лекции по товароведению для студентов ТГИС - Кормина
p> 3. Поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействие на производство в части объёма и выпуска производимой продукции.

4. Функции обусловленные концепцией маркетинга:

. Разработка товаров

. Рыночные исследования

. Определение цены

. Создание служб сервиса
II Торговые услуги, их характеристики.

Торговая услуга – это различные виды полезных действий дополнительно оказываемых торговыми предприятиями покупателям в процессе покупки или потребления товаров.

Виды торговых услуг:
1. Услуги связанные с продажей товаров.
2. Услуги оказываемые покупателям после приобретения товаров.
3. Услуги связанные с созданием комфортных условий покупателю.

1. К услугам связанным с продажей товаров относят:
1) Комплектование товарного ассортимента
2) Консультация продавца
3) упаковка товаров
4) Приём предварительных заказов.

2. К услугам оказываемым покупателям после приобретения товаров относят:
1) Доставка
2) Гарантийное обслуживание
3) Сборка
4) Подарочная упаковка

3. К услугам связанным с созданием комфортных условий покупателю относят:
1) Организация автостоянок
2) Организация пунктов обмена валюты
3) Организация кафетериев
4) Телефонные услуги

Услуги могут быть бесплатными и платными. К бесплатным относят услуги которые связанны непосредственно с продажей (реклама, консультация продавца). К платным услугам относят услуги связанные с дополнительными затратами (доставка, установка, послегарантийное обслуживание). Наиболее благоприятные условия для дополнительных услуг имеются в крупных специализированных магазинах.

III Основные принципы и факторы размещения предприятий торговли.

Постоянное развитие и обновление торговой сети, совершенствование её структуры требует рационального размещения предприятий торговли. На размещение торговых предприятий оказывают свое влияние определённые факторы и принципы.

Факторы:
1) Экономический
2) Градостроительный
3) Социальный
4) Транспортный

Принципы:
1) Принцип группового размещения
2) Принцип равномерного размещения

Факторы:
1. Экономический фактор – обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.
2. Градостроительные факторы:

. Величина города

. Плотность населения

. Размещение мест

. Приложение труда
3. Транспортный фактор – направление и интенсивность потоков движения общественного и индивидуального транспорта.
4. Социальный фактор – необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение предприятий торговли и достижение высокого уровня культуры обслуживания.

Принципы:
1. Равномерность размещения предполагает расположение предприятий торговли равномерно по всей территории города с учётом плотности населения (магазины торгующие товарами повседневного спроса).
2. Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов товаров разного профиля с целью обеспечения комплексной покупки.
Распределение развития и размещения торговой сети должны решаться с учётом изменений происходящих в экономике.

IV Специализация и типизация магазинов.

Одно из направлений совершенствования торговой сети – её специализация, она способствует облегчению труда торговых работников, росту её производительности, эффективному использованию ресурсов базы торговли.

Специализация торговой сети – это ограничение отдельных предприятий торговли по отдельным видам товаров.

Преимущества:
1. В специализированных магазинах имеются благоприятные условия для изучения потребительского спроса.
2. Повышается квалификация работников.
3. Возможность предложения покупателям широкого ассортимента в пределах одной или нескольких родственных товарных групп.

Недостатки:
1. Узкая специализация отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения.
2. Рассредоточенность товаров усложняет совершение единой комплексной покупки.

С учётом товарной специализации торговые предприятия делятся на группы:
1. Узкоспециализированные
2. Специализированные
3. Комбинированные
4. Универсальные
5. Смешанные
6. Комплексные

1. Узкоспециализированные – ассортимент которых включает товары какой- либо товарной группы(женская обувь, магазин головных уборов).

2. Специализированные – в основу построения которых положены товары одной товарной группы (молокопродукты, мясопродукты).

3. Комбинированные – осуществляющие торговлю товарами нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо, рыба, овощи).

4. Универсальные – ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп (продовольственные и непродовольственные).

5. Смешанные – ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами (магазины товаров повседневного спроса).

6. Комплексные – удобно для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, т.к. позволяет совершить комплексную покупку в одном магазине (торговые центры).

Специализация магазинов по товарному признаку нашла широкое применение там, где довольно высокий уровень концентрации предприятий торговли.
Типизация.
На развитие торговой сети, её построение и размещение оказывает влияние типизация предприятий торговли.
Под типизацией понимают систему мероприятий направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных видов магазинов.

Преимущества:

Типизация позволяет устранить многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению торговой сетью.

Направления типизации:
1. Формирование ассортимента
2. Выбор торгово–технологического оборудования
3. Внедрение рациональной организации труда

Появляется новая торговая сеть: супермаркеты, гипермаркеты, магазины- дискаунты.

1. Супермаркеты – продовольственные магазины самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами, рассчитанные на ежедневные покупки. Здесь представлен широкий ассортимент товаров, большой объём товарооборота, магазин оснащен современной торговой мебелью и торгово- технологическим оборудованием.

2. В зарубежной торговле получили распространение гипермаркеты – это универсальные магазины с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, которые расположены в пригородах с большими автостоянками и рассчитанные на закупку товаров на длительный период.

3. Магазины-дискаунты – это магазины торгующие по низким ценам с другими предприятиями. Их особенности:

. Большие торговые площади

. Большие объёмы продаж

. Политика низких цен и небольших наценок

Типы торговых предприятий не являются неизменными, они совершенствуются под влиянием процессов связанных с переходом к рыночной экономике.

Тест к лекции №2

1. Продолжите определение: "торговое предприятие это основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи…" а) …являющееся активным участником рыночных отношений б) …включающее в себя совокупность торговых работников обслуживающих покупателей в) …реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей представленных на рынке

2. Что является основной особенностью торгового предприятия с позиции общесистемного подхода как открытой системы? а) присутствие товаров или услуг на рынке б) присутствие человека в качестве активного элемента системы в) помощь государства в качестве партнёра

3. Специализация торговой сети это: а) система мероприятий направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных видов магазинов. б) ограничение деятельности предприятий по торговле отдельными видами товаров

4.К какому виду факторов размещения торговых предприятий относятся обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и их оптимального уровня доходности. а) Градостроительному б) Экономическому в) Транспортному

5. Под торговыми услугами понимают: а) услуги связанные с покупкой товаров б) услуги оказываемые покупателям после приобретения товаров в) различные виды полезных действий, дополнительно оказываемые торговым предприятием в процессе покупки

6. Какая из перечисленных функций торгового предприятия является основной? а) реализация товаров б) поддержание баланса между спросом и предложением в) доведение предметов потребления до потребителей

Лекция №3

Средства товарной информации.

1. Виды и формы товарной информации.
2. Требования предъявляемые к товарной информации.
3. Основные средства товарной информации.
4. Штриховое кодирование товаров. Алгоритм вычисления контрольной цифры товаров.
I Виды и формы товарной информации.

Товарная информация – это сведения о товаре предназначенные для пользователей, т.е. субъектов коммерческой деятельности. В зависимости от назначения товарную информацию разделяют на основные виды и формы.

Виды:

. Основополагающая

. Коммерческая

. Потребительская

Формы:

. Словесная

. Цифровая

. Изобразительная

. Символическая

. Штриховая

1. Основополагающая информация содержит в себе основные сведения о товаре имеющие решающее значение для идентификации и предназначенная для всех субъектов рыночных отношений.
К данной информации относятся вид и наименование товара, сорт, масса, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения.

2. Коммерческая информация – это сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков, продавцов, но малодоступная потребителям. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментные номера продукции. Например, штрихкод.

3. Потребительская информация – это сведения, предназначенные для создания потребительских предпочтений и направленная на применение конкретного товара. Данная информация содержит следующие сведения: пищевая ценность, состав, функциональное назначение, способы использования и эксплуотации, безопасность и надёжность.

Формы информации:

1. Словесная. Её плюсом является доступность, минусом – для её восприятия необходимо время.

2. Цифровая – применяется для дополнения словесной информации, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например: порядковые номера продукции, масса, объём, длина). Её плюсом является лаконичность, чёткость, единообразие, минусом – доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям.

3. Изобразительная – обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товаре. Её плюсами является: наглядность, доступность, эстетичность, эмоциональность; минусами: сведения очень ограниченны, поэтому она не заменяет а лишь дополняет словесную и цифровую информацию.

4. Символическая – это сведения о товаре передаваемые с помощью информационных знаков. Её плюсами является: лаконичность, однозначность; минусами: их восприятие требует определённой профессиональной подготовки.

5. Штриховая.

II Требования предъявляемые к товарной информации.

Основные три требования:

1. Достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре. Недостоверность информации может быть квалифицированна как информационная фальсификация.

2. Доступность – связана с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.

Доступность подразделяется на частные информации: а) Языковая доступность. В федеральном законе о защите прав потребителей указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке. б) Востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца предъявить её по требованию потребителя. в) понятность – это требования, предполагающие использование понятий, терминов, которые приводятся в стандартных справочниках.
3. Достаточность информации может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает представление в ней, как неполной, так и излишней информации. а) неполная информация – отсутствие определённых сведений о товаре б) излишняя информация – предоставление сведений, дублирующих основную информацию. Излишние сведения могут побудить к отказу от покупки.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты