Национальные особенности российского предпринимательства
p> Программы структурной перестройки и экономического роста Правительства РФ

В принятых Правительством РФ программах структурной перестройки и экономического роста до 2000 и 2005 годов развитие малого предпринимательства было определено в числе первоочередных задач социально- экономического развития России.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых:

-- доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений) благотворительных и иных фондов не превышает 25%;

-- доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Кроме того, установлены ограничения по численности. В частности средняя численность работников за отчетный период не должна превышать в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Для многопрофильных предприятий, имеющих несколько видов деятельности, отнесение к малым осуществляется по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
Становление малого предпринимательства сталкивается с проблемами как на уровне страны в целом, так и в региональном разрезе, в частности, в масштабах отдельной области.
Важной частью в развитии малого предпринимательства является его социальная направленность. В настоящее время около 500 тыс. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы в сфере малого бизнеса. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основной возможностью создания новых рабочих мест.
Многие из зарегистрированных МП являются местом второй или третьей работы для работников крупных промышленных предприятий и объединений, вынужденных искать дополнительный приработок. Нередки случаи, когда регистрация МП осуществляется с целью облегчить одноразовые сделки и минимизировать налоги в рамках закона.
Недостаток капитала для развития малого предпринимательства, высокий банковский процент по кредитным ресурсам обусловливают доминирование в секторе малого бизнеса микрофирм, основанных на “самозанятости” и занимающихся быстроокупающимися услугами и операциями.
Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям:

-- осуществление органами государственной власти правовой защиты субъектов малого предпринимательства от незаконных действий должностных лиц;

-- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

-- совершенствование налоговой политики;

-- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально- технических и информационных ресурсов, а также научно- технических разработок и технологий;

-- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Для оценки условий, в которых действуют МП, необходимо проанализировать барьеры входа на рынок новых предприятий и препятствия для расширения деятельности уже функционирующих предпринимательских структур, которые могут носить как объективный характер, обусловленный особенностями данной отрасли, так и быть вызваны деятельностью органов власти и управления всех уровней, в том числе в таких сферах как налогообложение, лицензирование, квотирование, порядок регистрации предприятий и предоставления производственных помещений и земельных участков. Все это можно определить как административные барьеры входа предприятий на рынок, то есть препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами или вызванных произвольными действиями органов власти различного уровня, затрудняющими создание и развитие МП.
Следует отметить, что еще сохраняются определенные препятствия на пути развития малого предпринимательства. Основными причинами, которые сдерживают развитие малого предпринимательства, являются:

-- неустойчивый и незавершенный характер законодательной базы, регулирующей деятельность малых предприятий;

-- несовершенство структуры органов управления, на которые возложены координация деятельности и государственное регулирование малого предпринимательства, и в этой связи недостаточная координация действий по государственной поддержке малого бизнеса;

-- отсутствие эффективной стимулирующей налоговой политики и инвестиционной поддержки;

-- низкая платежеспособность, снижение спроса на продукцию;

-- проблемы лицензирования отдельных видов деятельности;

-- сложность организации каналов сбыта и др.
Кроме того, серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес.
Именно административным препятствиям в становлении новых предпринимательских структур необходимо уделить особое внимание, поскольку их устранение не требует значительных затрат и полностью зависит от реальных целей государственной политики, совершенства законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности и уровня правовой культуры.
Вновь создаваемое МП вынуждено еще до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства на внесение части уставного капитала, оплату услуг регистрирующего органа, органов статистики, госпожарнадзора, санэпидемнадзора, вневедомственной охраны и т.д. Тем самым создается финансово-административный барьер для открытия МП, величина которого (в стоимостном выражении) различна для разных отраслей и регионов, но составляет по экспертным оценкам более 50 млн. руб, а с учетом налогового пресса эта цифра значительно возрастает.
В совокупном объеме затрат, связанных с созданием и регистрацией предприятия, условно можно выделить две основные составляющие:

-- “переменные” затраты (приобретение оборудования, аренда помещений, наем персонала и др.), которые обусловлены конкретным видом деятельности предприятия и его местоположением;

-- “постоянные” затраты, связанные с выполнением обязательных процедур, необходимых для регистрации предприятия: подготовка устава и учредительного договора, нотариальное заверение учредительных документов и подписей, сбор за государственную регистрацию, постановка на учет в органах статистики и налоговых органах, внесение уставного капитала, изготовление печатей.
Практика превратила лицензирование в фактор торможения развития малого предпринимательства, способствовала неоправданному разрастанию на местах бюрократического аппарата, создала потенциальные условия для коррупции, а также причинила предпринимателям прямой материальный ущерб.
Наблюдается тенденция подмены отмененного в некоторых сферах лицензирования другими формами разрешительной практики. Так, в ряде регионов под видом местных сборов за право торговли фактически введено ее лицензирование.
Аттестация предприятий торговли и общественного питания с выдачей свидетельств установленного образца также фактически означает лицензирование этих видов деятельности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 29.06.98 г.. № 730 п. 4 “О мерах по устранению административных барьеров при развитии малого предпринимательства” с целью снижения барьеров, препятствующих выходу предпринимателей на рынок, связанных с лицензированием, минимизации принудительных или фискальных сторон лицензирования, а также в целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления основ единого рынка принят Федеральный закон от 25.09.98 г. №
158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”. По нашему мнению, положения о лицензировании конкретных видов деятельности должны разрабатываться соответствующими ведомствами совместно с общероссийскими корпоративными и отраслевыми объединениями предпринимателей. При этом необходимо обеспечить вневедомственный порядок выдачи лицензий через систему специальных лицензионных органов, действующих на основе законодательства и положений о лицензировании, с привлечением независимых экспертов. Следует исходить из базового принципа, что лицензируются только те виды деятельности, которые: a) непосредственно связаны с безопасностью государства; б) могут причинить непосредственный вред здоровью граждан.
В настоящее время существует избыточность контролирующих органов и дублирование их функций. Контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных контрольных органов. Контрольные проверки носят бессистемный характер. Различные органы требуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой.
Предприниматели в большинстве случаев не имеют достоверной и достаточной информации о правах и полномочиях контролирующих органов, определяемых внутренними инструктивными документами, и не могут отстоять свои интересы.
Ответственность контрольных органов за допускаемые ими нарушения, как правило, четко не установлена.
В процессе упорядочения контрольной деятельности органов исполнительной власти целесообразно осуществить, по нашему мнению, следующие согласованные меры:

-- определить предельный перечень федеральных и местных органов исполнительной власти и управления, допущенных к осуществлению контрольных функций;

-- определить регламентные сроки, периодичность и последовательность контрольных проверок различными органами;

-- исключить практику дублирования проверок различными подразделениями одной структуры;

-- установить порядок публичной отчетности об осуществлении контрольных функций;

-- обеспечить осведомленность предпринимателей о правах контрольных органов и нормативных документах, регламентирующих их деятельность, что позволит исключить возможность произвола и необоснованных требований со стороны указанных органов;

-- установить порядок, при котором внеочередная контрольная проверка предприятия может производиться только по постановлению суда.
Отдельные действия местных органов власти нередко сдерживают развитие МП.
Региональные органы своими решениями создают многочисленные барьеры для входа на рынок новых малых предприятий путем введения местных ограничений.
Это проявляется:

-- при распределении находящихся в ведении органов власти ограниченных ресурсов;

-- в ущемлении прав отдельных хозяйствующих субъектов либо предоставлении одним из них эксклюзивных прав и индивидуальных льгот при кредитовании и субсидировании;

-- в возложении на хозяйствующие субъекты (как правило, занимающие доминирующее положение на рынке) отдельных функций государственного управления и контроля.
В условиях, когда значительная часть ресурсов, необходимых для начала и развития предпринимательской деятельности (объекты недвижимости, природные ресурсы, земля), находится в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, порядок предоставления этих ресурсов и степень их доступности для предпринимателей становятся важными факторами развития малого бизнеса.

Сравнение малого предпринимательства России и зарубежных стран

Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально- экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.

В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек. (Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.).
Совокупный оборот предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю.

В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек.
Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек.

Половина предприятий в ЕС являются "one-men businesses", где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, эти очень маленькие предприятия предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий – строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70% работающих на этих предприятиях заняты в торговле и услугах.

Около 1,1 млн. предприятий имеют число работающих от 10 до 249 человек.
Эти предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота.

Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах.
Остальные 45% занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности.

Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249 работников. Под это определение подпадает около 1% предприятий Западной
Европы. На средних предприятиях работает около 15% всех занятых в экономике, они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.

Крупными предприятиями считаются те, на которых работает 250 или более работников. В категорию крупных входят всего 30 000 предприятий, которые предоставляют 34 млн. рабочих мест и дают 4 000 триллиона экю оборота. Их общее количество - порядка 0,2% от числа всех предприятий Западной Европы.
На крупных предприятиях работает треть всех занятых в странах-членах ЕС, они производят треть от общего оборота.

В среднем, на крупном предприятии работает 1000 работников. Крупные предприятия доминируют в капиталоемкой промышленности и в таких "крупных" услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование.

Таким образом, распределение предприятий в странах ЕС очень неравномерное: 1% предприятий (средние и крупные) насчитывают более половины всех занятых и обеспечивают более половины суммарного оборота.
Малые предприятия, благодаря своей огромной численности, также обеспечивают около половины общей занятости и, следовательно, имеют значительный вес в экономике.

Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и "крупных" услугах (big service suppliers).

Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными организациями. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде.

Общественное поведение представителей малого предпринимательства основано на прямой зависимости от местных и национальных интересов и с силу этого понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп.

К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года - 7-8%, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.

Основные характеристики малых предприятий представлены в таблице:

Характеристики МП
|ХАРАКТЕРИСТИКИ |ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК |
|Размер фирмы |Мала по размеру. |
|Ассортимент |Отсутствие тщательно спланированного и |
| |сбалансированного ассортимента. |
|Финансирование |Стеснены недостатком финансовых ресурсов. |
|Ценообразование |При разработке ценовой политике не используются|
| |сложные стратегии. Цена определяется на основе |
| |себестоимости. |
|Отношения с рынком |Не имеют контроля над рынком. Уязвимы перед |
| |конкуренцией и неблагоприятными изменениями на |
| |рынке. Гибкое реагирование на изменение спроса.|
|Управление |Гибкие организованные структуры, преимущество |
| |командной работы. Решения принимаются одним |
| |человеком (владельцем фирмы) и зависят от его |
| |личных качеств. |
|Поиск информации |Предпочтение отдают личному сбору данных по |
| |своим связям. |

Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах:
|Страны |Кол-во |Колич.МПС |Занято в|Доля МСП в |Доля МСП в |
| |МСП |на 1000 |МПС |общей |ВВП (%) |
| |(тыс) |жителей |(млн.чел|численности| |
| | | |) |занятых (%)| |
|Великобритания|2630 |46 |13.6 |49 |50-53 |
|Германия |2290 |37 |18.5 |46 |50-52 |
|Италия |3920 |68 |16.8 |73 |57-60 |
|Франция |1980 |35 |15.2 |54 |55-62 |
|Страны ЕС |15770 |45 |68 |72 |63-67 |
|США |19300 |74.2 |70.2 |54 |50-52 |
|Япония |6450 |49.6 |39.5 |78 |52-55 |
|Россия |844 |5.65 |8.3 |13 |10-11 |

Заключение

Сложившуюся в настоящее время ситуацию в регионах характеризуют следующие основные черты:

-- отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним, что ограничивает конкуренцию и создает условия для теневых соглашений между предпринимателями и служащими соответствующих органов управления;

-- недостаточная степень конкурентности и открытости в предоставлении ресурсов, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов МП;

-- усложненность процедуры доступа к ресурсам, ведущая к существенным потерям времени и финансовых средств;

-- нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы

(прежде всего, недвижимость) в хозяйственной оборот, преимущественное предоставление недвижимости и оборудования на условиях краткосрочной аренды.
Создаются условия для льготного предоставления объектов недвижимости отдельным структурам, находящимся в тесном контакте с органами власти, при существенном ограничении доступа к этим объектам для потенциальных конкурентов.
Заключение арендных договоров сопровождается включением в них дополнительных условий, не относящихся к предмету договора и предусматривающих различные финансовые отчисления, так называемую помощь,
“сотрудничество” с внебюджетными фондами и т.д. Допускаются также случаи безосновательного расторжения договоров и изменения размеров арендной платы в одностороннем порядке.
Установленные местными властями методики расчета арендной платы по объектам государственной и муниципальной собственности в ряде случаев также создают неравные условия для хозяйствующих субъектов, например, путем установления базовой ставки арендной платы для государственных предприятий ниже, чем для аналогичных предприятий других форм собственности, действующих на том же рынке.
Во многих случаях предоставление государственными и местными властями исключительных прав и преимуществ непосредственно связано с формой собственности предприятия, причем предпочтение, как правило, отдается государственным и муниципальным предприятиям, ранее находившимся в ведении соответствующих органов власти.
Традиционным методом регулирования рынка, ограничивающим самостоятельность субъектов предпринимательства, остается практика административного установления цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг. Необходимы меры по оптимизации системы таможенной очистки товаров, ввозимых предпринимателями.
Таким образом, перед малым предпринимательством стоит немало проблем, преодоление которых должно стать приоритетной задачей региональной политики.

Список литературы

1. Автономов В.С. Предпринимательская функция в экономической системе. –

М.,1990.

2. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. – М., 2001

3. Аборнева О.И., Воронин В.П. «Проблемы развития малого предпринимательства в России» Менеджмент в России и за рубежом №2 /

2000

4. Малые предприятия (Субъекты малого предпринимательства в Российской

Федерации): Правовые основы деятельности. Бухгалтерский учет.

Налогообложение. Отчетность. - М.:"Ось-89", 1996. – 96 с.

5. Прилуцкий Леонид. Малые предприятия: Регистрация. Лицензирование.

Упрощенная форма учета и отчетности. Льготы.-М.:Ось-89, 1997. –146 с.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты