Малый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы в социально-культурой сфере

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Недостаток производственных площадей, офисов

12

Действия правительства, властей

13

Коррупция, взятки

14

Недостаток материальной базы

15

Финансовая политика государства, действия ЦБ

16

Сбыт, поиск клиентов, потребителей

17

Высокие цены на сырье и материалы

18

Монополия государства, госпредприятий

19

Трудности с арендой

20

Разрыв экономических связей

21

Недостаток информации

22

Недостаток культуры, опыта

23

Необязательность партнеров

24

Проблемы собственности

25

Кадровые проблемы

26

Недостаток собственных средств

27

Невыгодность производства

28

Большая, громоздкая отчетность

29

Нет льгот

30

Рэкет

31

Невыгодность инвестиций' и

32

Конкуренция

33

Несовершенство рынка

34

Недоверие западных партнеров

35

Отрицательное отношение к предпринимателям

По материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем,М.,1995.


   Потеря административного управления, экономический хаос

и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого  бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

   Анализ развития предпринимательства показывает, что доля

предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг,  занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

   В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на  несколько  десятков  торгово-закупочных.

   Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала -  все это  затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

   Но главная  причина сокращения числа малых предприятий -

низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых

предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на  приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого  бизнеса в сфере материального

производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

   Еще один очень важный фактор негативного воздействия  на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

   Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

   Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

   Весьма остра  проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по

налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое  предпринимательство

 (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию

 лишь 5-10%  полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.  Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

   К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном  обеспечении  формирования  малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.  Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.



   По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

 -  нормативно-правовое;

 - финансово-кредитное;

 - информационно-техническое;

 - организационное;

 - кадровое и консультационное обеспечение;

 -  внешнеэкономическая деятельность.

   Также в государственной программе должны быть отражены

механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой

политики, материально-технического снабжения, системы офици-

альных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных

стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

   В программе необходимо предусмотреть формирование эффек-

тивных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и

рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринима-

тельства, информационной, консультационной и аудиторской дея-

тельности, а также создание комплексной государственно-об-

щественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства,

включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных

инвестиций к развитию предпринимательства.

   Для реализации данных программ должны быть привлечены не

столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования госу-

дарственных  ресурсов должно стать не выделение прямых инвес-

тиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.











































2.2. Социальная сфера и предпринимательство.

Для нормального развития малых предприятий необходимы не только определенные экономические условия, но и социальная база.

Пока социальная политика относится к числу наиболее слабых звеньев внутренней политики нашего государства. Это определяется, во-первых, низкой результативностью борьбы с инфляцией. И во-вторых, несмотря на все декларации, не только сохранился остаточный принцип выделения средств на финансирование социальной сферы, но прежде всего за счет нее осуществляется ставшее системой сокращение государственных доходов в ходе выполнения федерального бюджета.

Уже не первый год самые напряженные ожидания обострения социальной обстановки связаны с ситуацией на рынке труда. Относительный низкий уровень безработицы у нас по сравнению с другими странами объясняется, с одной стороны, тем, что мы еще не вступили в полосу массовых банкротств предприятий , а с другой – стремлением значительной части директорского корпуса сохранить трудовой коллектив, что само по себе мало соответствует канонам предпринимательского поведения. Поэтому никаких оснований для самоуспокоенности нет. В любой момент ария безработных может значительно пополниться. Потенциал для этого довольно значительный. Миллионы людей работают неполный рабочий день, неполную рабочую неделю или находятся в вынужденных отпусках. Острота положения усугубляется неуправляемостью, стихийностью процессов, которые происходят на рынке труда. Министерства и ведомства, ответственные за социальную сферу, выполняют пока лишь функции нормативного регулирования и в какой-то мере оперативного вмешательства в отдельные конкретные процессы на этом рынке. Не использует все свои возможности Федеральная служба занятости. Нуждается в доработке законодательство. На сегодняшний день нет механизма решения вопросов хронической безработицы, четких нормативных положений относительно лиц, лишившихся по истечении установленного срока права на получение пособия, но не устроившихся на работу. В связи с этим особую актуальность приобретает быстрейшая реализация предложений Торгово-промышленной палаты по развитию малого и среднего бизнеса, что позволило бы создать новые рабочие места.

Напряженный социальный климат в стране определяется также сложным положением с доходами населения. Временное снижение уровня потребления провозглашалось как неизбежная плата за переход к более высокому уровню жизни. Однако стихийное, неуправляемое развитие ситуации привело к непомерно высокой в социальном плане реформ. Продолжается резкое падение доли заработной платы по основному месту работы в общей структуре денежных доходов населения.( см. приложение 3). Она составляет уже менее 40% этих доходов. Структура доходов свидетельствует о падении роли основного места работы как источника заработка, а тем самым как сферы приложения труда.  Это негативно сказывается на производительности труда, отношении к нему.

Непоследовательность принимаемых мер в области социальной политики приводит к новым провалам и обострению ситуации в социально-трудовой сфере. Это сказывается и на росте забастовочного движения. Предотвратить перерастание социальной напряженности в острые социально-трудовые конфликты – задача чрезвычайной важности. На многих предприятиях, в отраслях уже формируются необходимые условия для полнокровного участия всех сторон в эффективном социальном партнерстве. Складывается также иерархия трехсторонних комиссий, система тарифных соглашений различного уровня и назначения, накапливается опыт и отрабатываются механизмы переговоров по разрешению социально-трудовых конфликтов.

В формировании системы социального партнерства и выработке общей стратегии национального предпринимательства особое место принадлежит Торгово-промышленной палате РФ. Палата сосредоточила свои усилия на формировании совместно с соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Концепции социальной политики в России. Была подготовлена «Национальная программа действий в области социальной политики и обеспечения занятости экономической безопасности», слушания которой состоялись в Парламентском центре России.

ТПП РФ активно участвует в подготовке предложений по улучшению работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, выработке механизмов успешной реализации принимаемых решений, создании соответствующей информационной базы и решении других вопросов соверщенствования партнерских отношений. Целесообразно включение объединений предпринимателей и в отраслевые тарифные соглашения. Палата располагает хорошими возможностями для анализа и мониторинга практики, форм и процедур процесса заключения коллективных договоров, тарифных переговоров, механизма предотвращения или выхода из конкретных конфликтных ситуаций, взаимодействия с профсоюзами. Она готова также отмечаться в годовом докладе организовать систематические взаимные обсуждения и консультации предпринимателей, профсоюзных деятелей, ученых, представителей законодательной и исполнительной власти с целью выработки общероссийской концепции социального партнерства не только на ближайшую, но и долгосрочную перспективу.

Заключение.

 

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче­ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:


· развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;


· занятие малым бизнесом является не только источником средств к  существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;


· объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;


· сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;


· массовое развитие МП.способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психодогии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.





























Список используемой литературы.


1.          Большие возможности малого бизнеса// Экономика и жизнь.-1996.-№7.

2.          Брагина Е. Малый бизнес: проблемы становления и развития: («Круглый стол»)//Общество  и экономика.-1996.-№7.

3.          Буров В. Без чего «малый» бизнес не будет большим//ЭКО-1996.-№7.

4.          Владимиров А. Поддержать малое предпринимательство-значит голосовать за будущее//Бизнес.-1996.-№4.

5.          Грачев И.Д. и др. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-1997.№1.

6.          Густов В. Поддержка малого бизнеса-приоритетная задача: (Ленинградская обл.)//Экономика и жизнь.-1997.-№33.

7.          Еще раз о сущности малого предпринимательства и его роли в функционировании рынка//Российский экономический журнал.-1996.-№10.

8.          Каменецкий В. Малый бизнес: проблемы, проблемы…//Деловой мир.-1994.-26 января.

9.          Люсов А.Н. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-1993.-№6.

10.      Малое предпринимательство: статистика//Экономика и жизнь.-1997.-№40.

11.      Малый бизнес в Москве-состоявшееся явление//Бизнес.-1997.-№6.

12.      Малый бизнес в России: оценка ситуации//Общество и экономика.-1996.-№9-10.

13.      Пантелеев В. Роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем регионов//Проблемы прогнозирования.-1995.-№5.

14.      Скребнев Э.В. Проблемы малого бизнеса//Экономика строительства.-1997.-№11.

15.      [Статьи о малом бизнесе в России]//Деловой мир.-1996.-№1.

16.      Хакамада И. Возрождение малого бизнеса может стать общенациональной идеей//Труд.-1997.-6 февраля.

17.      Чангли Д.Ф. Об определении рейтинга предприятия малого бизнеса//Деньги и кредит.-1998.-№2.

18.      Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России//Российский экономический журнал.-1997.-№5,6,7.

19.      Этапы развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики.-1996.-№7.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты