2.2 Источники финансирования
предпринимательской деятельности
После определения необходимой суммы, необходимой для начала собственного дела или развития уже существующей деятельности, возникает вопрос: где взять капитал? Так предпринимателю требуется вся сумма с самого начала, поскольку эти средства пойдут на инвестиции, оборотный капитал в первые месяцы работы. Поэтому невозможно начинать свое дело или расширять уже существующее производство до тех пор, пока у не будет необходимого капитала.
Источников финансирования много. В этой главе будут лишь кратко
упомянуты все виды финансирования предпринимательской деятельности а так же
немного рассказано о достоинствах и недостатках каждого из них. Более
подробно некоторые из видов финансирования будут рассмотрены в последующих
главах.
В одной из книг по предпринимательскому праву я встретил такую
классификацию предпринимательской детальности.
Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований.
Так. в зависимости от источника финансирования, под которым следует
понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на:
— государственное;
— самофинансирование;
— банковское;
— коммерческое[4].
Собственный капитал - это личные средства, вкладываемые в дело. Если
бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет. Собственный капитал является
рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными
деньгами, вкладывая их в этот бизнес. Хотя это представляет риск лично для
Вас, для бизнеса менее рискованно, если Вы в него вложите свои деньги.
Почему? Потому, что капитал, поступивший из личных средств, будет менее
обременительным для бизнеса, чем заемные деньги, так как Вам не придется
производить выплаты и платить процентную ставку к определенным срокам.
Инвестировать собственные средства в дело рискованно. Также можно часть Большинство кредитных организаций, предоставляющих средства для финансирования предпринимательской деятельности, ставят одним из условий при выдаче кредитов инвестировать в дело часть собственных средств предпринимателя.
Далее речь пойдет о кредитах, как о виде финансирования
предпринимательской деятельности. Кредит - это предоставление денег или
товаров в долг (пользование на срок на условиях возвратности) и, как
правило, с уплатой процента. Выступает как банковский и коммерческий.
Особая форма кредита международный кредит.
Получение кредита для начального капитала означает, что кто-то ссужает вам деньги. вы должны платить процентную ставку по кредиту и вернуть кредит. Возможно вернуть кредит, выплачивая по частям (в рассрочку) или всю сумму сразу в зависимости от условий договоренности с учреждением, выдавшим вам кредит.
Если брать кредит для стартового капитала - это будет более обременительно для бизнеса, чем использование собственного капитала. К определенному сроку вам придется выплачивать проценты и возможно часть кредита. Это всегда представляет сложности для нового бизнеса и обычно лучше занимать как можно меньше денег для начала своего дела.
Одним из основных источников получения кредитов для начала своего дела являются банки. Большинство банков имеют отделы, куда можно обратиться за получением кредита. Эти отделы, как правило, знакомы с особыми условиями работы малого бизнеса и готовы рассмотреть заявку на получение кредита для организации предпринимательской деятельности.
Получить кредит в банке нелегко, поскольку банк предъявляет жесткие требования. Если Вы знаете, каковы требования банка и для чего он их предъявляет, Ваши шансы на получение кредита возрастут. Обычно банк предъявляет два основных требования:
1. Тщательно продуманное и четко представленное технико-экономическое обоснование с концепцией бизнеса, в которое должен поверить банк.
2. Банку потребуется определенное обеспечение выданного кредита.
Банку требуется обеспечение, поскольку если дело потерпит неудачу и не
будет средств на погашение кредита, банк может его продать, чтобы вернуть
выданные в кредит финансовые средства.
Так же коротко я хотел бы упомянуть о правительственных кредитных схемах. Многие правительства ввели кредитные схемы для предпринимателей, пожелавших работать в малом бизнесе. Кредитные схемы зачастую действуют в рамках правительственных или неправительственных организаций в чьи функции входит оказание разнообразной поддержки малому бизнесу.
Для получения кредита по этой линии не обязательно обеспечение, однако требование к технико-экономическому обоснованию предъявляются такие же строгие, как и в банках. В большинстве случаев подобные организации оказывают поддержку при составлении технико-экономического обоснования. Они также могут предоставить вам разнообразную помощь, например, в обучении.
Еще одним видом кредитования является лизинг. Вместо покупки оборудование, можно получить его на условиях лизинга. Лизинг подобен долгосрочной аренде.
Важным условием успешного развития лизинга является его правовое обеспечение. На это следует обратить пристальное внимание, потому что лизинговые отношения чрезвычайно сложны и в разных странах квалифицируются и регулируются неодинаково, что имеет особое значение при международном лизинге.
Неправительственные кредитные схемы так же являются вариантом
финансирования. Существует целый ряд неправительственных организаций,
работающих по своим кредитным схемам для малого бизнеса. Часто они работают
также как и правительственные организации, но иногда они помогают
определенным группам предпринимателей.
Также финансирование предпринимательской деятельности может производиться
из других источников. Так, например, можно взять кредит у членов семьи или
у друзей. В некоторых ситуациях это может быть хорошей альтернативой, но
если вы прогорите, и у вас будут трудности с погашением кредита, пострадает
дружба. Иногда можно получить частный кредит у тех, кто не является членом
кредитора семьи или другом. Такие кредиты часто имеют высокую процентную
ставку.
Далее речь пойдет о грантах. Иногда правительственные и неправительственные организации выдают гранты потенциальным предпринимателям для начала небольшого дела. Иногда это делают организации, работающие по кредитным схемам. Грант представляет собой безвозмездную целенаправленную поддержку.
2.3 Государственное финансирование
Итак, далее речь пойдет о таком виде финансирования
предпринимательской деятельности как государственное финансирование.
Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные
государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами
функционирование социальной инфраструктуры. Все финансовые меры
правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых
возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют
стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом
общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние
предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость,
нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на
разнообразный арсенал финансовых рычагов. Необходимо отметить, что данный
вид финансирования является очень существенным и важным. Так же необходимо
отметить и то, что данный вид финансирования в нашей стране развит пока
слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что
дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в
совершенстве.
Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала.
Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета иди бюджета субъекта Российской Федерации.
Данный вид финансирования предпринимательской деятельности носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.
В целях обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета 96 «Целевые финансирование и поступления». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу1.
Государственное финансирование осуществляется в нескольких формах.
Так, финансирование государством может осуществляться прямыми и непрямыми методами.
Итак, что же относится к прямым методам финансирования?
Во-первых, это субсидии. Что же такое субсидии? Это вид
неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам.
Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются
местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из
них:
- предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг,
выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным
контрактам;
- предоставление дотации, субсидии, субвенции физическим и юридическим
лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской
Федерации:
- предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям, в случае
недостаточности собственных средств на выполнение плана-заказа:
- предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (и том числе
налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек но уплате налогов и других
обязательств).
Далее хотелось бы сказать о том, что одним из наиболее важных
направлений государственного финансирования является обеспечение денежными
средствами государственных нужд. Общие правовые и экономические принципы и
порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов. Это
Федеральный закон от 13 декабря 1994 г, ,° 60-ФЗ «О поставках продукции
для федеральных государственных нужд» и другие законы.
Так что же такое государственные нужды? Дадим им определение. Итак,
Государственные нужды - это потребности Российской Федерации в продукции,
необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности
страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в которых участвует Российская Федерация[5].
Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации[6].
Порядок разработки и реализации федеральных целевых и
межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует
Российская Федерация, а также формы иных необходимых документов
(календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол
соглашения о контрактной цене (смете) по государственному контракту,
бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и др.) утверждены
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации
Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных
нужд».
В целях организации работы по выполнению целевых программ и иных
государственных нужд устанавливаются государственные заказчики. Их роль
немного специфична, а выражается это в следующем. Дело в том, что
государственные заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих
субъектов, они лишь выполняют функцию по обеспечению реализации программ,
иных государственных нужд, действуя от имени и в интересах государства в
пределах предоставленной им компетенции. Исходя их этого можно сделать
вывод о том, что государственные заказчики являются главными
распорядителями бюджетных средств. В заключении хотелось бы добавить,
что целевые программы и государственные заказчики утверждаются
Правительством Российской Федерации.