Формирование инфраструктуры предпринимательства России, как основа экономического роста
p> Сегодня остро назрела необходимость принятия пакета законов, которые бы двигали дальше нашу рыночную экономику и соответствующую ей банковскую систему. Закона «О банках и банковской деятельности» явно недостаточно.

Становиться очевидным, что в условиях столь неразвитой банковской системы предпринимательство сталкивается с большими трудностями. Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что генеральным направлением выхода из кризиса призвано стать развитие отечественного предпринимательства, и абсолютно необходимо, чтобы правительство и парламент создавали для этого все условия. Крайне важным является наращивание иностранных инвестиций в разных формах: целевые кредиты международных организаций, МВФ, мирового и европейских банков; средства правительств, частных инвесторов или непосредственно банковские ссуды.
Следует использовать эти средства для реализации наиболее эффективных программ. И не прежним способом – централизованно через Внешэкономбанк, а с привлечением коммерческих банков.

Для российского предпринимательства очень важное значение также имеет существование развитой биржевой системы. И Россия сделала уже существенные шаги в этом направлении.

Возникли крупные биржевые структуры - Московская товарная биржа,
Международная универсальная биржа вторичных ресурсов, Всероссийская биржа недвижимости, и другие. Сформировались региональные, областные, городские, районные биржевые комплексы. К началу 1992 года Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся надушу населения первой в мире. В одной
Москве их было около двадцати.

Это явилось решающим шагом при переходе России к рыночной экономике.
Развитие бирж в нашей стране решило многие проблемы предпринимателей. С помощью бирж было значительно ускорено время совершения сделки. Это привело к значительному увеличению числа коммерческих организаций. Организации и предприятия, которые работали на рынке до образования бирж, с помощью их вышли на более высокий уровень работы и, в конце концов, стали крупнейшими в России. Кроме этого появились брокерские конторы, которые принимали заказы от производителей или потребителей на куплю-продажу товара.

Отличительной чертой крупных российских бирж всегда была их универсальность. Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер, продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг - основные черты, присущие только биржевой системе России, связанные с необычной экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня. Тем не менее, к настоящему времени специализация по некоторым направлениям проводится или объявлена на следующих биржах: МТБ - нефть, нефтепродукты, зерно; РТСБ - металлы; Тюменская и сургутская ТФБ - нефть и нефтепродукты;
Росагробиржа, Всесоюзная биржа АПК – сельхозпродукция. В биржевую торговлю постепенно вовлекаются также некоторые полуфабрикаты и готовые изделия: пиломатериалы, пряжа, продукты животноводства и другие товары.
Значительную часть биржевых товаров составляют драгоценные и цветные металлы, а также энергоносители.

Для наиболее успешного функционирования Российских товарных бирж необходимо создание локальной биржевой компьютерной сети. Это гораздо упростит процедуру поиска и размещения товара на бирже, позволит брокеру работать с несколькими биржами одновременно. Использование компьютерной сети, видео котировок и других новейших технических средств позволяет заключать сделки почти мгновенно. Некоторые Российские биржи уже работают по системе компьютерных торгов. Но эта система не получила широкого развития по причине недостаточного развития и дороговизне компьютерных сетей в России.

Кроме товарных бирж в России созданы также и фондовые биржи. Однако, стоит заметить, что российский фондовый рынок крайне нестабилен, как из-за нестабильной политической ситуации, так и из-за общих проблемм российской экономики. Торговля корпоративными акциями вообще очень чувствительно реагирует на изменения в политической жизни. Примеров этому масса, как в мировом опыте, так и в короткой истории современного российского фондового рынка. Отечественный рынок поставляет примеры даже более головокружительных взлетов и падений, нежели фондовые биржи Нью-Йорка, Лондона или Токио.

На российском фондовом рынке случались ситуации, когда купив акции весной, их можно было продать летом и получить четыре рубля на каждый вложенный рубль. О таком уровне прибылей инвесторы, действующие на западных рынках, даже и не мечтают. Но, с другой стороны, им и не снились убытки, которые можно понести на нашем рынке в случае его падения.

Важной особенностью является то, что на фондовом рынке ситуацией руководят рискованные деньги иностранных инвесторов. Крупные западные фонды выделяют из своих активов небольшую часть (обычно – несколько процентов или даже доли процента) для операций типа либо пан, либо пропал. Эти средства направляются на развивающиеся рынки и не в последнюю очередь в Россию.
Такие фонды не начинают автоматически продавать акции в моменты потрясений в российской политической жизни. Они в силу своей мощи могут рискнуть и оставить ценные бумаги до лучших времен, переждав временный спад. От спада же на фондовом рынке страдают не они, и не брокеры, которые, по сути, являются посредниками между продавцом и покупателем акций, получая за свои услуги комиссионный процент. И главным образом даже не инвесторы, которые в момент обвала котировок продают акции по цене ниже той, по которой они их покупали. Самое неблагоприятное для экономики обстоятельство заключается в том, что с удешевлением акций у предприятий и предпринимателей сокращаются возможности для привлечения инвестиций в производство, ведь акции и были изначально придуманы для того, чтобы собрать деньги для осуществления того или иного проекта.

Колоссальный по своим масштабам и сложности процесс перехода к рыночной экономике включает, как известно, и такой элемент, как формирование соответствующей системы знаний у широких слоев населения, прежде всего у хозяйственных руководителей и специалистов. Давно уже назрела необходимость осмыслить сегодняшнее состояние системы подготовки и переподготовки кадров в области экономико-управленчиских дисциплин – того, что можно назвать «бизнес-образование». Вряд ли есть необходимость доказывать, что начавшие утверждаться у нас принципы рыночной экономики, предъявляют более высокие и во многом качественно иные, чем прежде, требования к активности, компетентности, деловитости, организованности и целеустремленности руководящих кадров управления. Известно, что адмнистративно-командная система определенным образом приспособила к своей сути и нуждам организационно-правовой и хозяйственный механизм, политику, идеологию, систему ценностей. Она подменяла реальное удовлетворение потребностей людей выполнением плана, зачастую любой ценой; гипертрофированно ориентировалась на увеличение объема выпускаемой продукции при явной недооценке, а то и игнорировании ее качества и экономического использования ресурсов; унификацией вытесняла разнообразие; бездумным подчинением – инициативу и свободу фактических производителей продукции; исполнительностью – творчество

Переход к рыночной экономике требует новой организации и иных принципов управления, а отсюда - новой формации занятых им руководящих кадров. Для того, чтобы они сложились лишь путем обучения заново, нужны годы. Между тем потребность в них неотложна уже сегодня. Это означает необходимость ориентации на переподготовку, повышение квалификации.

В России сложилась развернутая система повышения квалификации руководящих кадров. Однако недооценивалась общетеоретическая, хозяйственно правовая подготовка руководителей, слабо формировались умения и навыки реакции на современные запросы экономической практики. В переподготовке руководящих кадров практически отсутствовала состязательная мотивационная среда. Само получение диплома о повышении квалификации отнюдь не гарантировало такого, казалось бы, естественного результата, как продвижение о службе. Немаловажную роль играло то, что институты и центры системы повышения квалификации руководящих кадров не обладали необходимой экономической и хозяйственной самостоятельностью, а их отношения с обслуживающими предприятиями и организациями не строились на принципах обратной связи с использованием инструментов рынка.

Исходя из особенностей российского образовательного рынка, можно сформулировать некоторый алгоритм успеха школы бизнеса. В данной связи были выведены следующие моменты: 1) Сочетание преемственности и нововведений.
Здесь исключительно важно в самом начале становления школы выработать концепцию ее деятельности, позволяющую занять собственное, вполне определенное место. Немалое значение при этом имеет стабильность состава.
Все это, однако, ни в коей мере не должно препятствовать новациям, быстрому реагированию на изменение внешней социально-экономической среды, поиску новых форм учебной деятельности. 2) Отбор слушателей – важнейший принцип работы школы бизнеса. 3) Отбор преподавателей. Ставка делается на создание относительно стабильного преподавательского «ядра», способного быстро адаптироваться к смене учебных курсов и программ. 4) Успех школ бизнеса – в тесном контакте с самим бизнесом. Каждая школа бизнеса – это самобытный организм, в котором нужно сформировать свои культуру, традиции, систему контактов с фирмами и корпорациями. В частности, практические занятия должны подводить к стажированию в ведущих государственных и частных организациях. Данный момент очень значим в наших российских условиях.
Необходимо строить дело так, чтобы любая учебная программа, превышающая 400-
500 учебных часов, включала и стажировку слушателей. Наивно полагать, что без нее реально научить, скажем, банковскому делу, финансовому менеджменту, брокерским операциям. 5) Обучать менеджменту, предпринимательству могут только те, кто не только в теории, но и на практике знает эти предметы.
Российские менеджеры не могут быть подготовлены на Западе, они должны учиться в России. Вряд ли с этим можно обоснованно спорить, и ,думается, опыт многих российских школ бизнеса показал справедливость этого мнения.

Современное производство, основанное на передовых информационных технологиях, характеризующееся высокой нукоемкостью и ориентацией на тесную взаимосвязь всех стадий жизненного цикла выпускаемой продукции от ее конструирования и инжинерно-технической подготовки до реализации, предъявляет новые требования к культуре, стилю и философии предпринимательской деятельности. Именно от этих фундаментальных факторов во многом зависит конкурентоспособность предприятий, само их выживание.

Представляется достаточно очевидным, что и при современном формировании отечественного предпринимательского корпуса необходимо обеспечивать высокие требования к деловой этике и предпринимательской культуре. Более того, значение таких требований в наших условиях еще больше, поскольку речь идет лишь о переходе к рынку, причем в условиях, осложненных распространенностью теневой экономики, высокой коррумпированностью бюрократического аппарата и отсутствием инфраструктуры, позволяющей эффективно бороться с подобными негативными явлениями.
Недооценка роли предпринимательской культуры и требований деловой этики может привести (и приводит) к дискредитации самой идеи свободного предпринимательства и рынка в целом в глазах населения.

Современный рынок трудно представить в отрыве от международных хозяйственных связей, он все более становится открытым. Первейшее и элементарное требование в данном контексте – знание иностранных языков, особенно английского, который фактически стал языком международного общения. И в этой области наши потребности не меньше, а даже больше, чем во многих зарубежных странах. Объясняется это и низкой эффективность. Изучения иностранных языков в школах, и тем, что знания их в течение длительного времени оставались невостребованными ввиду жестких ограничений на связи с иностранцами. Эти упущения уже сегодня мешают успешной работе руководителей и специалистов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты