Становиться очевидным, что в условиях столь неразвитой банковской
системы предпринимательство сталкивается с большими трудностями. Многие
экономисты придерживаются той точки зрения, что генеральным направлением
выхода из кризиса призвано стать развитие отечественного
предпринимательства, и абсолютно необходимо, чтобы правительство и
парламент создавали для этого все условия. Крайне важным является
наращивание иностранных инвестиций в разных формах: целевые кредиты
международных организаций, МВФ, мирового и европейских банков; средства
правительств, частных инвесторов или непосредственно банковские ссуды.
Следует использовать эти средства для реализации наиболее эффективных
программ. И не прежним способом – централизованно через Внешэкономбанк, а с
привлечением коммерческих банков.
Для российского предпринимательства очень важное значение также имеет существование развитой биржевой системы. И Россия сделала уже существенные шаги в этом направлении.
Возникли крупные биржевые структуры - Московская товарная биржа,
Международная универсальная биржа вторичных ресурсов, Всероссийская биржа
недвижимости, и другие. Сформировались региональные, областные, городские,
районные биржевые комплексы. К началу 1992 года Россия оказалась по
количеству бирж, приходящихся надушу населения первой в мире. В одной
Москве их было около двадцати.
Это явилось решающим шагом при переходе России к рыночной экономике.
Развитие бирж в нашей стране решило многие проблемы предпринимателей. С
помощью бирж было значительно ускорено время совершения сделки. Это привело
к значительному увеличению числа коммерческих организаций. Организации и
предприятия, которые работали на рынке до образования бирж, с помощью их
вышли на более высокий уровень работы и, в конце концов, стали крупнейшими
в России. Кроме этого появились брокерские конторы, которые принимали
заказы от производителей или потребителей на куплю-продажу товара.
Отличительной чертой крупных российских бирж всегда была их
универсальность. Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой
бартер, продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг -
основные черты, присущие только биржевой системе России, связанные с
необычной экономической ситуацией в стране, сложившейся сегодня. Тем не
менее, к настоящему времени специализация по некоторым направлениям
проводится или объявлена на следующих биржах: МТБ - нефть, нефтепродукты,
зерно; РТСБ - металлы; Тюменская и сургутская ТФБ - нефть и нефтепродукты;
Росагробиржа, Всесоюзная биржа АПК – сельхозпродукция. В биржевую
торговлю постепенно вовлекаются также некоторые полуфабрикаты и готовые
изделия: пиломатериалы, пряжа, продукты животноводства и другие товары.
Значительную часть биржевых товаров составляют драгоценные и цветные
металлы, а также энергоносители.
Для наиболее успешного функционирования Российских товарных бирж необходимо создание локальной биржевой компьютерной сети. Это гораздо упростит процедуру поиска и размещения товара на бирже, позволит брокеру работать с несколькими биржами одновременно. Использование компьютерной сети, видео котировок и других новейших технических средств позволяет заключать сделки почти мгновенно. Некоторые Российские биржи уже работают по системе компьютерных торгов. Но эта система не получила широкого развития по причине недостаточного развития и дороговизне компьютерных сетей в России.
Кроме товарных бирж в России созданы также и фондовые биржи. Однако, стоит заметить, что российский фондовый рынок крайне нестабилен, как из-за нестабильной политической ситуации, так и из-за общих проблемм российской экономики. Торговля корпоративными акциями вообще очень чувствительно реагирует на изменения в политической жизни. Примеров этому масса, как в мировом опыте, так и в короткой истории современного российского фондового рынка. Отечественный рынок поставляет примеры даже более головокружительных взлетов и падений, нежели фондовые биржи Нью-Йорка, Лондона или Токио.
На российском фондовом рынке случались ситуации, когда купив акции весной, их можно было продать летом и получить четыре рубля на каждый вложенный рубль. О таком уровне прибылей инвесторы, действующие на западных рынках, даже и не мечтают. Но, с другой стороны, им и не снились убытки, которые можно понести на нашем рынке в случае его падения.
Важной особенностью является то, что на фондовом рынке ситуацией
руководят рискованные деньги иностранных инвесторов. Крупные западные фонды
выделяют из своих активов небольшую часть (обычно – несколько процентов или
даже доли процента) для операций типа либо пан, либо пропал. Эти средства
направляются на развивающиеся рынки и не в последнюю очередь в Россию.
Такие фонды не начинают автоматически продавать акции в моменты потрясений
в российской политической жизни. Они в силу своей мощи могут рискнуть и
оставить ценные бумаги до лучших времен, переждав временный спад. От спада
же на фондовом рынке страдают не они, и не брокеры, которые, по сути,
являются посредниками между продавцом и покупателем акций, получая за свои
услуги комиссионный процент. И главным образом даже не инвесторы, которые в
момент обвала котировок продают акции по цене ниже той, по которой они их
покупали. Самое неблагоприятное для экономики обстоятельство заключается в
том, что с удешевлением акций у предприятий и предпринимателей сокращаются
возможности для привлечения инвестиций в производство, ведь акции и были
изначально придуманы для того, чтобы собрать деньги для осуществления того
или иного проекта.
Колоссальный по своим масштабам и сложности процесс перехода к рыночной экономике включает, как известно, и такой элемент, как формирование соответствующей системы знаний у широких слоев населения, прежде всего у хозяйственных руководителей и специалистов. Давно уже назрела необходимость осмыслить сегодняшнее состояние системы подготовки и переподготовки кадров в области экономико-управленчиских дисциплин – того, что можно назвать «бизнес-образование». Вряд ли есть необходимость доказывать, что начавшие утверждаться у нас принципы рыночной экономики, предъявляют более высокие и во многом качественно иные, чем прежде, требования к активности, компетентности, деловитости, организованности и целеустремленности руководящих кадров управления. Известно, что адмнистративно-командная система определенным образом приспособила к своей сути и нуждам организационно-правовой и хозяйственный механизм, политику, идеологию, систему ценностей. Она подменяла реальное удовлетворение потребностей людей выполнением плана, зачастую любой ценой; гипертрофированно ориентировалась на увеличение объема выпускаемой продукции при явной недооценке, а то и игнорировании ее качества и экономического использования ресурсов; унификацией вытесняла разнообразие; бездумным подчинением – инициативу и свободу фактических производителей продукции; исполнительностью – творчество
Переход к рыночной экономике требует новой организации и иных принципов управления, а отсюда - новой формации занятых им руководящих кадров. Для того, чтобы они сложились лишь путем обучения заново, нужны годы. Между тем потребность в них неотложна уже сегодня. Это означает необходимость ориентации на переподготовку, повышение квалификации.
В России сложилась развернутая система повышения квалификации руководящих кадров. Однако недооценивалась общетеоретическая, хозяйственно правовая подготовка руководителей, слабо формировались умения и навыки реакции на современные запросы экономической практики. В переподготовке руководящих кадров практически отсутствовала состязательная мотивационная среда. Само получение диплома о повышении квалификации отнюдь не гарантировало такого, казалось бы, естественного результата, как продвижение о службе. Немаловажную роль играло то, что институты и центры системы повышения квалификации руководящих кадров не обладали необходимой экономической и хозяйственной самостоятельностью, а их отношения с обслуживающими предприятиями и организациями не строились на принципах обратной связи с использованием инструментов рынка.
Исходя из особенностей российского образовательного рынка, можно
сформулировать некоторый алгоритм успеха школы бизнеса. В данной связи были
выведены следующие моменты: 1) Сочетание преемственности и нововведений.
Здесь исключительно важно в самом начале становления школы выработать
концепцию ее деятельности, позволяющую занять собственное, вполне
определенное место. Немалое значение при этом имеет стабильность состава.
Все это, однако, ни в коей мере не должно препятствовать новациям, быстрому
реагированию на изменение внешней социально-экономической среды, поиску
новых форм учебной деятельности. 2) Отбор слушателей – важнейший принцип
работы школы бизнеса. 3) Отбор преподавателей. Ставка делается на создание
относительно стабильного преподавательского «ядра», способного быстро
адаптироваться к смене учебных курсов и программ. 4) Успех школ
бизнеса – в тесном контакте с самим бизнесом. Каждая школа бизнеса – это
самобытный организм, в котором нужно сформировать свои культуру, традиции,
систему контактов с фирмами и корпорациями. В частности, практические
занятия должны подводить к стажированию в ведущих государственных и частных
организациях. Данный момент очень значим в наших российских условиях.
Необходимо строить дело так, чтобы любая учебная программа, превышающая 400-
500 учебных часов, включала и стажировку слушателей. Наивно полагать, что
без нее реально научить, скажем, банковскому делу, финансовому менеджменту,
брокерским операциям. 5) Обучать менеджменту, предпринимательству могут
только те, кто не только в теории, но и на практике знает эти предметы.
Российские менеджеры не могут быть подготовлены на Западе, они должны
учиться в России. Вряд ли с этим можно обоснованно спорить, и ,думается,
опыт многих российских школ бизнеса показал справедливость этого мнения.
Современное производство, основанное на передовых информационных технологиях, характеризующееся высокой нукоемкостью и ориентацией на тесную взаимосвязь всех стадий жизненного цикла выпускаемой продукции от ее конструирования и инжинерно-технической подготовки до реализации, предъявляет новые требования к культуре, стилю и философии предпринимательской деятельности. Именно от этих фундаментальных факторов во многом зависит конкурентоспособность предприятий, само их выживание.
Представляется достаточно очевидным, что и при современном
формировании отечественного предпринимательского корпуса необходимо
обеспечивать высокие требования к деловой этике и предпринимательской
культуре. Более того, значение таких требований в наших условиях еще
больше, поскольку речь идет лишь о переходе к рынку, причем в условиях,
осложненных распространенностью теневой экономики, высокой
коррумпированностью бюрократического аппарата и отсутствием инфраструктуры,
позволяющей эффективно бороться с подобными негативными явлениями.
Недооценка роли предпринимательской культуры и требований деловой этики
может привести (и приводит) к дискредитации самой идеи свободного
предпринимательства и рынка в целом в глазах населения.
Современный рынок трудно представить в отрыве от международных хозяйственных связей, он все более становится открытым. Первейшее и элементарное требование в данном контексте – знание иностранных языков, особенно английского, который фактически стал языком международного общения. И в этой области наши потребности не меньше, а даже больше, чем во многих зарубежных странах. Объясняется это и низкой эффективность. Изучения иностранных языков в школах, и тем, что знания их в течение длительного времени оставались невостребованными ввиду жестких ограничений на связи с иностранцами. Эти упущения уже сегодня мешают успешной работе руководителей и специалистов.