализ финансовых результатов и эффективности использования имущества//Бух. учет. – 1994. - №1. – с.22.
[9] Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.,
1994.
[10] Илинзер Д.И. Анализ хозяйственной деятельности №6, с.36 в общественном питании. – М.: Экономика, 1995.
[11] Дергая Д.И. Анализ производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий. – М.: Статистика, 1975.
[12] Салопенко М.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия пищевой промышленности. – М.: Агропромиздат, 1988.
[13] Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений//Барнгальц С.Б., Тация Г.М. – М.: Финансы и статистика, 1986.
[14] Методика экономического анализа деятельности производственных объединений//Бужинский А.И., Шеремет А.Д. – М.: Финансы, 1978.
[15] Ефимова О.В. Анализ оборачиваемости текущих активов//Бух. учет. –
1993. - №11. – с.9.
[16] Экономический анализ деятельности промышленных предприятий и объединений. – М.: Мысль, 1980.
[17] Чангли Д.Ф., Хисматулмен Д.И. Об оправлении производственными затратами на предприятии//Бух. учет. – 1997. - №2. – с.67.
[18] Постановление Правительства РФ от 01.07.95 г., №661.
[19] Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д. Факторный анализ финансовых показателей фирмы//Бух. учет. – 1998. - №7. – с.56.
[20] Гостиничный и туристический бизнес/Под ред. Чудновского А.Д. – М.:
Тандем, 1999.