Закона Украины «О предпринимательстве», определяющей основы государственного регулирования предпринимательства, представляется её излишне общий характер, отсутствие обозначения многих форм воздействия государства на предпринимательскую деятельность?.
Многочисленные и разнообразные виды деятельности, подпадающие под
понятие государственного регулирования экономики, можно классифицировать в
зависимости от того, в чью пользу они осуществляются. Так, одни виды
регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей (например, запрет
ценовой дискриминации среди конкурирующих субъектов предпринимательской
деятельности, защита малого и среднего предпринимательства), другие — на
защиту потребителей (регулирование безопасности товаров,
добросовестности рекламы) либо могут
________________
? Саниахметова Н. „Государственное регулирование экономики и предпринимательства”.
// Підприємництво, господарство, право. – 2001. - № 7. – ст. 4.
осуществляться в общественных интересах в целом (защита окружающей среды).
Классификация регулирования возможна также в зависимости от того,
воздействует ли оно на отдельную отрасль экономики либо на экономику в
целом, т. е. имеет узкоотраслевую направленность либо общеэкономическую.
Некоторые виды воздействия могут осуществляться в отношении отдельных
отраслей, в то время как большинство типов регулирования воздействуют на
экономику в целом.
Государственное регулирование экономики также можно подразделить на два типа в зависимости от того, нацелено ли оно на замену конкуренции либо является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей. Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективно удовлетворение спроса в отсутствие конкуренции, при функционировании одного субъекта предпринимательства. Наиболее крупный субъект предпринимательской деятельности в такой отрасли является и наиболее эффективным, поскольку его расходы на единицу продукции минимальные. Такой субъект способен вытеснить конкурентов с рынка, и меньшие по размерам субъекты предпринимательства не могут конкурировать с ним. При отсутствии регулирования в такой отрасли монополия способна установить более высокие цены, чем это обусловлено расходами производства.
Государственная политика в отношении естественной монополии заключается в том, что одному крупному субъекту дозволено функционировать на рынке, но при этом использовать регулирование его деятельности для предотвращения монопольных цен. Следовательно, регулирование естественной монополии позволяет государству использовать преимущества отраслей экономики с объемной продукцией без возложения на потребителей бремени монополистических цен и без затрат на преобразование монополистов в малые и средние предприятия, которые будут производить то же или меньшее количество продукции, но по более высоким ценам.
Оказание коммунальных услуг — типичный пример такой монополии, а
регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства
— это примеры государственного регулирования. Основанием для
государственного регулирования является то, что параллельные и
конкурирующие субъекты, оказывающие коммунальные услуги (электро-, газо-,
водо- и т. п. снабжение), будут дублировать друг друга и приводить к более
высоким затратам потребителей. Конкуренция в таких отраслях нестабильна и
неэффективна, однако отсутствие регулирования природных монополий может
привести к повышению цен и, следовательно, необоснованному обогащению
производителей за счет потребителей. Государственное регулирование в таком
случае означает регулирование цен природных монополий и ограничение или
устранение доступа конкурентов на рынок.
Таким образом, вышеуказанный тип регулирования экономики охватывает
случаи необходимости регулирования ввиду того, что конкуренция не может
работать в теории или в практике, поскольку может существовать только один
субъект предпринимательской деятельности и, как следствие, нет конкурента,
соперничающего с ней. Такое регулирование требуется в ситуации с природной
монополией – альтернатива конкуренции для предотвращения злоупотребления
монопольной властью. Цель регулирования в этой ситуации - удержать затраты
и цены низкими, а обслуживание и качество - высокими. Экономическое
регулирование осуществляется для достижения тех же рыночных целей, что и
конкуренция.
Второй тип регулирования отличается от первого тем, что он не заменяет
конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения
специфических целей. Он действует в тех ситуациях, когда нерегулируемый
рынок не обеспечивает определенные общественные интересы, например, при
недостаточности информации о товарах на рынке. Многие субъекты
предпринимательской деятельности в незначительной степени заинтересованы
либо вовсе не заинтересованы в обеспечении потребителей достаточной
информацией о качестве и характеристиках товаров.
Целью регулирования в таких случаях является защита прав потребителей, их здоровья и безопасности путем информирования потребителей о товарах, производимых и реализуемых на рынке. Регулирование в этой сфере может принимать формы установления государственных требований и стандартов относительно маркировки и сертификации товаров, обозначения товарных знаков и др.?
Государство использует множество форм воздействия и механизмов для
непосредственного или опосредованного воздействия на субъектов
предпринимательской деятельности. В них проявляются различные аспекты
государственного воздействия на нее, включающие содействие
предпринимательству, планирование, регулирование. Кроме того, государство
во взаимоотношениях с предпринимателями может выступать в качестве
покупателя, собственника, менеджера экономики. Свою функцию поддержки
предпринимательства государство выполняет посредством субсидий и иных форм
финансовой помощи, которые предназначены для содействия отдельным отраслям
промышленности, регионам страны, а иногда и отдельным предпринимателям.
Некоторые из этих форм поддержки так же разнообразны, как их число, и
направлены на стабилизацию экономики, поддержку сбалансированной экономики,
стимулирование инноваций. Государственные субсидии, предоставляемые
отдельным отраслям экономики, поддерживают предпринимательство посредством
предоставления финансовых средств или услуг. Кроме прямых субсидий,
________________
? Саніахмєтова Н.А. Підприємницьке право: Суб’єкти підприємництва.
Кредитування. Оренда. Лізинг. Зовнішньоекономічна діяльність. Інвестиції.
Антимонопольне законодавство. Захист від недобросовісної конкуренції.
Реклама: Навч. Посібник. – К.: А.С.К., 2001. –с. 60.
государство также оказывает содействие посредством принятия на себя
значительных затрат на научно-исследовательские работы в отдельных
отраслях, которые считаются важными для обеспечения национального
благосостояния и обладают комплексной технологией?.
К инструментарию государственного регулирования предпринимательства можно
отнести:
- законодательные меры, развёрнутое правовое регулирование различных отношений; при этом особо важную роль играет антимонопольное, или конкурентное законодательство;
- непосредственное управление государственной собственностью ( в том
числе находящимися в собственности государства природными и финансовыми
ресурсами), доля которых в странах с развитой экономикой достаточно велика
( до одной трети основного капитала), и использование её в целях
воздействия на процессы социально-экономического развития в общественных
интересах;
- программирование (планирование) экономического и социального развития;
- создание путём учредительства или национализации государственных либо смешанных компаний:; определение статуса корпораций и других субъектов хозяйствования; приватизация и деприватизация предприятий;
- государственные закупки товаров и услуг;
- меры по стимулированию капиталовложений в технически передовые отрасли;
- государственное финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ;
- дотации и субсидии частным и государственным предприятиям, выделяемые из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
- кредиты, субсидируемые государством или предоставляемые под
________________
? Кулик В. „Поняття державного регулювання підприємництва”. // Держава і право: Збірник наукових праць. Юридичні і політичні науки. Випуск 3. – К.:
Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України; Спілка юристів
України; Видавничий Дім „Юридична книга”, 1999. – с. 179.
низкий процент;
- налоговые льготы;
- экспортные субсидии
Государство может являться своеобразным гарантом отдельных субъектов предпринимательства, не допуская их банкротства, если это может привести к неблагоприятным последствиям для всей экономики. Оно выступает в качестве покупателя, закупая товары и услуги предпринимателей для государственных нужд.
Кроме того, государство осуществляет функции собственника в отношении государственной собственности, а также участвуя в предприятиях, основанных на соединении частной и государственной собственности. Выступая в роли менеджера экономики, государство широко использует финансовую, монетарную политику и политику планирования. Государство также воздействует посредством мониторинга субъектов предпринимательской деятельности, в частности, требований представления определенных видов информации, например, финансовыми институтами и иностранными инвесторами.
Хотя государственное регулирование предпринимательской деятельности основывается на законодательстве, однако не исчерпывается им, поскольку это сложный процесс, охватывающий в комплексе различные организационно-правовые средства. Организационный аспект государственного регулирования проявляется в создании определенных государственных органов и наделении их соответствующими полномочиями для оказания целенаправленного воздействия на экономические отношения и предпринимательскую деятельность.
При осуществлении государственного воздействия на экономику во избежание неадекватности используемого метода регулирования и его цели необходимо принимать во внимание следующее. В структурно конкурентных отраслях приоритет должен быть отдан рыночной системе перед регулированием рынка. Для достижения целей воздействия необходимо использовать не одно средство, а систему средств и методов, включая стимулы. Государству следует осуществлять и продолжать экономическое дерегулирование в тех сферах, где складывается эффективная конкуренция. Имеется много сфер экономики, где альтернативы регулирования могут работать более эффективно, чем регулирование для достижения тех же целей.
Немаловажное значение в осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности в Украине имеет Указ Президента Украины «О введении единой государственной политики в сфере предпринимательства» от 22 января 2000года?.
Этот указ издан с целью недопущения сужения содержания и объёма права граждан на предпринимательскую деятельность, введения эффективного государственного регулирования в сфере предпринимательства.
В нём закреплено положение о том, что обеспечение проведения единой регуляторной государственной политики в сфере предпринимательства является одним из главных приоритетов в деятельности органов исполнительной власти относительно осуществления экономических реформ.
Под единой регуляторной государственной политики в сфере предпринимательства признаётся деятельность, направленная на достижение оптимального регулирования государством предпринимательской деятельности, устранение правовых, экономических и административных препятствий в реализации права на предпринимательскую деятельность.