Предпринимательская Тайна

         Обширны и направления предпринимательской деятельности. Это внутренние и внешние экономические сферы производственной, посреднической, коммерческой, научно-технической, инвестиционной, сервисной деятельности.

         Если подвести итог краткому анализу, то можно убедиться, что субъекты предпринимательства, формы и направления их деятельности далеко не равнозначны, а следовательно, и информационные потоки, циркулирующие в этих сферах, не равноценны.

Так, государственные предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут обладать сведениями, определяемыми как государственные или служебные секреты.

         Информация государственных режимных предприятий (учреждений), в зависимости от степени важности (ценности), подразделяется на сведения, составляющие:

-        государственную тайну;

-        военную тайну;

-        служебную тайну;

-        иные сведения, не составляющие тайны, но представляющие интерес для иностранных спецслужб.

         Наряду с режимными мерами, безопасность государственных секретов обеспечивается также нормами уголовного закона.

          Уголовная ответственность за посягательство на государственные и другие средства предусмотрена: ст.64, 65, 75, 76-1, 259(кроме п.”д”) УК РСФСР.   (Здесь и далее рассматривается ныне действующий - “старый” - Уголовный кодекс, так как  “новый” Уголовный кодекс вступает в действие с 1 января 1997 года).

         Защита государственной секретной информации возложена на сотрудников режимных служб и правоохранительных органов (ст. 126 УПК РСФСР).

         Обеспечение безопасности государственной интеллектуальной собственности под грифом “сов. секретно”, “секретно” не имеет прямого отношения к защите частной предпринимательской информации. Однако следует указать на некоторые исключения. В случае, если спецслужба иностранного государства проявит интерес к получению определенной предпринимательской информации, то наряду с другими мерами оказывать ей противодействие будет и контрразведка. Под защиту специальных органов государства может быть взята предпринимательская информация, оцененная как особо важная не только для ее частного собственника, но государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних.

         Что касается основной массы предпринимательской информации, то она подобной уголовно-правовой, оперативно-следовательной и режимной защитой не обладает и не пользуется.

         В гражданском законодательстве, тем не менее, предпринята попытка узаконить предпринимательскую (коммерческую)  информацию в качестве защищаемой.

         Воспроизведем статью 139 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, называющейся: “Служебная и коммерческая тайна”:

         “1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

         2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

         Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско - правоввому договору”.

         По существу в пункте 1 вышеизложенной статьи законодатель дал определение понятию “коммерческая тайна”.

         Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы:

-        субъектом оценки предпринимательской (коммерческой) информации является ее владелец (собственник);

-        поступившие сведения и их источник подлежат обязательной перепроверке;

-        ценность информации определяется с помощью  таких критериев (свойств), как полезность, своевременность и достоверность;

-        предпринимательская информация в зависимости от ценности имеет свою стоимость;

-        информация подлежит защите при условии, что ценность информации зависит от сохранности в тайне от третьих лиц, доступ к информации закрыт на законном основании, обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране;

-        использование правовой системы позволяет предпринимателю правильно отделять частную информацию от сведений, составляющих государственные секреты, и не допустить конфликта с действующим уголовным правом.

3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ   ВОПРОСЫ 

ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ   ИНФОРМАЦИИ.

 


         Приступая к рассмотрению третьей группы сведений, относящихся к специально-оперативной (т.е. наличия способности быстро что-либо осуществить на практике) информационной системе, следует отметить, что она направлена на защиту не всей предпринимательской информации, как отмечалось уже выше, а только к особо выделенным, ценным сведениям.

         Предпринимательская информация, циркулирующая в рыночно-конкурентной  сфере деятельности, подразделяется на техническую, организационную, коммерческую, финансовую, рекламную, о спросе-предложении, конкурентах, криминальной обстановке и др. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо уточнить следующие вопросы:

1.       Какие сведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним (от кого?);

2.       Какие сведения невыгодно скрывать (почему?);

3.       Какие сведения подлежат охране (кем и от кого ?).

         Ответ  на первый вопрос дало российское правительство в своем постановлении “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”. К ним относятся:

-        организационные сведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

-        финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);

-        сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

-        сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий).

         не вполне определенным остается вопрос о том, кому предприниматель обязан предъявлять по требованию перечисленные сведения? Вместе с тем, исходя из характеристики информации, можно предполагать, что претендовать на ознакомление с этими сведениями могут в пределах своей компетенции:

-        прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом;

-        правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;

-        налоговые службы (управления);

-        аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца);

-        профсоюзы;

-        государственные предприятия (учреждения);

-        санэпидемстанции;

-        экологические организации;

-        предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ним в сделку.

         Данный перечень не является исчерпывающим.

         Указанные сведения не являются предметом защиты от ознакомления с ними третьих лиц, но это не исключает их охраны от общеуголовных преступлений.

         Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается прежде всего рекламной информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции. Практически реклама широко начинает входить в нашу жизнь. Однако пропаганда и широкое распространение рекламы имеют не только положительную, но и отрицательную сторону для предпринимателя. Суть в том, что рекламная информация становится достоянием не только законопослушных граждан (на которых она и рассчитана), но и преступных элементов. Предпринимательская информация, рекламируемая в газетах, в журналах, по телевидению, радио помогает преступникам выйти на обьект будущего посягательства, изучить его слабые (уязвимые, например, для закона отдельные виды деятельности, различного рода махинации) стороны, а затем принять решение, каким способом получить для себя от него выгоду.

         Предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен быть готов к возможному посягательству и своему ответному действию. Некоторые из них, в подобных ситуациях, пытаются найти защиту от преступников у таких же преступников, но из другой группировки. В итоге, запутавшись с преступным миром, попадают под их полное влияние, а иногда лишаются своих предприятий (фирм).

         Целесообразнее все же защиту искать не у тех же преступников, а в службах по борьбе с организованной преступностью (милиции или органов госбезопасности), частных сыскных организациях.

         Что касается предпринимательства в сыскной сфере деятельности, то она начинает получать достаточное освещение в прессе, включая интервью отдельных сотрудников об оказываемых услугах (кому и в каких случаях).

         Кстати, в Великобритании частным детективным службам запрещается рекламировать оказываемые ими услуги в средствах массовой информации. Единственным источником, рекламирующим их деятельность, является, специально издаваемый в этих целях, справочник.*

         Итак, предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен знать, с какими препятствиями он может столкнуться, и как он сможет их преодолеть в своей конкретной ситуации. Не выход из данного положения и конспирация предпринимательской деятельности, как пытаются это делать некоторые фирмы. Без клиентуры, в зависимости от видов хозяйствования, они не будут иметь необходимой прибыли. Выход один - обеспечить свою безопасность с помощью государственных и частных форм защиты.

         К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя, и на них не распространяется законный доступ третьих лиц. С понятием ценной информации мы уже определились. Проблема состоит в том, кто и как должен обеспечить сохранность информации.

         Если обратиться к законодательным актам, то ни один из них не ставит прямо под свою защиту данный вид собственности. Если допустить, что такая норма имелась бы, например, в уголовном кодексе, то это еще не говорило бы о том, что предпринимательская информация надежно запрещена. Наличие нормы предполагает, что в случае нарушения содержащегося в ней запрета, виновный понесет соответствующее наказание. Положительным в плане предупреждения такого преступления служил бы еще сам факт наличия такой нормы, т.е. запрет на совершение указанного действия, ибо за него наступит ответственность. Действующее законодательство подобных условий пока не создает.



4. ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты