Государственное регулирование деятельности малого бизнеса

Тем не менее, по-прежнему социально-экономическое положение пример­но пятой части населения России (25-27 млн. человек) так или иначе связано с малым бизнесом. «Экономический вес» малого бизнеса в народном хозяйстве России характеризуется следующими данными. В 1997г. на долю малых пред­приятий приходилось 12 % ВВП России и 10 % численности постоянно рабо­тающих на предприятиях страны. Только по основному виду деятельности в 1997г. малыми предприятиями было произведено продукции в объеме 7-8 % от всего объема оказанных услуг или произведенной продукции (в том числе, бо­лее 20 % объема подрядных строительных работ). МП дают 7 % всей прибыли в промышленности России. Важное значение имеет вклад малого бизнеса в оживление инвестиционного процесса в стране. В 1997г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили более 25 трлн. руб. Из них 67 % пришлось на частные инвестиции. В целом это 7 % инвестиций в основной ка­питал в российской экономике. Именно динамичное развитие малого бизнеса сделало возможным некоторое увеличение объема промышленного производ­ства в России в 1997г. по сравнению с аналогичным периодом 1996г. Малый бизнес играет исключительно важную роль в «подпитке» бюджетов всех уров­ней, особенно региональных и местных. В 1996г. бюджеты всех уровней полу­чили от МП доходов на сумму 36,7 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет - 15,4 трлн. руб. Собираемость налогов по МП значительно выше, чем в целом по всем категориям российских предприятий.

И все же нынешние тенденции развития российских МП более правиль­ным было характеризовать как стагнацию, а не как оживление или, тем более, уверенный подъем. Доля МП в ВВП России остается заметно ниже аналогично­го показателя для стран с развитой системой рыночного хозяйствования. Рос­сия существенно уступает странам с развитой рыночной экономики и по степе­ни «насыщенности» МП, в частности, на 1 тыс. жителей. Крайне негативно вы­глядит и картина распределения МП по отдельным регионам - субъектам Рос­сийской Федерации. Наряду с несколькими регионами-лидерами (Москва, С. Петербург, Н. Новгород и ряд других) наличествует большое количество тер­риторий, где развитие и самого МП, и систем его государственной и общест­венной поддержки находится в зачаточном состоянии и не оказывает практиче­ски никакого влияния на процессы стабилизации производства и занятости, а также регионального социально-экономического развития в целом.

Преобладающая доля российских МП функционирует в достаточно узкой хозяйственной нише (преимущественно, торгово-посредническая деятельность), сама природа которой ограничивает полное раскрытие преимуществ малых форм предпринимательства и производства. В 1996-1997 гг. наблюдалось некоторое опережение в темпах развития МП сферы промышленности и строитель­ства, однако эти темпы структурных изменений не могут быть признаны удов­летворительными, т.е. соответствующими задаче резкого усиления роли малого бизнеса в процессах социально-экономической стабилизации и подъема производства в стране.

Сказанное выше свидетельствует о недостаточной эффек­тивности действующей в настоящее время в российской экономике системы государственной и общественной поддержки МП. По существу, несмотря на известные концептуальные и институциональные продвижения, эта система так и не смогла подняться выше методов деятельности, которые сложились на самых начальных этапах реформ и развития российского частного предприни­мательства, в частности, сферы малого бизнеса. Продолжают доминировать формы и инструменты политики поддержки, характерные для «стартового» эта­па реформ, когда принципиальное значение имело расширение «поля малого бизнеса» (т.е. числа МП), а не их качественные показатели их деятельности (степень хозяйственной зрелости, производственная и инновационная актив­ность, вовлеченность в систему производственно-кооперационных связей, в т.ч. и с крупным бизнесом и пр.). В осуществляемых мерах государственной под­держки по-прежнему наблюдается негативная тенденция «самоизоляции» мало­го бизнеса и проблематики его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ. Недостаточно понимание того, что долговременное разви­тие сферы МП, тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных пред­приятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы активного коо­перационного и иного взаимодействия с малым бизнесом.


Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства


Важное место в работе занимает блок вопросов, касающихся современной роли программно-целевого метода управления и государственного регулирования социально-экономических процессов и перспектив его использования в политике государственной поддержки МП на федеральном и региональном уровне. Указанный метод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономической практике. В приложении к сфере МП программ­но-целевой метод государственного регулирования предполагает, прежде всего, выявление стратегического потенциала малых форм хозяйствования в реше­нии ключевых вопросов социально-экономического развития, в том числе и на региональном уровне. Целевой метод требует четкого определения приорите­тов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наи­более полного раскрытия потенциала МП, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.

При разработке целевой программы необходимо максимально использовать системные противоречия и взаимодействия: между краткосрочными и долго­срочными целями, социальными целями и целями структурной политики, меж­ду количественными и качественными параметрами, между стремлением к вы­равниванию уровней развития регионов и целями достижения максимальной прибыльности при минимальном риске, стремление к самоокупаемости системы государственной поддержки МП и необходимости реализации социально-значимых «затратных» мероприятий, между необходимыми затратами на реали­зацию мер поддержки и острой ограниченностью реальных ресурсов. Метод це­левого программирования, на котором должны основываться программы под­держки МП, подразумевает точное выполнение каждого мероприятия програм­мы в установленные сроки, т.е. интегрирует необходимые элементы обязатель­ности и даже директивности. Кроме того, в программе должны быть обозначе­ны количественные параметры и критерии оценки степени выполнения вклю­ченных в нее мер, их экономического и социального эффекта.

В хозяйственное практике экономически развитых стран для программ та­кого типа обычно предполагается неизбежным некоторое отклонение от «абсолютного» выполнения, но не более чем на 5-10%. Однако в России широ­комасштабная практика недофинансирования подобных программ делает не редкостью их выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинально гарантирующих полное финансовое обеспече­ние выполнения всех программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программы на практике оказываются не дирек­тивно-целевыми, а чисто индикативными, включающими в себя набор правиль­ных, но декларативных положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход к осуществлению мер поддержки МП.

Программно-целевой метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области МП должна быть самым тщательным образом увязана с дру­гими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае - к сфере малого предпринимательства.

В настоящее время программно-целевой метод практического осуществле­ния мер государственной поддержки МП представлен двумя формально завер­шенными федеральными программами (1994-1995 гг., 1996-1997гг.; создана аналогичная программа на 1998-1999гг.), а также значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. По последним дан­ным, таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы мест­ного самоуправления, апробируются возможности разработки аналогичных программ на местном уровне (например, на уровне административных округов г. Москвы). Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки МП (например, установленные законом налоговые и иные льготы для МП действуют независимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рас­смотрение соответствующих органов власти и управления предложений по со­вершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что неудовлетворительный характер мер госу­дарственной поддержки МП на федеральном и, особенно, на региональном уровне - сегодня это на 2/3 проблема несовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия.

В принципе, основные требования к государственным программам под­держки МП изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содер­жится такое важное, но по сути так и не реализованное требование, как внесе­ние Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Фе­дерального собрания перед представлением федерального бюджета на соот­ветствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государствен­ным программам поддержки МП. Таковые должны содержать:

·          меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки МП на соот­ветствующем программе уровне;

·          приоритетные виды и перспективные направления деятельности МП;

·           предложения по изменению действующих/установлению новых налоговых льгот МП, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на под­держку малого предпринимательства;

·          меры по обеспечению передачи субъектам МП незавершенных строительст­вом и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предпри­ятий;

·          меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.

Однако такие установки носят чрезвычайно общий характер. В результа­те, на сегодня не сложилось целостного представления о необходимом содер­жании и, главное, формах взаимодействия государственных федеральных и ре­гиональных программ поддержки МП пока не существует. Формальным являет­ся и отсылка закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировка которых по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует на всю систему взаимодействия в области государ­ственной поддержки МП на федеральном и региональном уровне.

   Необходимо, на мой взгляд, рассказать и об относительно новом ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 1998 г. N 697 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ

правительства РФ. Некоторые данные по программе:



Наименование Программы - Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты