Предпринимательство как основа экономики
p> Динамика развития предпринимательства на Украине.

Многообразие форм собственности породило многообразие форм ведения хозяйства, т.е. каждой форме собственности соответствует определенная организационная форма хозяйства.

Во всех странах с рыночной экономикой существуют разнообразные предпринимательские предприятия или, предпринимательские фирмы, классификация которых осуществляется по качественным и количественным параметрам.

Основным качественным параметром при таком разграничении является тип собственности, на котором базируется предприятие, например, частной, совместной, государственной. Наряду с этим разграничение по качественным параметрам может осуществляться по характеру и содержанию деятельности; по объемам и ассортименту выпускаемой продукции; по способу вхождения в различные международные союзы; по способам и методам ведения конкурентной борьбы и т.п.

Основным количественным параметром классификации форм бизнеса выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с этим критерием предпринимательские предприятия делятся на малые, средние и крупные.

Другим критерием отнесения предприятий к разделу малые - годовой оборот капитала - в Украине пока не определен, хотя в других государствах, например, в Германии, к малым предприятиям относятся предприятия с годовым оборотом не более 25 тыс. марок.

Как правило, количественные параметры классификации обусловлены качественными, и, прежде всего, типом собственности. Так, малые предприятия
- это обычно или индивидуальные, частные фирмы, или небольшие коллективные предприятия типа кооперативов или товариществ. Средние и крупные образования - это чаще всего общества с ограниченной ответственностью или акционерные общества.

Например, объем производства малых предприятий Украины в 1993 году равен 15200 млрд.крб., а количество работающих в 65 тыс. предприятий составило 1000тыс. человек. В кооперативах объем услуг и работ за этот период составил 3200 млрд.крб., а количество работающих в 10 тыс кооперативов равно 200 тыс. человек. Акционерных предприятий более 2000 единиц, объем производства 365 млрд. крб.

Экономическое обоснование создания собственного дела (швейного предприятия).

Из всех видов деятельности в сфере производства, услуг, идей
(интеллектуального бизнеса), коммерческой и внешнекоммерческой деятельности остановимся на создании швейного предприятия. Такое предприятие будет шить школьную форму. Работать оно будет по договорам-заказам, т.е. вся изготовленная продукция будет реализоваться. Для экономического обоснования создания такого предприятия необходимо определить исходные данные для расчета:

1. Объем заказа в штуках;

2. Время изготовления одного костюма;

3. Потребность в ткани и фурнитуре;

4. Стоимость ткани и фурнитуры.

Представим себе, что наше предприятие будет выполнять заказ одной из школ в течении года. Поэтому количество костюмов школьной формы N_год.=1000 шт.

Конечно такой заказ будет состоять из костюмов школьной формы различных размеров. Для упрощения и удобства расчет будем делать на костюм среднего размера.

Возьмем время изготовления такого костюма t=5ч.

Потребность в ткани на один средний костюм 2 метра, по цене 15 грн.

На один костюм необходимо 10 пуговиц, по цене 0,30 грн. и замок-молния
– 0,5 грн.

Также необходимо дублерин 0,5 м по цене 4,0 грн, подкладочная ткань 1 м по цене 0,5 грн.

Для расчёта общей стоимости материалов, из которых будем изготавливать костюм, составим таблицу 3.2.

| |Единицы |Кол-во на|Годовая |Цена |Стоимость|Стоимость|
| |измерения|1 изделие|программа|единицы |на |на заказ |
| | | | | |изделие |(грн.) |
| | | | | |(грн.) | |
|Ткань |м |2 |2000 |15 |30 |30000 |
|Пуговицы |шт. |10 |10000 |0,3 |3 |3000 |
|Замок |шт. |1 |1000 |0,5 |0,5 |500 |
|Дублерин |м |0,5 |500 |4 |2 |2000 |
|Подкладочные |м |1 |1000 |5 |5 |5000 |
|Нитки |кат. |2 |2000 |0,5 |1 |1000 |
|Всего | | | | |41,5 |41500 |

Следующим этапом расчёта будет определение количества и стоимости основных средств для выполнения нашего заказа. Основные средства - это средства производства, многоразово участвующие в производственных процессах, при этом сохраняют натуральную форму и постепенно переносят свою стоимость на продукты. К ним относятся швейная машина, машина- оверлок, мебель, а так же производственные помещения.

Количество оборудования необходимого для выполнения заказа расчитывается по формуле: t - время выполнения операции, час;

Nг - размер заказа, шт.

Кз - коэффициент загрузки оборудования (Кз = 0,8)

Ф эф - эффективный фонд времени работы оборудования в году, час.;

Ф эф = (365 –Выходн. – Праздн.) * 1 смену * 8 часов * К потерь =
= (365 - 14 - 10) * 80,45 = 1900 часов

Разобьем время изготовления изделия t=5часов на время выполнения операции: раскрой (t1), обработка оверлоком (t2), работы на швейной машине
(t3), глажки (t4).

Теперь расчитаем количество швейных машин необходимых для выполнения заказа:

Для выполнения заказа 1000 шт. изделий в год необходимо при односменной работе две швейные машины и одна машина-оверлок.

Из предыдущего расчёта очевидно, что нам необходимо 5 рабочих мест: одно для раскроя, другое для обработки, два для работы на швейных машинах и одно для глажки.

Условно примем, что на одно рабочее место необходимо 5 м кв. Отсюда потребность в производственной площади:

5 м кв. * 5 рабочих мест = 25 м кв.

Добавим 10 м кв. полезной площади на бытовые нужды получим 35 м кв.

Цена 1 м кв. - 350 грн.

Стоимость производственной площади для нашего предприятия:

35 м кв. * 350 грн. = 12250 грн.

Расчёт стоимости оборудования представим в таблице 3.3

Таблица 3.3

Стоимость производственного оборудования

|Наименование |Количество |Стоимость ед. |Общая стоимость|
| | |(грн.) |(грн.) |
|Швейная машина |2 |500 |1000 |
|Машина-оверлок |1 |350 |350 |
|Утюг |1 |100 |100 |
|Стол |5 |100 |500 |
|Стул |6 |50 |300 |
|Всего | | |2000 |

Далее нужно рассчитать амортизацию основных средств. Изношенная часть стоимости основных средств, перенесённая (в виде амортизационных отчислений) на готовую продукцию, по мере реализации последней накапливается в денежной форме в специальном амортизационном фонде.

В расчёте применим ускоренную амортизацию для производственного оборудования.

Если первоначальная стоимость оборудования - 100%. Срок эксплуатации -
5 лет, то норма ускоренной амортизации в год:

Расчёт стоимости основных средств и амортизационных отчислений приведен в таблице 3.4.

Таблица 3.4.

Расчёт стоимости основных средств и их амортизации

| |Стоимость |Норма |Сумма |
|Наименование |(грн.) |амортизации|амортизационных|
| | |% |отчислений |
| | | |(грн.) |
|1. Производственное оборудование |2000 |40 |800 |
|2. Производственная площадь |12250 |3 |367,7 |
|3. Инструмент (1% от |200 |20 |40 |
|производственного оборудования) | | | |
|4. Хозяйственный инвентарь (0,5% |100 |20 |20 |
|от производственного оборудования)| | | |
|Итого |14550 | |1227,5 |

После определения потребности в основных средствах, необходимо определить количество персонала и фонд оплаты труда. Для определения количества рабочих воспользуемся формулой:

t - время изготовления одного изделия, час

Nг - размер заказа, шт.

Фэф - эффективный фонд времени работы рабочего в году, час.

Ф эф = 1900 час.

К вн - коэффициент перевыполнения норм,

К вн = 1,1

К ос - коэффициент совмещения операций,

К ос = 1,1

Кроме основных рабочих, которые непосредственно будут изготавливать изделия, на предприятии будут работать бухгалтер и директор.

Посчитать фонд оплаты труда основных рабочих можем по формуле:

Ф3 рабочих = p * Nг , где

p - расценка, грн.

Nг - размер заказа, шт.

P = t * Ч ст , где

t - время изготовления одного изделия, час. t = 5 часов.

Ч ст - часовая, тарифная ставка, Ч ст = 1 грн./час

р = 5 ч * 1 грн/час = 5 грн.

ФЗ рабочих = 5 грн. * 1000 = 5000 грн.

Дополнительная заработная плата основных рабочих 50% от основной.

ФЗ раб. доп. = 5000 * 0,5 = 2500 грн.

Общий фонд заработной платы основных рабочих 7500 грн.

Фонд зарплаты бухгалтера.

ФЗ бухгалтера = оклад * 12 мес. * 1,5 = 180 * 12 * 1,5 = 3240 грн.

Фонд зарплаты директора.

ФЗ директора = оклад * 12 мес. * 1,5 = 220 * 12 * 1,5 = 3960 грн.

Расчёт годового фонда оплаты труда по предприятию сведём в таблицу 3.5.

Таблица 3.5.

Фонд оплаты труда

|Персонал |Кол-во|Основная |Дополнит|Всего |Средняя |Отчисл. |
| | |З/П |. З/П |З/П |З/П в |на З/П |
| | | | | |месяц |47,5% |
|Основные |3 |5000 |2500 |7500 |208,3 |3562,5 |
|рабочие | | | | | | |
|Бухгалтер |1 |2160 |1080 |3240 |180 |1539 |
|Директор |1 |2640 |1320 |3960 |220 |1881 |
|Итого |5 |9800 |4900 |14700 | |6982,5 |

Для определения себестоимости и цены изделия необходимо определить состав и значение накладных расходов, которые появятся в результате создания предприятия:

1. Заработная плата бухгалтера и директора - (табл. 3.5) - 7200 грн.

2. Отчисления на социальное страхование 47,5% - 6982,5 грн.

3. Амортизация основных фондов - табл. 3.4. – 1227,5 грн.

4. Коммунальные услуги.

В месяц 25 грн. * 12 мес. = 300 грн.

5. Почтово-телеграфные расходы.

В месяц 20 грн. * 12 мес. = 900 грн.

6. Транспортные расходы.

(1% от потребности материалов в год)

В месяц 75 грн. * 12 мес. = 900 грн.

7. Прочие расходы.

В месяц 20 грн. * 12 мес. = 240 грн.

Итого: 19250 грн.

Калькуляция себестоимости и цены изделия приведены в таблице 3.6.

Таблица 3.6.

Калькуляция себестоимости и цены изделия


|Наименование |Сумма (грн.) |Структура % |
| |За год |За изделие | |
| | | | |
|Материалы |41500 |41,5 |39,3 |
|Заработная плата основных |7500 |7,5 |7,1 |
|рабочих | | | |
|Отчисления в фонд |3562,5 |3,56 |3,4 |
|соц.страхования | | | |
|Накладные расходы |19250 |19,25 |18,2 |
|Себестоимость |71870 |71,8 | |
|Прибыль 20% |14360 |14,36 |13,6 |
|Цена без НДС |86160 |86,16 | |
|Торговая наценка 10% |8616 |8,61 |7,7 |
|Розничная цена |94832 |94,82 | |
|НДС 20% |10670 |10,7 |10,1 |
|Продажная цена |105200 |105,52 |100 |

Чтобы определить величину необходимого капитала для создания предприятия, кроме определения стоимости основных средств (табл. 3.3) определим величину оборотных средств.

Расчёт делаем по формуле:

Оборотные средства = Зм + З н. пр. + З г. пр. , где

Зм - запасы материальных ценностей,

Зм = С мат. * Д зап/365 = 41500 * 10/365 = 1152,8 грн.

С мат. - стоимость материалов (табл. 3.2)

Д зап. - дни запаса, 10 дней.

З н.пр. - запасы незавершённого производства,

З н.пр. - С произв. * Д ц. * К нар./365 = 71870 * 2 * 0,6/365 = 236,3 грн.

С произв. - себестоимость запаса (табл. 3.6).

Д ц. - время производственного цикла, 2 дня.

К нар. - коэффициент нарастания зарплат, К нар = 0,6

З г. нр. - запасы готовой продукции,

З г.пр. = Г пр. * Д зап. г. пр./365 = 105520 * 1 день/365 = 28,9

Г пр. - стоимость запаса в продажных ценах (табл.3.6)

Д зап. г. пр - дни запаса готовой продукции, 1 день.

Оборотные средства = 1152,8 + 236,3 + 28,9 = 1418 грн.

Общая потребность в капитале равна сумме основных и оборотных средств:

К = Осн. ср. + Об. ср. = 14550 + 1418 = 15986 грн.

Для создания предприятия необходимо взять кредит в банке в размере суммы оборотных средств (сумма кредита равна 1420 грн.). Из состава основных средств для формирования предприятия вклад в уставной фонд участников – 14450 грн.

В формировании уставного фонда предприятия будут принимать участие два субъекта:

1. Вносит в уставной фонд производственное помещение (стоимость 12250 грн.)

2. Вносит в уставной фонд остальные основные средства (стоимость 2300 грн.).

Таким образом, начальный баланс предприятия на 01.01.199...г. будет следующим:

Баланс предприятия
|Актив | |Пассив |
|Денежные средства|1420 | |Уставной фонд: |14540 |
|Основные средства|14550 | |Капитал участника N1|12250 |
| | | |Капитал участника N2|2300 |
| | | |Кредит банка |1420 |
|Всего актив: |15970 | |Всего пассив: |15970 |

Расчёт всех основных показателей можно свести в таблицу 3.7.

Таблица 3.7

Основные показатели


|Название |Сумма |
|Основные средства, грн. |14550 |
|Оборотные средства, грн. |1418 |
|Численность персонала, чел. |8 |
|Фонд оплаты труда, грн. |14700 |
|Стоимость заказа, грн. |105520 |
|Цена единицы изделия без НДС и торговой |86,16 |
|наценки | |
|Продажная цена |105,52 |
|Прибыль за год |14360 |

Из данного расчета можно сделать следующие выводы:

Калькуляция себестоимости и расчет цены изделия определяют достаточно высокое ее значение. Цена костюма - 105,52грн. Полученная цена для потребителя не реальна. Hеобходимо искать резервы ее снижения: Структура цены показывает, что наиболее весомыми ее составляющими являются - материалы (39,7%), накладные расходы (18,2%), прибыль (10,1%), торговая наценка (7,7%).

Если стоимость материала снизить на 20%, накладные расходы на 50%, реализацию осуществлять без торговых посредников и в цену не включать налог на добавленную стоимость, можно получить цену равную 64,66 грн.

Ц=(41,5*0,8+7,5+3,56+19,25*0,5)*1,2=64,66 грн.

Но и этот уровень цены достаточно высок. Поэтому можно сделать вывод, что создавать такое предприятие экономически не целесообразно в современных условиях ведения бизнеса на Украине.

Заключение.

В данной работе «Предпринимательство - как основа экономики» раскрыта экономическая природа бизнеса и тип хозяйствования. Экономика любого общества представляет собой совокупность различных видов деятельности, результатом которой является создание материальных благ и их движение к потребителю. Эта деятельность осуществляется на основании взаимодействия производительных сил и производственных отношений, характеризующихся их проникновением и взаимовыражением. Бизнес тоже деятельность, исторически возникшая в процессе развития общества.

Что же касается экономической свободы - важного фактора развития бизнеса - она представляет собой свободу хозяйственной деятельности, торговли, землепользования, добровольного сотрудничества друг с другом и т.д. Экономическая свобода одинаково важна как для предпринимателя, бизнесмена, так и для потребителя, ибо она создает среду для творческой деятельности личности.
В работе представлена динамика развития бизнеса в Украине в 90-е годы.
Количество малых, совместных, фермерских хозяйств увеличивается. Количество кооперативов резко сократилось в 1994 году по сравнению с 1992 г. В результате приватизации заметно растет количество акционерных предприятий.

В результате выполнения работы выполнен практический расчет экономического обоснования создания предприятия. Определены основные показатели создаваемого предприятия:

. основные средства;

. оборотные средства;

. численность персонала;

. фонд оплаты труда;

. стоимость заказа;

. цена изделия без HДС и торговой наценки;

. продажная цена;

. прибыль за год.

Hа основании произведенного расчет сделан вывод о том, что создавать такое предприятие в современных условиях не целесообразно.

Список использованной литературы.

1.В.H.Петюх Рыночная экономика. - К.: «Урожай», 1995.-430с.

2.А.П.Киселев Теория и практика современного бизнеса (или как создать фирму и работать на себя).-К.ЛИБРА, 1995.-248с.

3.Данилов Л.П. Предпринимательство и бизнес.-М., 1996.-302с.

4. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха.-М.,1993.

-----------------------

Движущие силы бизнеса

Демократизация общества
Противоречия
Труд
Деловое творчество человека
Стремление к воспроизводству материальных и духовных благ
Риск
Конкуренция
Потребности
Интересы
Стимулы
Экономические законы рынка

Рис. 2

Рис. 3

Акционерные предприятия

2300

100

50

1991 1992 1993 1994

Кол-во тыс.

Сельское хозяйство

37

26

17,5

1991 1992 1993 1994

Кол-во тыс.

Совместные предприятия

3000

2000

812

267

1991 1992 1993 1994

Кол-во ед..

10

Кооперативы

10

173

27,5

1991 1992 1993 1994

Кол-во тыс.

Малые предприятия

75

65

50,5

19,6

1991 1992 1993 1994

Кол-во тыс.

[pic]

[pic]

Швейные машины

Машина-оверлок

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты