В настоящее время в условиях экономического и финансового кризиса, а также хронического недобора налогов российское правительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам. Для решения этих проблем предприняты определенные шаги в области налоговой политики, связанные с введением новых налогов, среди которых особый интерес представляет единый налог на вмененный доход в сфере малого предпринимательства, введенный соответствующим Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ.
Данный налог носит преимущественно фискальный характер и его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. Введение этого налога позволит значительно сократить оборот “теневого” капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.
Кроме того, налог позволит расширить базу налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов, а также позволит снизить уровень налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков и упростить систему учета и отчетности в сфере малого бизнеса, что позволит избежать злоупотреблений в налогообложении малого бизнеса. Помимо этого, введение такого налога позволит подвести под законное налогообложение ранее неконтролируемый наличный денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, сегодня реализуется от 40 до 70 процентов всех товаров и услуг в малом бизнесе.
Следует также отметить, что по расчетам экспертов
Минэкономики, если сейчас предприниматели малого бизнеса уплачивают в среднем 3 млрд. рублей в месяц, то после введения такого налога они будут платить 15 млрд. рублей. Кроме того, особый эффект этот налог будет иметь в сфере розничной торговли. Там также уплачивается в среднем в месяц сегодня по
России 2,6 млрд. рублей в месяц - после введения данного налога эта цифра вырастет, по оценкам Минэкономики, до 13,4 млрд. рублей в месяц. Всего же на сегодняшний день в России в сфере малого бизнеса занято 26 млн. человек.
Таким образом, на единый налог на вмененный доход возлагаются большие надежды и его введение будет выгодным прежде всего для государства и в меньшей степени для субъектов малого предпринимательства
Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.
Применительно к единому налогу необходимо уточнить вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица
(предприниматели) в определенных сферах деятельности.
Следует отметить, что с экономической точки зрения, ограничения по сферам деятельности является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения – всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов.
Сущность любого налога, также как и единого налога на вмененный доход определяется его функциями.
Большая часть экономистов склонны выделять две основные функции налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция предполагает, что налог обеспечивает доходную базу государственного бюджета и внебюджетных фондов, а экономическая, в свою очередь, предполагает воздействие со стороны государства на процессы общественного воспроизводства и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов.
Применительно к единому налогу следует отметить, что данный налог носит преимущественно фискальный характер, выраженный стремлением государства решить проблему хронического недобора налогов, столь актуальную для последнего времени. Как уже упоминалось ранее, его применение, по мнению экспертов Министерства экономики РФ, позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз.
Регулирующая сторона единого налога на вмененный доход проявляется слабее, что, по мнению экономистов, связано прежде всего с недостаточной степенью проработанности механизма взимания данного налога.
Особое внимание заслуживает объект обложения данным налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты.
С экономической точки зрения доходы в рамках народного хозяйства в целом делятся на первичные и производные.
Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. К ним относятся заработная плата, рента, перераспределенная прибыль и процентные платежи.
В свою очередь, к производным доходам относятся доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Основными каналами перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные организации.
Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход относятся, к группе производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что определение величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно.
Неразработанность системы оценки вмененного дохода может привести к значительному росту злоупотреблений как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке ожидаемого дохода предпринимателя, а у вторых - неверно указать, к примеру, расположение торгового предприятия, что повлечет снижение причитающегося к уплате налога.
Действующий порядок применения единого налога на вмененный доход и пути его совершенствования.
В настоящее время порядок применения единого налога на вмененный доход определяется в Федеральном законе от 31 июля
1998 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», носящем рамочный характер, и некоторыми другими нормативными актами, среди которых необходимо выделить:
- Приказ Госналогслужбы РФ от 12 августа 1998 г.
N БФ-3-02/182, в котором утверждена примерная форма расчета единого налога с вмененного дохода.
- Приказ Госналогслужбы РФ от 9 сентября 1998 г. № БФ-3-
02/234, в котором отражена форма уведомления о переводе налогоплательщика на уплату единого налога с вмененного дохода.
- Письмо Правительства РФ от 7 сентября 1998 г. N 4435п-
П5, в котором приведены рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих
- Постановление Правительства РФ от 3 сентября
1998 г. N 1028, в котором утверждена форма свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Применение закон о едином налоге на вмененный доход предполагает включает в себя определение следующих основных моментов:
- место налога в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства;
-круг плательщиков данного налога;
-объект обложения данным налогом ;
-методика расчета налога
-порядок исчисления и сроки уплаты налога;
-совершенствование существующего порядка
Место единого налога на вмененный доход в системе налогообложения малых предприятий
Необходимо отметить, что переход на уплату данного налога значительно сокращает перечень уплачиваемых налогов, установленный ст. 19-21 Закона «Об основах налоговой системы
РФ». В то же время за налогоплательщиком сохраняется обязанность уплаты ряда налогов, среди которых:
- государственная пошлина;
- таможенные пошлины и иные таможенные платежи;
- лицензионные и регистрационные сборы;
- налог на приобретение транспортных средств;
- налог на владельцев транспортных средств;
- земельный налог;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- подоходный налог, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье
3 настоящего Федерального закона;
- удержанные суммы подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
Таким образом, видно, что введение единого налога на вмененный доход не означает переход к уплате субъектами малого предпринимательства какого-то одного налога, тем не менее вышеуказанный перечень налогов значительно меньше, чем для остальных юридических лиц.
Плательщиками единого налога являются согласно ст. 3 Закона юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица
(предприниматели) в определенных сферах деятельности, представленные ниже в виде схемы 1. (знак "+" означает обязательность перехода на единый налог на вмененный доход)
При этом следует обратить внимание на то, что филиалы юридических лиц не будут самостоятельными плательщиками единого налога.
Ст. 83 Общей части Налогового кодекса Российской
Федерации, предусмотрено, что организации, в состав которых входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории России, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и
(или) представительства.
В связи с этим организации будут обязаны уплачивать единый налог по месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и представительств должны представляться расчеты по единому налогу, а налоговые органы должны выдавать Свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению) (Письмо Госналогслужбы РФ от
26.08.98 N КУ-6-02/553).
Схема 1.
Сферы деятельности:
Оказание ремонтно-строительных услуг, (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий (Предприниматели +)
Оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов) (Организации+ и предприниматели+)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9